В последний день перед открытием магазина одежды появился владелец с контрольной проверкой. Он уже успел одобрить дизайн, сказать «да» относительно торгового оборудования и тщательно подобрал ассортимент товара. В задумчивости обошел четыреста квадратных метров торговой площади. Все было хорошо, однако картина современного магазина почему-то казалось неполной. «А персонал?!» — в ужасе вскрикнул предприниматель. Не улыбайтесь, это реальная история. О чем не забыть, задаваясь вопросом как открыть свое дело?
Итак, вы оформили свое «лицо» в качестве юридического или индивидуального предпринимателя без образования оного. Первый шаг сделан, осталось определить род своих занятий. Какие бы товары или услуги не реализовали современные предприниматели, каждый сталкивается с одинаковыми проблемами.
Сколько стоит? Самый пугающий фактор для предпринимателя – это финансовые затраты. Так или иначе, придется раскошелиться на регистрацию фирмы, аренду помещения, покупку сырья и оборудования, затраты на работу персонала, рекламу, маркетинг и т.д. Например, порог вхождения в бизнес ремонтно-строительной фирмы от 10 000 $.
Сюда входит: оргвопросы (регистрация, получение лицензии): 3 000$), покупка профессионального инструмента (дрелей, перфоратора, стремянок, отверток и пр.): 5 000$, 3.покупка машины «Газель»: около 11 000$, аренда офиса (на первых порах можно обойтись без него). Предположим, все затраты вы учли заранее и составили бизнес-план на ближайшие три месяца.
Какие бумаги? Решаем вопрос с пакетом документов – кошмаром No 2 после финансовых трудностей. В департаменте потребительского рынка и услуг для того, чтобы ваша торговая точка стала юридически одобренной, затребуют следующие документы: план вашего будущего магазина, составленный бюро технической инвентаризации и свидетельство о принадлежности братии бизнесменов или устав юридического лица.
Если к вышеперечисленному у работников департамента торговли не возникнет претензий, вам выдадут «бегунок» — обходной лист. Именно на заполнение этой бумаги уйдет больше всего времени. Предположим, в планах открытие специализированного непродовольственного магазина. Какие именно товары будут продаваться в нем, не столь важно. Это может быть что угодно, от рыболовных удочек до телевизоров.
В любом случае, придется посетить Комитет архитектуры и градостроительства города. Там в свою очередь выяснят, гармонирует ли фасад гипотетического магазина с архитектурой города. Если повезло, то можно в течение двух-трех дней получить подписи глав Комитета имущественных отношений администрации и управления Роспотребнадзора. Но все эти хождения по мукам несущественны по сравнению с контролем за вашим «детищем» со стороны отдела Госпожнадзора.
«Пожарники» в чужом деле
Несмотря на то, что Госпожнадзору значительно урезали полномочия с 2017 года, любой представитель пожарной инспекции может нагрянуть в новый магазин или салон в течение двух месяцев. Какие претензии могут возникнуть тогда?
Заместитель главного инспектора Госпожнадзора рассказывает: «К зданию, сданному в эксплуатацию предъявляется множество требований. В настоящее время проверки осложняются тем, что с этого года мы не можем контролировать в плане противопожарной безопасности еще не достроенный магазин, а именно на этом этапе возникает много проблем.
Не все знают, что, к примеру, если торговые площади размещаются в подвальном помещении, то обязательно наличие окна размером 0,9х1,2 метра и 2-х эвакуационных выходов. В зависимости от размеров торгового пространства в качестве средств противопожарной охраны необходима установка либо пожарной сигнализации, либо автоматической системы пожаротушения.
Не допускается торговля в таком магазине легковоспламенимых и горючих жидкостей. Немаловажным является и тот факт, какими материалами происходит внутренняя отделка помещения. Бывает и так, что предприниматель, произведя по своему вкусу отделку, позже от пожарных инспекторов узнавал, что показатель ее «горючести» выше нормы. Приходилось заменять дорогостоящий линолеум или обои. Лучше консультироваться с пожарной инспекцией заранее, чтобы не было дополнительных трат».
Налоговая на пороге
В период обхода всех муниципальных инстанций, путешествие в МНС не покажется обременительным. Недопонимание со стороны налоговых инспекторов может прийти куда позже. Налог предприниматель платит с торговой площади. А что такое торговая площадь? Это помещение, где осуществляется торговля. В том числе и пространство за витринами и торговой стойкой, а не только площадь, по которой прохаживается покупатель.
Арендатор одного из отделов ТД «Метро» делал налоговые отчисления за 3 м2, которые строго говоря и составляли торговое пространство, а официально арендовал 15 м2. Недремлющее око работника налоговой службы быстро отметило расхождение в бумагах. Результат печален: штраф и недоплаченная сумма налогов попросту разорили незадачливого бизнесмена.
Хуже то, что начинающие предприниматели зачастую и сами не знают, что можно считать торговой площадью. Кроме метража, легальное существование магазина с точки зрения налоговых инспекторов обосновывает наличие кассового аппарата. Многие предприниматели экономят на них: на большую торговую площадь с несколькими отделами регистрируется всего одна контрольно-фискальная машинка. Однако в этом случае придется выбирать: свои интересы или интересы покупателей, которые, кстати, могут предпочесть более удобный магазин.
Желаем Вам успехов!
С уважением Александр Нечаев.