You are currently viewing Кружки в школе

Кружки в школе

Школа сегодня занимается не только учебной деятельностью, но и несет на себе воспитательную функцию, стремясь возрастить полноценных и всесторонне развитых личностей из своих подопечных.

Тандем «родители + школа» является очень сильным, если действовать сообща.

Поэтому учебные заведения часто предлагают различные формы дополнительного образования, чтобы занять ребят, помочь им подтянуться по определенным предметам либо найти себе занятие по интересам.

Введение

Дополнительное образование, как и основное, имеет свои особенные методы, средства и технологии.

Формами организации являются кружки, студии, мастерские, лаборатории, клубы.

Они могут базироваться в школах либо в обособленных учреждениях дополнительного образования детей – домах культуры, кружковых домах.

Планирование дополнительной познавательной деятельности происходит в соответствии с государственными программами дополнительного образования и регулируется ими.

Кружок как форма организации познавательной деятельности

Кружковая работа – одна из самых распространенных и популярных форм организации дополнительного образования.

Кружки могут быть предметными и по интересам.

Предметные кружки – это объединения, организуемые с целью расширения и углубления знаний у учащихся по разным предметам и направлениям школьной программы.

На дополнительных часах ученики заполняют пробелы в своих знаниях, подтягивают отметки, занимаются исследовательской и проектной работой, учатся самостоятельно организовывать процесс обучения и развивают творческие способности.

Кружки по интересам – это занятия, направленные на изучение материалов и информации, компетенций, не относящихся к школьной программе, либо относящиеся косвенно.

Это могут быть кружки по игре на музыкальных инструментах, спортивные секции, профориентационные. Проще говоря, то, что является чаще нашим хобби.

Особенности проведения кружковых занятий

Кружок – это внеклассная и внеурочная деятельность.

Посещение кружковых объединений является добровольным.

Также проведение занятий может организовываться учреждением образования как бесплатно, так и платно.

Если ребенок желает ходить на платный кружок, то учреждение образования как Исполнитель услуги должен заключить договор с Заказчиком в лице законных представителей ребенка.

Принятие в группу на безвозмездной основе происходит по заявлению законных представителей либо самого ребенка в возрасте старше 14 лет.

Кружковая работа регулируется специальным расписанием, прописанным в соответствии с часовой нагрузкой календарно-тематического планирования, проводится чаще всего либо после учебных занятий, либо в вечернее время.

Систематичность занятий обеспечивает хорошее усвоение программы.

В кружках ребята занимаются группой. Обучение производится одним педагогом.

Группы формируются в зависимости от возраста учащихся или в зависимости от уровня владения предметом или занятием, по которым кружок организован.

Главным отличием кружкового обучения от школьного это более свободное представление материала и отсутствие оценочной шкалы.

Большое разнообразие форм и методов организации деятельности кружка привлекает внимание и дарит детям больше ярких впечатлений.

Добровольность обуславливает высокий уровень мотивированности и заинтересованности учащегося в посещении объединения и достижения необходимых результатов по итогам курса.

Деятельность и достижения кружка часто становятся достоянием общества, проводятся открытые занятия и мероприятия, спланированные его членами.

Образовательный процесс кружка пользуется теми же принципами, что и основное обучение.

Эффективность дополнительных занятий

Эффект после посещения дополнительных занятий виден практически всегда при любой форме обучения.

Если вдруг ваш ребенок ходит на занятия дополнительного образования, и вы не замечаете никакого прогресса, убедитесь в том, что ребенку это действительно интересно.

Принудительное посещение занятий не даст должного результата, если нет изначального интереса.

Кружок выигрывает первенство среди других за счет принципа добровольности.

Чаще всего на занятия в объединения приходят дети, которые уже имеют какую-то мотивацию в развитии по определенному направлению.

Дальше все зависит от учителя. Кружок может прекратить свою деятельность из-за недобора либо нерегулярного посещения.

Если руководитель объединения все же подошел ответственно к выбору методов и средств обучения, смог с первых занятий заинтересовать желающих, то никаких ограничений в функционировании кружка не будет предвидеться.

Правда о школьных кружках

А теперь чуть вернемся в реальность.

Кружковая работа на базе учреждений образования обычно вынужденная мера, требуемая от администрации школы вышестоящим начальством.

Министерствами, занимающимися образовательными процессами, разрабатывается план по дополнительному образованию, который должен выполняться регионами.

Часы, направленные на кружковую деятельность, могут иметь определенные тематические направленности, могут носить свободный характер.

Именно поэтому часто в школах летом либо в конце учебного года проводится мониторинг пожеланий законных представителей учащихся на тему дополнительных часов на следующий год.

Не стоит раздражаться по этому поводу, а лучше чаще проявлять в этом вопросе активность и самому интересоваться у педагогов по поводу планируемой кружковой деятельности, чтобы суметь внести предложения заранее, а учитель и администрация школы смогли бы рассмотреть ваше обращение и подыскать варианты кружков по требуемому предмету либо деятельности.

Иногда сложно говорить и о факторе добровольности.

Иногда школы вынуждены настойчивыми уговорами вносить в списки тех, кто не горел желанием посещать то или иное объединение.

В таком случае следует взвесить необходимость подобных занятий для вашего ученика, а затем объясниться с педагогом и вежливо отказаться от предложенных дополнительных занятий.

Помните, пожалуйста, о том, что организация кружков это редко инициатива отдельного педагога.

Опять же, если ваш ребенок посещает внеклассные объединения, а вы не видите никаких результатов, пообщайтесь сначала со своим школьником, а затем при необходимости с руководителем кружка.

Если проблема в отсутствии интереса, это одно, а вот если проблема в неправильном подходе учителя – это другое.

Как выбрать кружок

На самом деле выбор кружка это довольно легкое дело.

Если у обучаемого есть проблемы по какому-либо предмету, следует найти объединение, занимающееся данным направлением.

Если школьник проявляет интерес к рисованию, музыке, спорту либо чему-то более оригинальному, промониторьте наличие в вашей доступности занятий по данной деятельности.

Помните о том, что сегодня существует множество онлайн-платформ и ресурсов, предлагающих огромный выбор занятий для детей разных возрастов.

Возможно, стоит присмотреться и к ним.

Другое дело, если не вы, не ваш ребенок не могут определиться в предрасположенности к той или иной сфере.

Если вы хотите, чтобы малыш был занят где-нибудь еще помимо школы, попробуйте предложить ему свои варианты секций и кружков, возможно, он попробует посетить их и ему понравится.

Если вы перебираете вариант за вариантом, но ничего не подходит, не огорчайтесь, остановите свой выбор на чем-нибудь общем, например, пусть школьник походит на занятия математикой либо спортом, тех предметов, которые пригодятся в любом случае.

Заключение

Посещение любых дополнительных занятий должно быть мотивировано.

Посещение кружков – это очень хороший фактор развития познавательного и творческого потенциала ребенка, если оно оправдано желанием, необходимостью либо интересом.

Для нашего сознания ни один опыт не проходит бесследно.

Поэтому даже если ребенок пару раз посетил то или иное занятие, и понял, что это не то, чем бы он хотел заниматься в свободное время – ничего страшного, это тоже положительный результат, способный привести школьника к правильному по итогу выбору и пути развития.

Автор статьи: Дарья Володина