You are currently viewing Чтобы не кинули. Как обезопасить себя, работая на удалёнке.

Чтобы не кинули. Как обезопасить себя, работая на удалёнке.

  • Пандемия 2020 года резко изменила рынок труда: работникам пришлось привыкать трудиться на удаленке, даже если они никогда к этому не стремились. Но одно дело — те, кто просто из офиса перебрался за кухонный стол в своей квартире, и совсем другое — те, кому пришлось устраиваться на работу в новых экономических условиях.

Удаленное трудоустройство и оплата труда — заманчивая область для мошенников и недобросовестных работодателей.


Одна студентка из Москвы  прошла курсы по копирайтингу, вступила в разные профессиональные группы и чаты в поисках первых заказов: она рассчитывала, что новая профессия прокормит ее как минимум до окончания учебы.

Откликалась на разные вакансии, но быстро ответили только по одной: «Вы нам подходите, вот описание проекта, нам от вас нужно 10 текстов, платим 3 тысячи рублей за каждый». Мария обрадовалась: для студентки это хорошее подспорье. И согласилась.

В ответ работодатель прислал ей ссылку на один из сайтов для безопасных интернет-сделок. «Мы зарезервировали там 30 тысяч рублей, но мы должны быть уверены, что вы нас не кинете, так как сроки горят. Вы переведете на сайт системы 10 процентов предоплаты, а когда мы подтвердим, что вы выполнили заказ, вам придут и предоплата, и гонорар», — сообщил работодатель.

Мария была в восторге, что нашла работу, поэтому быстро отправила деньги. Но задания по текстам так и не дождалась. На том конце провода замолчали. Студентка рассказала об этом в чате для копирайтеров: оказалось, что эта схема всем известна давно и на нее постоянно ловят начинающих.

«Обидно, конечно, что все в курсе, но почему-то никто не рассказывает об этом тем, кто только приходит, — считает Мария. — Возможно, и я бы заподозрила неладное, но я была так рада, что подозрительность просто выключилась: все выглядело вполне солидно и серьезно».

Раба бесплатно

Другая москвичка в пандемию потеряла работу и пыталась устроиться редактором в бизнес-проект. Откликнулась на одну из вакансий и получила предложение о сотрудничестве. Работу предлагали постоянную, оформить обещали в штат, но «позднее, когда главный по кадрам выйдет из отпуска, а это вот-вот». А пока предложили начать работать: нужно было отредактировать 150 страниц достаточно плотного текста.

Ксения все, что от нее требовалось, сделала и отправила работодателю. В ответ ей сообщили, что редактора нанимать передумали, но ее труд оплатят. А потом просто перестали отвечать. «Мне кажется, никто никого не планировал нанимать, просто хотели раба бесплатно, — считает Ксения. — Они знают, что из-за 150 страниц я вряд ли пойду в полицию. А ведь я, наверное, и не одна: точно так же они могли загружать работой других потенциальных сотрудников».

Мама троих детей из города Дзержинска рассказывает свою историю неудачного трудоустройства. Девушка разместила резюме на одном из популярных сайтов по поиску работы. И ей быстро ответили.

«Администратор на удаленной работе» — так называлась вакансия — должен был после прохождения обучения вручную отфильтровывать сформированные заказы из Китая. За каждый заказ платили 10-20 рублей. В программе отображается счет, но вывести деньги на свою карту можно только при достижении суммы в 2000 рублей.

«За 2,5-3 часа я набрала необходимую сумму и попробовала вывести деньги, — говорит девушка. — Забила номер своей карты и получила ответ, что данная операция невозможна, так как необходимо завести свой зарплатный счет именно в этой фирме. Зарплатная карта у меня уже есть, но „техническая служба“ меня убедила, что это разные вещи и что для каждой фирмы надо открывать новый зарплатный счет.

Открыть ЗС можно через них (стоимость 286 рублей) или в любом банке (стоимость 290 рублей). Тут я уже начала думать про развод. Поискала отзывы и ничего не нашла. Моё любопытство меня не покинуло, и, чтобы не тратить 3-4 дня на оформление в банке, я решила рискнуть оформить всё онлайн. После перевода должен открыться ЗС, и можно спокойно вывести „свои заработанные“ деньги».

После того как девушка заплатила якобы за зарплатный счет, началась переписка с «технической службой», которая то сетовала на технический сбой, то просила подождать буквально пару часов. Однако вечером телефон «работодателя» уже не отвечал. Девушка получала СМС о том, что абонент в сети, однако перезванивала и слышала короткие гудки. На этом «работа» закончилась.

Люди, обжегшиеся на неоплате труда, общаются на форумах и в соцсетях: в группах можно увидеть отзывы не только обманутых работников, но и работодателей. Истории разводов часто повторяются. Например, Наташа Паламарь из Донецка выкладывает переписку с работодателем, который на протяжении трех недель «кормит ее завтраками» и не оплачивает первую — якобы пробную — статью.

Как не стать жертвой развода

  • С одной стороны, сложившаяся ситуация с пандемией ставит нас в жесткие рамки выживания, а с другой — учит новому — дистанционному — ведению бизнеса.

