You are currently viewing Греф и образование

Греф и образование

В 2010 году программа «Образование 2030» была впервые презентована общественности.

И сразу стала не только причиной для полемики первых лиц государства, занятых в сфере образования и науки, но и вызвала бурю неоднозначной реакции среди всего населения России.

Неоднозначной это реакция оказалась в главной степени из-за родителей, ознакомившихся с положением программы.

Реализация идей, описанных в данной программе на некоторое время была приостановлена, но не так давно, глава «Сбербанка» Герман Греф снова заговорил об их воплощении в реальность.

Против него и инициативы возобновления программы выступили несколько заинтересованных деятелей культуры, в том числе известный многим автор, режиссер Никита Михалков.

Действительно ли подобный инновационный подход к образованию, который продвигает Герман Греф, необходим и может ли он предоставлять какую-либо опасность будущим поколениям?

Истоки программы

Программа «Образование 2030» была плотно связана с идеологией форсайта, что переводится с английского языка как «взгляд в будущее».

Другими словами, программа делает особый акцент на развитие инновационного подхода в образовании, акцентирует внимание на развитие цифровых технологий.

Начать стоит с самого происхождения и внедрения в лексикон слова «форсайт». Это выражение было заимствовано советскими идеологами и исследователями у военных США.

Американские коллеги подразумевали под «форсайтом» технологию, которая при помощи осознанной визуализации позволяет добиться внушающих успехов в достижении поставленной цели.

Этот термин также часто использовался в словосочетании «технологический форсайт», применяемом в сфере безопасности и обороны США.

Заимствование подобной идеологии из военных исследований 50ых годов для реализации на детской воспитательной и образовательной программе уже на этом этапе не может не вызывать вопросов.

В 2010 году на выставке Экспо в Китае были изложены идеи форсайта, которые затем были обсуждены на открытом московском родительском форуме.

Идеи были отклонены родителями и представителями власти, пришедшими к единому мнению о подрыве данной идеологией традиционных представлений о семье и образовании.

Г.Греф уже тогда активно защищал идеологию форсайта от всяческих нападок, но безуспешно. Идея была ликвидирована, но ненадолго. Вскоре в общественном дискурсе появилась модернизированная версия форсайта – программа «Образование 2030».

Первые положения программы «Образование 2030»

Образовательная программа, нацеленная на воплощение к 2030 году, активно продвигала идеи отхода от старых форматов, на замену которым предлагались следующие догмы:

— построение онлайн-платформ для индивидуальной работы ученика и учителя;

— ликвидация дипломов о получении среднего общего образования

— стандартизация учебных пособий и материалов.

— постановка книги во главу формы знания, что подразумевает отказ от классических образовательных учреждений в принципе.

Следует отметить, что данные положения пропагандируют отказ от наличия живого непосредственного учителя в образовательном процессе, переход на полную цифровизацию всего образовательного процесса.

Все эти положения, а также активное внедрение программы в общественную жизнь проводятся Г. Грефом через развитую сеть каналов влияния: его благотворительный фонд «Вклад в будущее», координационный совет при Минпросвещения РФ по развитию российского образования, который возглавил Г.Греф, совместный с мэром Москвы проект платформы СберКлауд и др.

Критиковать стоит не только монопольное вмешательство в процесс российского образования, но и смену вектора, которым подвергся ключевой игрок – Г.Греф.

Чтобы быть честными и претендовать на объективность, не стоит забывать, что изначально идеи главы Сбера были вполне разумными и концептуальными.

Сама программа, по словам Грефа, должна была быть связана с модернизацией системы оценивания, внедрением конкурсной системы как среди учеников, так и среди учителей, изменением процесса повышения квалификации педагогов, которые по мнению Грефа, стали кочками на пути к развитию как отдельной личности, так и государства в целом.

Однако современный формат и положения программы значительно отошли от первоначальных благих и здравых намерений, полностью фокусируются на внедрении ИИ – искусственного интеллекта, который сам по себе является еще не в полной мере контролируемым, враждебным человечеству.

Сомнения в благи целях программы существуют еще и из-за привлечения к реализации проекта заинтересованных в материальной выгоде людей, предпринимателей, госслужащих.

Зачем банкиру вкладываться в образование?

Г.Греф активно позиционирует себя как человек нового цифрового века, выступающего за развитие ИИ.

Воспитание и научение квалифицированных кадров, способных продвигать развитие инновационных технологий в стране – один из его карьерных приоритетов.

Однако одного желания мало, отсутствие профильного образования, большого жизненного опыта, связанного с данной сферой, становятся причинами очевидных ошибок в ресурсно затратных шагах.

Прошедший пандемийный 2019 год стал ярким примером, доказавшим не только наличие низового уровня цифровизации населения, но и не способности высших лиц (в том числе и Г.Грефа) к быстрым, верным и продуктивным действиям для решения сложившихся на тотальной удаленке проблем.

Полная ликвидация человеческого фактора в технологических процессах (а это именно то, к чему стремится глава Сбера) приведет скорее к большим ошибкам и разрухе, чем следование традиционной модели образования.

Как говорил еще И.Сталин: «Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса». Перекладывая эту цитату на образовательный процесс, тоже самое можно сказать и об экосистеме учитель-ученик.

Что будут преподавать в школе?

Развитие инновационных технологий – это только верхушка айсберга программы «Образование 2030».

Положения программы подразумевают также наличие генетического паспорта на каждого учащегося, который позволит определить наилучший способ его обучения.

Такое генетическое разделение навевает мысль о фашистских и шовинистских идеологиях прошлого.

Глобально, Греф меняет фундаментальные дисциплины, предметы, стандарты, заменяя их на просто «базовые», которые, по сути, не ведут к углублению образовательного процесса, а наоборот – к его упрощению.

Если попытаться коротко сформулировать, то вот основные компетенции, которыми должен будет обладать человек «нового общества», прошедшего программу «Образование 2030»:

— чтение

— письмо

— счет при помощи калькуляторов и прочих механических инструментов

— программирование на базовых языках.

В число дополнительных образовательных модулей, которые могут быть изучены по желанию, входят:

— гражданская грамотность

— финансовая грамотность

— правовая грамотность

— экологическая грамотность;

— научная, технологическая грамотность.


Вывод

Таким образом, внедряемые и активно отстаиваемые Г. Грефом положения программы «Образование 2030» только внешне кажутся инновационными, продвигающими цифровизацию и углубленное изучение дисциплин уже на стадии базового среднего образования.

На самом деле, потраченные миллиарды на презентацию программы, ее активный пиар и организацию мероприятий в ее поддержку, выброшены на ветер, так как сама программа не имеет под собой адекватной базы, релевантного опыта и пропагандирует деградацию населения с первых школьных лет, приучение к восприятию только интерактивной и визуальной информации и полной зависимости от механических инструментов и вычислительных машин.