You are currently viewing Гимназии царской россии. История первых университетов.

Гимназии царской россии. История первых университетов.

Если говорить об обучении в России еще со времен Петра, то в целом выделяются целых 5 образовательных окладов.

Сначала была духовная школа, потом военно-дворянская школа, учебные заведения для получения общего образования, заграничное воспитание, домашнее и профессиональное образование.

Виды школ

Следует подробнее рассмотреть все виды образовательных учреждений, которые были на Руси:

  • Классическая гимназия. Она появилась ещё в 1864-м году, тогда был выпущен особый устав, который разделил гимназии на два типа, это были классические и реальные гимназии. Благодаря классической гимназии можно было легко поступить в университет. В ней имелось пять предметов, которые считались основными, это была латынь, греческий язык, математика, русская словесность, а также закон божий. Были и второстепенные предметы, из них можно выделить историю, географию и космографию, чистописание, рисование, а также дополнительный язык.

  • Училище. Это еще один тип образования. Обучение происходило по общему, технологическому, а также коммерческому направлению. При помощи седьмого класса можно было подготовиться для поступления в высшее учебное заведение. Однако, в университет поступать было нельзя, особенно это касалось гуманитарных факультетов. Упрощенные правила поступления были для политехнических высших учебных заведений.

  • Земские школы. Чаще всего это были начальные училища. Они были могли быть совершенно разными, курс мог идти шесть лет. Такой тип школы можно сравнить с советской школой, в ней преподавалась грамота, математика, история, словесные, а также естественные науки.

Внимательно отнеслись к проблеме начального и среднего образования при Александре втором. В шестидесятые годы был выпущен университетский гимназический устав.

У некоторых возникала идея и всеобщей начальной школы, однако, её решили не реализовывать. По опыту было понятно, что крестьянам понравилась благоустроенная школа, но при этом не понравилась дурно устроенная школа.

Оплата за обучение в школе тоже имелась, в те времена на обучение платили около 25 руб. в год. Примерно столько зарабатывал рабочий или низший служащий в месяц.

Возникал у властей вопрос и о том, чтобы повысить оплату за обучение для того, чтобы гимназии были менее доступными для бедных людей. Имелся закон, который запрещал брать в гимназии детей обслуживающего персонала.

Связано это было с тем, что в Новочеркасске произошел ужасный случай. В здание Новочеркасской гимназии заложили и взорвали бомбу, она располагалась прямо возле кабинета директора. Один из арестованных оказался выпускником данной гимназии.

Именно в тот момент и были разработаны определённые меры, которые были направлены на то, чтобы не допустить поступление в гимназию детей низших работников. Однако, данная мера была не слишком эффективной.

Одной из более эффективных мер было закрытие приготовительного класса, этот класс давал преимущество тем детям, которые родились в семьях низших слоев.

При Толстом гимназистов было очень много, но во время правления Александра третьего гимназии открывались, однако, в них училось меньше детей.

Телесные наказания в гимназии

Телесные наказания реализовывались в разных учебных заведениях по разному. К примеру, если изучить документы некоторых училищ 1782-1786 г., то в них полностью запрещены такие виды наказания. Но в семинариях и кадетских корпусах они зачастую использовались.

В 1804-м году были запрещены телесные наказания, а вот в 1828-м году телесные наказания вновь были разрешены, но использовать их можно было только в младших классах.

Не существовало перечня проступков, за которые нужно было применять телесные наказания. Был просто определённый перечень наказаний. Всё это по-разному было реализовано в разных школах.

Если говорить об уставе 1864 г., то когда его разослали по иностранным специалистам, в нём предварительно запретили телесные наказания. При этом англичане и немцы сказали, что не стоит отменять телесные наказания.

У нас ситуация с телесными наказаниями была лучше, к примеру, Толстой не просто запретил телесные наказания в школах, но и исключил их там, где они использовались довольно часто, в семинариях.

Наша школа была очень похожа на Немецкую, именно на неё ориентировалась Россия. Однако, в России все же были отличия от европейской школьной системы. Разница заключалась в том, что Россия довольно отставала в науке.

К примеру, в Европе не изучали языки, поэтому серьезной подготовки в школах не было. В нашей гимназии уже обязательным был иностранный язык, но требовали возможность изучать и второй язык.

Именно поэтому нашим гимназистам было намного сложнее, им нужно было изучать два древних языка, а также один или два иностранных языка. Абсолютно все школы до революции требовали от учеников того, чтобы они изучали минимум два языка.

Университеты российской империи

Создание университетов в России было довольно осложненным, так как до определённого момента не было централизованного российского государства. Однако, когда произошла централизация появился спрос на образованных людей.

Тогда и начали пытаться создавать университеты. Тут же появились опасения и насчёт того, что русь довольно сильно отставала в науках, и создать университет можно было при помощи латинских преподавателей.

Ввиду все их имеющихся сложностей во университетах пришлось вводить латынь, она держалась довольно длительное время.

Мужские и женские гимназии

Идея создания мужских гимназий появилась еще в пятидесятые годы 19-го века. Уже в шестидесятые годы было собрано больше 30 000 руб. В разнообразных городах начали собирать книги для библиотеки, в гимназию дарили сибирские минералы, шкуры зверей, национальные костюмы, и даже кости мамонта.

1 июля 1868г. была открыта мужская гимназия. На открытии гимназии Никодим выступил со своим напутственным словом, в котором он давал советы будущим гимназистам. Огромное внимание в данной гимназии уделялось именно дисциплине.

Многие преподаватели отмечали, что гимназисты не знают что такое порядок, они ходят в неопрятной одежде, и совершенно не обращают внимание на преподавателей. Именно поэтому были созданы довольно жёсткие меры для наведения дисциплины.

Для гимназистов, которые не соответствовали существующим правилам, существовали определённые наказания, их могли выгнать из класса или заставить стоять на коленях.

Кроме того, гимназистов сажали в карцер, давали выговоры и исключали из гимназии. Одной из главных проблем было отсутствие учителей по некоторым предметам.

Именно поэтому в данном учебном заведении не преподавались некоторые предметы. На обучении оставило свой след отсутствие необходимых книг, бумаги, и даже пишущих предметов.

Однако, несмотря на всё это, гимназия сыграла огромную роль в развитии Красноярска.

Что касалось женских гимназий, то в них принимались все девочки, которые достигли возраста восьми лет. К 1909 г. в России уже было 958 гимназий.

В России была огромная проблема с отсутствием грамотности, особенно это касалось женщин. Уровень женской грамотности был ниже мужской. Первое женское учебное заведение открыли в Енисейске 26 августа 1860 года.

21 августа 1869г. Была открыта первая женская гимназия. Многие граждане сделали большие пожертвования в пользу и женской гимназии. В ней была создана библиотека и физический кабинет.

В первый год открытия данного учебного заведения в него приняли 42 учениц. В женской гимназии могли обучаться дети среднего класса. Некоторых девочек исключали из гимназии из-за бедности родителей. За учёбу в женской гимназии родители девочек должны были платить 15 руб. в год.

Два раза в год были организованы музыкальные и литературные вечера, на этих вечерах собирались средства для обучения самых нищих учениц гимназии.

Интересно было то, что каждая ученица восьмого класса наблюдала за двумя или тремя учениками из младших классов, они составляли отчёты по работе с этими учениками.

Революция 1917 года подвела черту всего образования в гимназиях России.

Несмотря на то, что в таких образовательных учреждениях были очень строгие правила, из детей все же не получилось вырастить покорных слуг императора.

Большая часть студентов и гимназистов все же поддержали революции 20 века.


Автор статьи: Елизавета Рыбакова