You are currently viewing Физкультура в школах

Физкультура в школах

Как вы относитесь к урокам физкультуры?

В сегодняшнем обществе люди, отвечая на этот вопрос, встают на один из двух путей.

Первые: «Прекрасно! Мне очень нравилось на них».

Скорее всего это люди с хорошей физической подготовкой. Они любят спорт, он составляет основу их образа жизни.

Вторые: «Лучше бы их было меньше». А это те, кому занятия физкультурой в школах отбили всякую любовь к спорту.

В этой статье вы узнаете, как сейчас обстоят дела с физкультурой в школах и по каким причинам освобождают от занятий.


Введение

Здоровье – неотъемлемая часть каждого из нас. Всем с детства говорили о пользе здорового образа жизни, о том, что нужно заниматься спортом.

Для поддержания здоровья в России, начиная с детского садика, вводятся уроки физической активности. В садиках это может быть простая разминка, бег, выполнение незатейливых упражнений.

В школе же у всех учеников, начиная с первого класса, начинаются уроки физической культуры.

Зачем нужны эти уроки и как сейчас проходит физкультура в школах России? Разберёмся в этой статье.

Физкультура как предмет

Физическая культура – обязательный предмет в школах России.

Министерство образования считает, что правильное физическое воспитание детей улучшает состояние здоровья учащихся.

Однако каждый человек, прошедший через российскую школу может сказать, что физкультура у нас это предмет двоякий. Сейчас поясним.

Положение дел в современной России

С одной стороны, физическое развитие детей невероятно важно.

Оно помогает ребёнку лучше себя чувствовать, улучшать мозговую активность, ощущать себя полноценным членом общества, развитым так же, как и его сверстники.

То есть, очевидно, физкультура – нужный предмет.

С другой стороны, условия для занятия физкультурой во многих российских школах просто ужасные (об этом мы поговорим дальше).

У большинства детей просто пропадает желание заниматься этим предметом, физкультура становится в тягость, хотя, казалось бы, наоборот должна всем приносить удовольствие.

Пять проблем физкультуры в России

Далее речь пойдёт о недостатках уроков физической культуры в нашей стране.

Отметим, что большинство проблем из этих пунктов характерны для общеобразовательных школ, а не частных.

Что касается географии распространения проблемы, то даже в обычных столичных школах можно обнаружить что-то из этого списка.

  1. Система оценивания;
  2. Незаинтересованный учитель;
  3. Неадекватное расписание;
  4. Отсутствие инвентаря;
  5. Плохие условия раздевалок.

Система оценивания

Про систему оценивания в школах России можно вести вечную полемику, однако факт остаётся фактом, она часто бывает несправедливой.

Разрабатывая нормативы для школьников, Министерство образования не учитывает, что с каждым годом уровень физической подготовки молодых граждан стабильно уменьшается.

Это связано даже не с появлением новых технологий в виде смартфонов. Все люди по своим физическим характеристикам уникальны.

Применять одну и ту же систему оценивания для детей, занимающихся в спортивных кружках и для тех, кто занимается наукой, во многом нечестно.

Реальность такова, что на нынешних уроках физическая нагрузка будет в радость только тем ребятам, которые дополнительно занимаются спортом.

Незаинтересованный учитель

Эта проблема является, наверное, самой главной. Что ассоциируется у жителей России с фразой «учитель физкультуры»?

Обычно на ум приходит мужчина в возрасте в стареньком спортивном костюме, который уже сам давно позабыл, что такое здоровый образ жизни.

Конечно, мы говорим не про все школы, к кому-то приходят и молодые специалисты, но таковые всё чаще тянутся в столицу за хорошую заработную плату.

Именно учитель отбивает у большинства людей желание ходить на уроки.

Неадекватное расписание

Большинству современных школьников знакома такая проблема, что уроки физкультуры ставят перед предметами, на которых часто устраивают контрольные.

Всем российским школьникам известна такая ситуация, когда урок физкультуры только-только закончился, все вспотели, а до следующего урока 10 минут, за которые нужно успеть привести себя в порядок и хоть что-то повторить.

