В 2010 году программа «Образование 2030» была впервые презентована общественности.
И сразу стала не только причиной для полемики первых лиц государства, занятых в сфере образования и науки, но и вызвала бурю неоднозначной реакции среди всего населения России.
Неоднозначной это реакция оказалась в главной степени из-за родителей, ознакомившихся с положением программы.
Реализация идей, описанных в данной программе на некоторое время была приостановлена, но не так давно, глава «Сбербанка» Герман Греф снова заговорил об их воплощении в реальность.
Против него и инициативы возобновления программы выступили несколько заинтересованных деятелей культуры, в том числе известный многим автор, режиссер Никита Михалков.
Действительно ли подобный инновационный подход к образованию, который продвигает Герман Греф, необходим и может ли он предоставлять какую-либо опасность будущим поколениям?
Истоки программы
Программа «Образование 2030» была плотно связана с идеологией форсайта, что переводится с английского языка как «взгляд в будущее».
Другими словами, программа делает особый акцент на развитие инновационного подхода в образовании, акцентирует внимание на развитие цифровых технологий.
Начать стоит с самого происхождения и внедрения в лексикон слова «форсайт». Это выражение было заимствовано советскими идеологами и исследователями у военных США.
Американские коллеги подразумевали под «форсайтом» технологию, которая при помощи осознанной визуализации позволяет добиться внушающих успехов в достижении поставленной цели.
Этот термин также часто использовался в словосочетании «технологический форсайт», применяемом в сфере безопасности и обороны США.
Заимствование подобной идеологии из военных исследований 50ых годов для реализации на детской воспитательной и образовательной программе уже на этом этапе не может не вызывать вопросов.
В 2010 году на выставке Экспо в Китае были изложены идеи форсайта, которые затем были обсуждены на открытом московском родительском форуме.
Идеи были отклонены родителями и представителями власти, пришедшими к единому мнению о подрыве данной идеологией традиционных представлений о семье и образовании.
Г.Греф уже тогда активно защищал идеологию форсайта от всяческих нападок, но безуспешно. Идея была ликвидирована, но ненадолго. Вскоре в общественном дискурсе появилась модернизированная версия форсайта – программа «Образование 2030».
Первые положения программы «Образование 2030»
Образовательная программа, нацеленная на воплощение к 2030 году, активно продвигала идеи отхода от старых форматов, на замену которым предлагались следующие догмы:
— построение онлайн-платформ для индивидуальной работы ученика и учителя;
— ликвидация дипломов о получении среднего общего образования
— стандартизация учебных пособий и материалов.
— постановка книги во главу формы знания, что подразумевает отказ от классических образовательных учреждений в принципе.
Следует отметить, что данные положения пропагандируют отказ от наличия живого непосредственного учителя в образовательном процессе, переход на полную цифровизацию всего образовательного процесса.
Все эти положения, а также активное внедрение программы в общественную жизнь проводятся Г. Грефом через развитую сеть каналов влияния: его благотворительный фонд «Вклад в будущее», координационный совет при Минпросвещения РФ по развитию российского образования, который возглавил Г.Греф, совместный с мэром Москвы проект платформы СберКлауд и др.
Критиковать стоит не только монопольное вмешательство в процесс российского образования, но и смену вектора, которым подвергся ключевой игрок – Г.Греф.
Чтобы быть честными и претендовать на объективность, не стоит забывать, что изначально идеи главы Сбера были вполне разумными и концептуальными.
Сама программа, по словам Грефа, должна была быть связана с модернизацией системы оценивания, внедрением конкурсной системы как среди учеников, так и среди учителей, изменением процесса повышения квалификации педагогов, которые по мнению Грефа, стали кочками на пути к развитию как отдельной личности, так и государства в целом.
Однако современный формат и положения программы значительно отошли от первоначальных благих и здравых намерений, полностью фокусируются на внедрении ИИ – искусственного интеллекта, который сам по себе является еще не в полной мере контролируемым, враждебным человечеству.
Сомнения в благи целях программы существуют еще и из-за привлечения к реализации проекта заинтересованных в материальной выгоде людей, предпринимателей, госслужащих.
Зачем банкиру вкладываться в образование?
Г.Греф активно позиционирует себя как человек нового цифрового века, выступающего за развитие ИИ.
Воспитание и научение квалифицированных кадров, способных продвигать развитие инновационных технологий в стране – один из его карьерных приоритетов.
Однако одного желания мало, отсутствие профильного образования, большого жизненного опыта, связанного с данной сферой, становятся причинами очевидных ошибок в ресурсно затратных шагах.
Прошедший пандемийный 2019 год стал ярким примером, доказавшим не только наличие низового уровня цифровизации населения, но и не способности высших лиц (в том числе и Г.Грефа) к быстрым, верным и продуктивным действиям для решения сложившихся на тотальной удаленке проблем.
Полная ликвидация человеческого фактора в технологических процессах (а это именно то, к чему стремится глава Сбера) приведет скорее к большим ошибкам и разрухе, чем следование традиционной модели образования.
Как говорил еще И.Сталин: «Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса». Перекладывая эту цитату на образовательный процесс, тоже самое можно сказать и об экосистеме учитель-ученик.
Что будут преподавать в школе?
Развитие инновационных технологий – это только верхушка айсберга программы «Образование 2030».
Положения программы подразумевают также наличие генетического паспорта на каждого учащегося, который позволит определить наилучший способ его обучения.
Такое генетическое разделение навевает мысль о фашистских и шовинистских идеологиях прошлого.
Глобально, Греф меняет фундаментальные дисциплины, предметы, стандарты, заменяя их на просто «базовые», которые, по сути, не ведут к углублению образовательного процесса, а наоборот – к его упрощению.
Если попытаться коротко сформулировать, то вот основные компетенции, которыми должен будет обладать человек «нового общества», прошедшего программу «Образование 2030»:
— чтение
— письмо
— счет при помощи калькуляторов и прочих механических инструментов
— программирование на базовых языках.
В число дополнительных образовательных модулей, которые могут быть изучены по желанию, входят:
— гражданская грамотность
— финансовая грамотность
— правовая грамотность
— экологическая грамотность;
— научная, технологическая грамотность.
Вывод
Таким образом, внедряемые и активно отстаиваемые Г. Грефом положения программы «Образование 2030» только внешне кажутся инновационными, продвигающими цифровизацию и углубленное изучение дисциплин уже на стадии базового среднего образования.
На самом деле, потраченные миллиарды на презентацию программы, ее активный пиар и организацию мероприятий в ее поддержку, выброшены на ветер, так как сама программа не имеет под собой адекватной базы, релевантного опыта и пропагандирует деградацию населения с первых школьных лет, приучение к восприятию только интерактивной и визуальной информации и полной зависимости от механических инструментов и вычислительных машин.