You are currently viewing Итоги «удалёнки». 4 основные проблемы и как их решали большие компании.

Итоги «удалёнки». 4 основные проблемы и как их решали большие компании.

Cisco, «Лаборатория Касперского», Hikvision и «ВКонтакте» поделились кейсами перехода на дистанционный режим работы.

Содержание скрыть

Проблема: нужно создавать рабочие места дома

Удалённая работа — растущий тренд, а пандемия только ускорила этот рост. Президент консалтинговой компании Global Workplace Analytics Кейт Листер заявила осенью 2019, что к 2025 году 70% сотрудников будут хотя бы пять дней в месяц работать из дома.

В России после введения обязательной «удалёнки» легче было тем компаниям, которые и раньше отдавали предпочтение такому формату работы. В то же время «офлайновым» организациям пришлось развозить по домам рабочую технику и даже офисные кресла. Возникли сложности и с новыми программами: в первые месяцы изоляции периодически появлялись новости об инцидентах во время видеоуроков и совещаний.

Hikvision Russia: смогли уйти на «удалёнку» по китайскому плану

Hikvision смогла использовать опыт головного офиса в Китае, там на «удалёнку» перешли раньше, рассказала Ирина Кибалюк, директор по маркетингу и рекламе Hikvision.

Компания перевела весь штат на дистанционный формат работы за два дня с помощью собственных IT-платформ. Благодаря этому Hikvision оперативно настроили подключение сотрудников к базам данным, файловым хранилищам и обучающим материалам. Сейчас сотрудники каждый день заполняют отчёт о состоянии здоровья. Так работодатель сможет быстрее среагировать, если кто-то заболеет: помочь и вовремя перепоручить его работу другим.

Резюме:

  • Hikvision смогла использовать опыт китайского офиса.
  • Ежедневные отчёты сотрудников о самочувствии позволяют реагировать оперативнее.

«Лаборатория Касперского»: дали возможность забрать из офиса всё, вплоть до кресел

В лаборатории Касперского переводить сотрудников на удалённую работу начали ещё в марте, рассказал Кирилл Ширяев, руководитель отдела HR-маркетинга: «Сначала мы переводили на дом в отдельных регионах, где было много заражённых, потом везде, где у нас есть представительства».

В компании считают, что переход дался относительно легко: «Нам было проще, чем компаниям, далёким от IT. Многие наши сотрудники привыкли к постоянным разъездам и работе с ноутбуков в командировках». Ширяев рассказал, что за первые три недели удалённой работы HR-департамент только в России обработал почти 1,5 тысячи запросов, это в пять раз больше обычного потока.

В первые дни служба техподдержки буквально утонула в заявках, и тогда на помощь пришли коллеги из HR. В доставке документов и техники на дом помогали сотрудники из административно-хозяйственного отдела. «Мы даже организовали возможность забрать свои кресла из офиса домой», — добавил Ширяев.

На новый формат компания смогла перестроиться всего за две недели. И это несмотря на почти 4 тысячи сотрудников и более 34 офисов в 30 странах. На корпоративном портале появилась специальная страница, где работники могли узнать формат работы офисов и получить ответы на частые вопросы. В специальной группе в Microsoft Teams сотрудники смогли общаться друг с другом, делиться лайфхаками и обращаться к HR для решения проблем.

Резюме:

  • В «Касперском» разные отделы при необходимости помогали друг другу.
  • Были организованы надомные рабочие места — вплоть до привычных офисных стульев.
  • Онлайн-каналы для общения «удалёнщиков» позволили оперативно решать вопросы.

«ВКонтакте»: перевели сотрудников за один день и создали платформу для видеозвонков

16 марта 2020 года «ВКонтакте» перевёл на «удалёнку» всех сотрудников, кроме тех, кто должен находиться в офисе для поддержания инфраструктуры сети. Руководитель направления развития бренда соцсети Наталья Танаева рассказала, что в компании были готовы и перевели на дом работников всего за один день.

«Конечно же, у нас не было достаточно времени, чтобы спланировать всё заранее, поэтому процессы отлаживали на ходу, — добавила она. Часть сотрудников соцсети работает удалённо постоянно, поэтому все необходимые инструменты для работы из дома в компании уже были».

Изменения коснулись общения внутри компании, его стало больше. «Внутренние коммуникации у нас и раньше были выстроены преимущественно в онлайне, но на время пандемии мы стали синхронизироваться чаще, чем обычно», — уточняет Танаева.