Отсутствие инвентаря

Сравнивая наши условия с условиями школ в других странах, особенно сильно в глаза бросается отсутствие спортивного инвентаря.

Наши школы редко располагают тренажёрами, хорошими «козлами» и новенькими мячами.

Плохие условия раздевалок

Данный пункт также очень сильно волнует всех учащихся.

Раздевалка у нас обычно похожа на небольшое помещение, в котором стоит две лавки и вешалка, как в гардеробе.

О душе обычно и речи не идёт, а в туалет можно зайти только по крайне сильной нужде.

Группы здоровья

В нынешнее время существует самое настоящее разделение людей по группам здоровья.

Чтобы понять, в какой ты группе, нужно заключение врача-педиатра, подросткового врача или терапевта.

Данная процедура производится в конце учебного года.

Решение о причислении ученика к какой-либо медицинской группе производится врачом уже перед началом учебного года, после дополнительного осмотра.

Самый основной критерий определения учащегося в ту или иную медицинскую группу – это уровень его здоровья и функционального состояния организма. Всего групп четыре:

  • Основная – 1 группа;
  • Подготовительная – 2 группа;
  • Специальная «А» — 3 группа;
  • Специальная «Б» — 4 группа.

Основная группа

Сюда можно отнести тех детей, у которых не наблюдается отклонений в состоянии здоровья, а также учеников, имеющих незначительные отклонения.

Учащиеся развиты согласно их возрасту, физическая подготовка такая же, которая характерна для большинства сверстников.

Какой физической активностью могут заниматься дети основной группы на уроке?

Детям, отнесённой к этой группе, необходимо заниматься по предусмотренной учебной программе в полном её объёме.

Для основной группы нет совершенно никаких ограничений, дети могут пользоваться под присмотром учителя любым спортивным инвентарём.

С учётом желания, наличия времени и характеристиками здоровья, ему рекомендуются занятия в различных спортивных секциях и кружках на иных площадках.

Подготовительная группа

Здесь те ученики, которых можно назвать практически здоровыми. Чаще всего они имеют какие-то морфологические отклонения или же просто плохо физически развиты.

Это могут быть люди с хроническими заболеваниями.

Что касается занятий физической культурой, то ученикам из этой группы здоровья можно выполнять упражнения, заниматься активной физической деятельностью.

Однако преподаватель должен контролировать, чтобы комплекс упражнений не оказался чересчур сложным для ребёнка, учитель не должен предъявлять повышенных требований, все движения должны быть осторожными и не навредить.

Специальная группа «А»

Поскольку специальная группа делится на «А» и «Б», то определение ребёнка в конкретную группу – задача врача после проведения осмотра.

К группе «А» ученика относят, если у него имеются явные отклонения в физическом состоянии организма.

Ученикам из этой группы здоровья разрешается посещение уроков физической культуры только при наличии специальной программы, корректирующей здоровье.

Что важно заметить, преподаватель должен пройти курсы повышения квалификации или быть врачом ЛФК, чтобы заниматься с детьми третьей группы здоровья.

Специальная группа «Б»

К данной группе относятся те учащиеся, которые обладают явными выраженными физическими отклонениями.

Детям из этой группы необходимо посещать занятия ЛФК в местной поликлинике или в диспансере.

На уроках физкультуры в обычных школах заниматься запрещено.

Освобождения

Таким образом, постоянное освобождение от физкультуры могут получить дети только со специальной группой здоровья.

Другой случай получения освобождения – болезнь.

После неё обычно выписывают справки с отстранением от занятий физкультурой на какой-то срок.

Однако ученик всё равно обязан присутствовать на занятии, он просто не будет выполнять физические нагрузки.


Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что спорт должен быть неотъемлемой частью жизни каждого, а урок физической культуры направлен лишь на то, чтобы привить любовь к ЗОЖ.

Конечно, сейчас не во всех школах России дела с физической культурой обстоят хорошо, но мы уверены, что даже из них ученикам всегда есть, что подчерпнуть.

Будьте здоровы!


Автор статьи: Софья Трофимова