You are currently viewing Ошибки в изучении иностранных языков

Ошибки в изучении иностранных языков

Ошибки помогают изучать иностранные языки!

Нередко на уроках английского языка предпочтение отдается общению, а не точности: реальная жизнь совсем не похожа на классную комнату! В реальных ситуациях, когда вы допускаете ошибку в изучаемом языке, контекст предоставляет достаточно информации о том, каким было предполагаемое сообщение. На самом деле, в большинстве случаев безупречная точность совсем не нужна!

А что говорят исследования?

Хотя ошибки при попытке овладеть языком могут показаться не очевидными, предоставление учащимся возможности свободно общаться и договариваться о значении языка является ключом к успеху. Учащийся, который много общается и при этом допускает мало ошибок, с гораздо большей вероятностью обретет уверенность в себе для решения реальных жизненных ситуаций, чем тот, кто общается мало, потому что боится допустить ошибку.

В коммуникативном обучении языку, например, задача преподавателя — как поощрять ученика к самовыражению, так и предоставлять корректирующую обратную связь таким образом, чтобы это не мешало общению.

Это означает, что если ученик говорит: ‘I go swimming last night’, гораздо эффективнее ответить: ‘Oh, that’s nice, you went swimming. What did you do after?’, а не ‘No! You went swimming! Use past simple for past events!’. — Первый вариант поощряет ученика продолжать рассказ, в то время как второй, скорее всего, заставит его остановиться на месте, пересмотреть контекст и дважды подумать, прежде чем выразить себя в будущем, из-за страха повторить ошибку.

Конечно, учителям нужно быть осторожными, чтобы не пересказывать все, что говорят ученики, но эта техника может быть эффективным методом признания содержания ответа ученика, а также обратной связи по поводу точности.

Важность свободы совершать ошибки в изучении языка также подтверждается исследованиями в области психологии, которые показывают, что учащиеся, которые пробуют выполнить задание, не освоив его полностью, лучше запоминают новую информацию. Аналогичный эксперимент в контексте изучения языка также показывает, что процесс совершения ошибок активизирует в мозгу более широкую сеть связанных знаний, что приводит к лучшим результатам обучения.

Лучшие советы, как помочь учащимся… делать ошибки!

Я считаю, что ключ к тому, чтобы помочь учащимся почувствовать себя расслабленными и готовыми к свободному общению в классе, — это аутентичность. Это означает, что должна существовать как реальная коммуникативная потребность учащегося говорить, так и подлинная реакция окружающих на то, что сказал учащийся.

— Окружайте учащихся английским языком — поощряйте их говорить с вами и друг с другом на английском языке;

— не бойтесь отклоняться от тем, которые не предусмотрены планом урока — иногда лучшее общение происходит спонтанно;

— моделируйте общение, рассказывая ученикам истории и анекдоты из своей жизни, и поощряйте их делать то же самое;

— позволяйте своим ученикам развлекаться с английским языком — дайте им попробовать разговорные выражения и попросите их рассказать о тех выражениях, которые они слышали или видели в других местах;

— не переусердствуйте с исправлениями — если ошибка повторяется, запишите ее и расскажите о ней на последующих уроках;

— избегайте искушения превратить то, что задумывалось как разговорная практика, в полноценный урок грамматики.

Хотя легче сказать, чем сделать, особенно когда на карту поставлен результат экзамена, стоит помнить, что экзаменаторами английского, как и людьми, с которыми наши ученики могут общаться за пределами класса, движет естественное желание понимать людей, с которыми они общаются.

Это особенно сильно проявляется, когда практикуется в контексте класса — через ролевые игры или опыт изучения языка. Они настраивают учеников на успех в реальном общении. Другими словами, когда целью является общение, ошибки вторичны, а это и есть настоящая жизнь, не так ли?

Успехов!

Николай Савченко