Вскоре после введения удалённой работы «ВКонтакте» оперативно запустил собственную платформу для видеозвонков — на 128 участников и без ограничений по времени. Основным вызовом стал возросший объём доставки — от документов и оборудования до приветственных наборов для новичков и рабочих стульев.

Резюме:

  • «ВКонтакте» использовал опыт организации удалённых сотрудников до пандемии и сумел масштабировать его.
  • Отдел разработки компании оперативно создал свою онлайн-платформу для совещаний.

Проблема: офлайновые конференции больше не провести

Ещё один аспект перехода на «удалёнку» — все коммуникации происходят в сети. Речь идёт не только о внутренних совещаниях, перешедших в Zoom, Teams и аналоги, но и о коммуникациях с клиентами и партнёрами. Бизнес находил новые решения, активно подключая к этому социальные сети и онлайн-платформы. Корпоративные мероприятия также перевели в онлайн — корпоративом по «вебке» в 2021 году уже никого не удивишь.

Hikvision Russia: в десять раз увеличили количество вебинаров

Когда ввели карантин, часть важных для Hikvision мероприятий отменили, многие перевели в онлайн-формат. «Мы рассказывали партнёрам онлайн, как использовать наши продукты, как их интегрировать и какие новинки появились в модельном ряду. Отвечаем на вопросы по установке и обслуживанию, делимся кейсами», — рассказала директор по маркетингу и рекламе Ирина Кибалюк.

В Hikvision в десять раз увеличили количество вебинаров и онлайн-презентаций. Кибалюк считает, что компания смогла быстро подстроиться под новый формат коммуникаций. «Ещё мы запустили Telegram-канал, в котором в режиме реального времени работаем с аудиторией, помогаем с выбором оборудования, его настройкой, наши специалисты консультируют клиентов прямо там».

Резюме:

  • В Hikvision Russia смогли подстроиться под онлайн-формат работы с клиентами, использование телеком-инструментов общения выросло в десять раз.
  • Для поддержки и консультирования в компании использовали Telegram.

Cisco: использовали свою платформу для онлайн-событий

На производительность компании «удалёнка» повлияла положительно, считает руководитель по PR и коммуникациям Cisco в России и СНГ Дмитрий Лесков. У компании есть собственная облачная платформа для онлайн-мероприятий Cisco Webex, там и проводят онлайн-встречи. В компании подсчитали, что это в 15 раз эффективнее, чем офлайн-мероприятия. Лесков обратил внимание на то, что Webex создаёт «минутки» (резюме встречи) и автоматические субтитры в живом режиме.

«Конечно, все мы люди и немного устали от такого онлайн-режима. Если выпадает возможность увидеться, то мы ею пользуемся. Но на самом деле в нашей работе изменилось не так много. Ведь и до карантина у нас встречи проходили преимущественно в удалённом формате», — резюмировал он.

Резюме:

  • В силу своей специализации Cisco оказалась в выигрышном положении: компания улучшила имеющиеся инструменты и практики.

«Лаборатория Касперского»: провели онлайн-корпоратив для всех стран с Иваном Ургантом

Руководитель отдела HR-маркетинга Кирилл Ширяев увидел положительные стороны в переходе на онлайн-мероприятия. «Обычно мы делали отдельные вечеринки для наших зарубежных коллег и для российских сотрудников, однако в этом году постарались сделать праздник по-настоящему глобальным.

Трансляция новогоднего шоу шла на русском языке из Москвы, а все, кто на нём не говорит, смогли воспользоваться опцией синхронного перевода на английский», — рассказал он. Онлайн-корпоратив прошёл в формате вечернего шоу Late Night Christmas, а его ведущим был Иван Ургант.

Ширяев добавил, что в компании проводят регулярные часовые онлайн-сессии с руководством, в том числе с генеральным директором. Это даёт сотрудникам больше обратной связи: «Люди напрямую задают вопросы топ-менеджерам — и им становится психологически легче, они чувствуют себя включёнными в процесс и получают ответы».

Резюме:

  • «Лаборатория Касперского» вынужденно использовала формат онлайн-корпоратива, чтобы сделать его более масштабным. В компании довольны результатами.
  • В «Лаборатории» проводят регулярные онлайн-сессии с руководством для обратной связи с сотрудниками.

