You are currently viewing История появления маркетинга

История появления маркетинга

В мире существует более 3000 определений понятия «маркетинг», каждое из которых затрагивает тот или иной компонент этого явления. Маркетинг основывается на глубоком изучении происходящих на рынке процессов, что позволяет понять интересы всех его участников.

Маркетинг это процесс реализации имеющихся идей, создания планов, выработки политик ценообразования с целью достижения задач определенных лиц.

Однако современное представление о маркетинге появилось относительно недавно. Маркетинг представляет собой многолетнее изменение взглядов и теорий.


Принято считать, что маркетинг берет свое начало из 20-го века, но это не совсем так. Важно понимать, что маркетинг возник в момент, когда произошел первый обмен товарами, то есть появление маркетинга произошло практически одновременно с появлением человечества.

Эволюция маркетинга началась с появлением первого рынка, а именно 6-7 тысяч лет назад. Именно тогда возникли первые формы маркетинговой деятельности, а именно ценообразование и реклама.

К сожалению история развития маркетинга не вызывает интереса у большей части современных экономистов, так как они сфокусированы на изучении современных маркетинговых инструментов и стратегий.

Для большинства маркетинг появился на свет параллельно с Адамом Смитом, но нельзя отрицать, что зачатки маркетинга отсутствовали на рынках древности. Это недооценка может пагубно сказаться на качестве маркетинговых знаний.

Пренебрежение историческими фактами приведет к подмене авторства терминов, сформирует у общества ложное представление о принципах маркетинга. Невозможно представить себе изучение маркетинга без деления должного внимания истории.

Именно исторические явления, споры и противоречия сложили современную маркетинговую практику.


Предыстория развития


Важно осознать, что маркетинг был всегда. Как было сказано выше, первое проявление маркетинга произошло с первым обменом товарами. К сожалению, этот опыт нельзя назвать удачным, поскольку Адам и Ева променяли рай на яблоко.

Если обратиться к первым древнейшим цивилизациям, то можно заметить, что уже тогда процветала торговля, а где есть торговля, там присутствует и маркетинг. В древности любая торговля сопровождалась рекламой.

Разумеется тогда реклама производилась в примитивной форме. Однако даже сейчас мы можем найти в музеях древние папирусы, на которых были начертаны рекламные тексты, настенные рисунки, сделанные в Древнем Египте или Греции.

Причиной появления торговли и маркетинга стала нужда производить товары не только для личного пользования, но и для продажи, обмена.


Развитие маркетинга в средневековье


Несмотря на то, что многие моменты быта того времени были забыты, до наших дней дошло много рекламных текстов, хотя большая часть из них произносилась в речевой форме. Объяснялось это просто, обыкновенный народ гораздо лучше воспринимал информацию на слух.

Такой способ передачи информации был дешевле и эффективней, кроме того, большая часть тогдашнего населения просто не обладала грамотой. На ярмарке с окрестных деревень съезжались толпы народа, поэтому единственным способом прорекламировать свой товар были громкие возгласы.

В ту пору широко распространены были ярмарочные зазывалы или глашатаи. Некоторые использовали даже певцов и музыкантов. В то время даже возник особый ярмарочный фольклор. Каждый стремился нахвалить свой товар и изрядно полить грязью товар другого.

С годами в маркетинге стали появляться более цивилизованные черты, что можно проследить в городах. Каждый стремился красиво оформить свою лавку, сделать оригинальную вывеску.

Стали появляться некоторые символы, например кузнец обозначал свою мастерскую молоточком, пекарь делал вывески с бубликами и.т.д.

По мере развития производства усложнялся ассортимент товаров, что также осложняло его сбыт. Революция произошла с вступлением в эксплуатацию печатных станков, теперь рекламу начали массово печатать.




Родина маркетинга


Стоит отметить, что родина маркетинга не известна. Однако сложилось мнение, во многом благодаря высказыванию Питера Друккера, что маркетинг появился именно в Японии.

Это связано с тем, что в 1650 году некий Мицуи в Токио открыл магазин, который можно считать первым в истории универмагом. Такое ведение бизнеса опережало тогда время более чем на 200 лет. Тогда прослеживались такие черты, как:


  • Мицуи производил выборочную закупку товаров, то есть приобретал, основываясь на анализе спроса.
  • Осуществлял постоянный поиск более выгодного производства.
  • Если потребитель отказывался от товара, он возвращал деньги.
  • Использовал расширенный ассортимент.


Также стоит отметить, что русские купцы не отставали в использовании маркетинговых инструментов.

Уже в 16-17 веках купцы разрешали дегустировать товар, давали небольшие презенты.

По мере развития рынка возникала острая необходимость в стимуляции торговли.