Вот основные требования, которые необходимо предъявлять к работодателю, если вы работаете с ним онлайн:

  • Заключение письменного соглашения. Пусть это будет обмен подписями через сканирование и электронную почту, также стоит продублировать это письмом по обычной почте.
  • Обязательно общайтесь по видеосвязи, ведите запись переговоров.
  • Не бойтесь спрашивать документы, удостоверяющие личность. Вы должны точно понимать, с кем имеете дело и ведете переговоры.
  • Хорошо, когда у исполнителя открыт расчетный счет в банке и оплата услуг проходит по реквизитам.
  • Зачастую и сами работники — дизайнеры, копирайтеры, пиар-менеджеры и многие другие — не утруждают себя регистрацией в налоговом органе, тем самым нарушают закон и склоняют заказчика к заключению сомнительной сделки. Они сами порой отказываются от заключения договоров, ведь заработок нужно задекларировать.

Но при заключении соглашения вы сможете проверить и заказчика, и исполнителя (в зависимости от того, кто вы в этой сделке) по ИНН, через сайт налоговой службы.

  • Не ленитесь и не стесняйтесь спрашивать и смотреть социальные сети друг друга. В них много полезной информации, которая поможет ускорить либо отказаться от оформления сделки.
  • Интернет-поисковики вам в помощь! Даже забив номер телефона в строку поиска, можно получить информацию о нужном человеке.

Безопасность для заказчика

Заказчику услуги тоже нужно быть внимательнее.

  • Просите исполнителя показать ранее выполненные проекты — портфолио. У профессионала оно обязательно имеется.
  • Не переводите всю сумму сразу, просите рассрочку или оплату частями. Даже психологически, когда работа оплачена не полностью, больше вероятность, что ее сделают хорошо и в срок.
  • Переводите деньги на банковский счет. Если человек просит оплатить на электронный кошелек, высока вероятность обмана!
  • Сохраняйте скриншоты переписок и видеопереговоры. Не поддавайтесь на недоказуемые устные обещания и «золотые горы». Честному продавцу и покупателю услуг неважно, как происходит трудовой процесс, очно или дистанционно, ему скрывать нечего.

Что за мошенничество с удаленной работой появилось в России?

  • Пандемия COVID-19 изменила рынок труда: одни специалисты остались без работы, другие, напротив, стали очень востребованы, а работодатели, которые раньше и слышать об этом не хотели, отправили сотрудников на удаленную работу и прилично сэкономили на этом. По данным НИУ ВШЭ, Ассоциации электронных коммуникаций и Microsoft в России, более половины отечественных компаний перевели сотрудников на дистанционный формат работы. 

Но надо сказать, что на популярность удаленки обратили внимание и мошенники: аферисты начали прикидываться работодателями, разыскивающими сотрудников на дистанционную работу. Как пишет «Коммерсант», злоумышленники связываются с жертвой и предлагают привлекательные условия труда. Единственное условие — для выполнения рабочих обязанностей нужно скачать несколько мобильных приложений, среди которых есть одно с вирусом, с помощью которого аферисты получают доступ к смартфону или планшету своей жертвы. А заодно — и доступ к онлайн-банку.

Какие приложения могут быть опасны?

С приложениями удаленного доступа часто работают службы технической поддержки: на дистанционной работе без них не обойтись, если, например, сломался компьютер. Сами по себе такие приложения вредоносными не являются, если используются официально, в идеале — на рабочем оборудовании. 

Другое дело, когда приложение с удаленным доступом просят установить незнакомые люди, проще говоря, аферисты. Раньше мошенники прикидывались сотрудниками службы безопасности банка и под предлогом несанкционированных переводов уговаривали своих жертв скачать такое приложение якобы для спасения оставшихся на счете средств.

Если гражданин соглашается, то он предоставляет злоумышленникам полный доступ к своему мобильному устройству с банковскими приложениями. После кражи мошенниками денег вернуть их практически невозможно.

Теперь аферисты, использующие приложения с удаленным доступом, прикидываются не банковскими служащими, а работодателями.

Бывает еще, что мошенники присылают своим жертвам вредоносные ссылки, с помощью которых опять же получают контроль над чужими гаджетами.

Как можно перейти по ссылке? Например, получив фишинговое письмо. И здесь будет не вредоносное программное обеспечение: пользователь сам отдаст контроль над своим устройством. Второй случай — когда программа имеет недокументированные возможности: вы либо ее сами устанавливаете, либо заходите на веб-сайт, где, сами этого не осознавая, даете разрешение на установку софта и заражаете компьютер.

Кстати, даже в официальных программах для работы с удаленным доступом встречаются уязвимости, позволяющие аферистам перехватывать контроль над чужими устройствами.

Еще одна категория опасных программ — трояны и шпионские программы, выдающие себя за официальный продукт.

Речь идет о различных приложениях, оптимизирующих работу системы, анимированных фонах для экрана, заставках… Даже разнообразные приложения, показывающие погоду и т. д. Такие приложения опасны в первую очередь компрометацией данных пользователей, начиная от адресной книги и заканчивая учетными данными от социальных сетей и мобильных банковских приложений.