Духовно-нравственное воспитание детей и развитие личности является одной из главных задач современной государственной политики.
Благодаря такому воспитанию обеспечивается духовное единство народа, а также объединение всех имеющихся моральных ценностей, такое воспитание обеспечивает как политическую, так и экономическую стабильность всего народа.
Поэтому духовно-нравственное воспитание актуально в современной образовательной системе.
В целом, такое воспитание является многоплановым и целенаправленным процессом, который нужен для того, чтобы дети усвоили все имеющиеся нормы и ценности, которые есть в обществе.
Под таким воспитанием подразумевается содействие становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Это полноценная система ценностей и идеалов, на этой основе формируется личная позиция мировоззрения.
Нравственность можно понять как развитие чувств, отношений, а также поведения, которое будет отражать мировоззрение в социальной деятельности ребенка, оно помогает наладить отношения с другими людьми, а также со всем миром.
Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя разнообразные базовые национальные ценности, это такие ценности, как:
- Патриотизм, любовь к народу своей страны, к своей родине;
- Осознание того, что нужно служить отечеству, соблюдать все законы, свободу совести, а также вероисповедания;
- Базовые понятия семьи, любви, а также верность своему партнёру, здоровье и достаток, уважение к своим родителям, забота как о старшем поколении, так и о младшем;
- Понятие труда и творчества, правильное отношение к труду;
- Отношение к искусству и литературе, становление духовного мира человека, а также нравственный выбор;
- Природа как наивысшая ценность на нашей планете земля.
Духовно-нравственные ценности должны прививаться еще в дошкольном возрасте у ребёнка. Этот возраст идеален для того, чтобы запустить процесс усвоения у ребёнка разнообразных социальных требований, норм, в котором затем формируется личность.
Благодаря такому воспитанию ребёнка появляются побудительные мотивы, которые соответствуют нравственному поведению.
Благодаря такому образованию у ребенка создается собственная система ценностей, которые являются основными в таком воспитании.
Данные ценности разделяются на две группы:
- Семейные ценности. Это любовь к своим ближним, забота о них, а также доброта, сочувствие и соблюдение традиций. Такие ценности включают в себя уважение к старшему поколению и заботу о младшем поколении, любовь к месту, где родился ребенок, а также правильное отношение к природе родного места;
- Основные культурные ценности, это разнообразные произведения искусства, традиции, праздники, присущие тому месту, где ребенок родился, правильное отношение к труду и творческой составляющей.
В качестве основы духовно-нравственного воспитания можно выделить духовную культуру того места, в котором родился и проживает ребёнок, где развивается его личность.
Конечно, основной должна быть культура семьи, а также образовательного учреждения, в котором находится ребенок. Именно то воспитание, которое есть в семье и в детском саду, будет определяющим в процессе становления ребенка.
Если у ребёнка полная семья, в которой есть и мать и отец, которые живут в мире и согласии, а женщина хранит очаг, является символом женственности и материнства, а мужчина служит защитником и опорой всей семьи.
Если дети растут в такой семье, то они окружаются и любовью, и заботой, между родителями обязательно должны быть хорошие отношения, они играют основную роль в формировании разнообразных качеств ребёнка.
Ребёнок должен чётко осознавать свою роль в семье, у него должна быть близкая связь со своими родными людьми, он должен знать свою родословную и следовать всем традициям, которые есть в данной семье.
Всё это очень хорошо отражается на духовном и нравственном становлении ребёнка.
Кроме того, детский сад также должен создавать все необходимые условия для того, чтобы ребёнок усвоил духовно-нравственные нормы, а также ценности.
Сейчас выделяют множество направлений в дошкольном образовании, это развитие ребёнка в сфере социальной и коммуникативной, развитие познавательности, речи, культурное развитие, а также физическое.
Всё это тесно связано с духовно-нравственным воспитанием у детей.
Все сотрудники детского сада должны проводить духовно-нравственное воспитание, а также развитие детей при помощи организации детской деятельности во время занятий, прочтения разнообразных книг, во время бесед и разнообразных игр, кроме того, нравственность в ребенке развивает и самостоятельная деятельность.
Нужно ли духовно-нравственное воспитание?
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных в современном мире.
Сейчас с этим наблюдается очень сложная ситуация, у молодого поколения нет жизненных ориентиров, они не занимаются культурной деятельностью, у них нет патриотического воспитания, а также прочих факторов.
В средствах массовой информации широко рекламируется жестокость и насилие, существует реклама алкогольной и табачной продукции, все это очень сильно усложняет ситуацию.
У детей ломаются представления о духовных ценностях, которые являются главными, на их место встали материальные ценности. Из-за этого у детей появляются материальные желания, они занимают главное место, у них формируются вредные привычки.
Как и семья, так и детский сад должен воспитать ответственного гражданина, который сам может оценить текущую ситуацию и построить правильную деятельность.
Для того, чтобы решить эту задачу, нужно воспитывать духовно-нравственные свойства, а также личностные качества у ребенка.
Результаты духовно-нравственного воспитания детей
Такое воспитание подразумевает под собой получение определенных результатов, в ребенке должна быть воспитана гражданственность, патриотизм, он должен уважать права и свободу, а также обязанности человека.
Он хорошо должен относиться к своей родине и народу, понимать, что из себя представляет общество, знать об истории своей страны, о традициях.
Также такое воспитание подразумевает под собой воспитание нравственности и этики у ребёнка, у него появится представление о моральных нормах, а также правилах того, как нужно себя вести, представление о взаимоотношениях в семье, отношениях между поколениями, разными этносами, представителями разных убеждений и социальных групп.
Благодаря такому воспитанию ребёнок научится взаимодействовать со своими сверстниками, старшим и младшим поколением в соответствии с нормами, которые актуальны на данный момент.
Ребёнок должен научиться уважительно относиться ко всем имеющимся религиям, не быть равнодушным к проблемам, которые есть у других людей, ребенок должен проявлять сочувствие к человеку, который на данный момент находится в тяжелой жизненной ситуации.
Результаты духовно-нравственного воспитания ребёнка постоянно оцениваются, это могут быть анкеты, экспертное мнение, которое может анализировать личность ребёнка.
Все тестовые инструменты создаются с учётом возраста ребёнка.
Оценивается и корректируется духовно-нравственное воспитание ребёнка, а также результаты деятельности детей в ходе постоянного наблюдения преподавателя, а также взаимодействия с семьей ребенка.
Автор статьи: Елизавета Рыбакова