Проблема: с сотрудником трудно встретиться перед принятием на работу

Тренд удалённых собеседований набирал популярность в последние пять лет — такой формат требует меньше времени и ресурсов. Пандемия ускорила эти процессы: по данным исследования KPMG на май 2020 года, очные собеседования в онлайн перевели 43% компаний. Руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services Ольга Копылова отметила, что бóльшая часть этапов отбора не требует личных встреч.

«Лаборатория Касперского»: автоматизировали тестирование для айтишников

Раньше в «Лаборатории» уже практиковали интервью через Skype, Microsoft Teams и другие сервисы, рассказал руководитель отдела HR-маркетинга Кирилл Ширяев. Он добавил, что во время пандемии запустили ещё и автоматизированную систему тестирования для IT-направлений. Она позволяет кандидату выполнять тестовые задания не выходя из дома.

Резюме:

  • «Лаборатория Касперского» сумела автоматизировать часть процессов по тестированию соискателей.

«ВКонтакте»: начали нанимать разработчиков на «удалёнку» на постоянной основе

Некоторые команды летом начали работать в тестовом гибридном режиме — часть дней в офисе, а остальные дома. Руководитель направления развития бренда Наталья Танаева добавила, что во время изоляции «ВКонтакте» начал нанимать разработчиков на постоянную «удалёнку» — раньше технические специалисты работали только в штабе.

«Если руководителю и команде комфортно и это не сказывается на результатах негативно, то изоляция — это явно лучшее время начать, — говорит Танаева. — Мы не планируем закрывать свои офисы и даже готовим к открытию новые». О переходе на постоянную работу из дома для всех сотрудников речи пока не идёт.

Резюме:

  • «ВКонтакте» использовал во время изоляции частичную надомную работу и начал нанимать технических специалистов на постоянную «удалёнку».

Проблема: сотрудники начали чаще выгорать

Уменьшение круга общения, так называемая социальная депривация, влияет на всех по-разному, считает практикующий психолог Анна Баранова. Некоторые легко работают в условиях «удалёнки», в то время как другие могут столкнуться с неприятными последствиями такого режима: эмоциональным или профессиональным выгоранием, обострением психологических проблем, снижением работоспособности и мотивации. Анна советует сотрудникам задумываться об отпуске и отдыхе тогда, когда они чувствуют в этом необходимость, а не когда это удобно руководителю.

«Лаборатория Касперского»: прорабатывают, как выйти в офис летом 2021

Долго управлять полностью удалёнными командами не так просто, как кажется. А ещё долго работать на «удалёнке» коллегам не так комфортно, как многие думали, рассказал руководитель отдела HR-маркетинга Кирилл Ширяев. Многим сотрудникам переход на «удалёнку» дался непросто.

Ширяев добавляет: «С одной стороны, „удалёнка“ подсветила наши сильные стороны, например, хорошо организованную техническую инфраструктуру, сплочённость команды. С другой — синергию живого общения сложно чем-либо заменить, да и домашнее пространство не всегда подходит для продуктивного рабочего процесса». По его словам, уже в начале лета прошлого года «Лаборатории» начали прорабатывать разные сценарии выхода на работу в офис для тех, кто этого хочет.

Резюме:

  • Постоянная «удалёнка» плохо влияет на психологический комфорт сотрудников, некоторые работники предпочли бы быстрее выйти на работу в офис.

«ВКонтакте»: проводили онлайн-игры

О недостатках дистанционного режима с точки зрения психологического комфорта говорит и Наталья Танаева, руководитель направления развития бренда.

Она рассказала, что с нехваткой живого общения, сложностями с балансом между работой и личной жизнью так или иначе столкнулись все. По словам Танаевой, в компании постарались, чтобы команда не только объединялась для работы, но и вместе отдыхала, училась. Для сотрудников проводились лекции, мастер-классы, игры и соревнования в онлайне.

«Теперь можно работать откуда угодно, не тратить время на дорогу, не отвлекаться на разговоры коллег за соседними столами. Для кого-то работа на „удалёнке“ — это сплошные плюсы, а кто-то тяготится без офиса, общения и привычного рабочего места», — подытоживает Танаева.

Резюме:

  • Во «ВКонтакте» организовали для надомных сотрудников совместный отдых и обучение, чтобы предотвратить выгорание. У некоторых работников на «удалёнке» возникают проблемы с разграничением рабочего и личного времени.