Всемирная глобализация затрагивает все аспекты современной жизни.
Свое признание она получилась и в образовании, наполняя новым смыслом предметы и дисциплины.
Изучению иностранных языков сегодня отводится важная роль и много времени, ведь требования к выпускникам повышаются, и каждый образованный человек обязан владеть культурой и речью других народов.
Как любой другой элемент образовательной системы иностранные языки имеют специфическую методику преподавания.
Сегодня поговорим об этом!
Введение
Каждый предмет своеобразен и многогранен, поэтому под каждую дисциплину разрабатывается особенная методика, направленная на максимально эффективное усвоение учебного материала.
Иностранные языки классифицируются как один из самых сложных школьных предметов наравне с математикой и физикой.
Пусть вас не вводят в заблуждение, что ИЯ (далее: иностранный язык) – это лишь заучивание слов, устойчивых фраз и чтение, знакомство с любым ИЯ – это погружение в другой мир, рассматривание всех структур языка и знакомство с культурой другого народа и другой страны.
Изучение иностранных языков
Чем вызван такой ажиотаж вокруг иностранных языков? Почему мы должны их знать?
К сожалению, сейчас без знаний ИЯ буквально никуда.
И дело не только в возможностях путешествовать по всему миру, но даже в карьерных успехах.
Элементарно знание ИЯ помогает разобраться с программами (они чаще написаны на английском), регулирующими нашу профессиональную деятельность, а в широком понимании, например, привлечение в любой бизнес партнеров или клиентов из-за рубежа требует коммуникации с выбранной аудиторией, следовательно, иностранный язык нам необходим.
Кроме того, ИЯ – это новый мир, расширяющий горизонты и мировоззренческие паттерны личности.
Доказано, что люди, отдающие много времени на изучение ИЯ мыслят гораздо свободнее и вне рамок, надиктованных в местах их постоянного проживания.
По статистике в Европе почти каждый житель владеет минимум двумя языками – родным и английским.
Причем показатель усвоения на уровне С1.
Вообще существует несколько уровней владения ИЯ:
- А1 – уровень человека только приступившего к знакомству с иностранным языком;
- А2 – человек, умеющий составлять лексические единицы в верные грамматические конструкции и немного общаться;
- В1 – человек может более свободно выражать свои мысли, допускает немного ошибок, но иногда может теряться и не понимать, что от него хотят;
- В2 – это продвинутый уровень владения ИЯ. Свободное общение, прекрасное понимание ситуативной речи, введение в говорение устойчивых выражений и сленга;
- С1 – профессиональный уровень. Включает в себя свободное общение на любые темы, свободное владение грамматикой и лексикой. Человек с подобным уровнем может совершать любые виды переводов с ИЯ или на него.
- С2 – уровень владения языком его носителем или в совершенстве. Встречается у коренных жителей страны, выходцев из билингвических семей, у людей, отдавшим много времени на изучение ИЯ.
Принципы, заложенные в основу методики преподавания ИЯ
Изучение или преподавание иностранного языка заключается не только в передаче каких-то данных, оно направлено на практическое усвоение.
Сложность заключается в том, что знакомиться приходится с несколькими структурами языка и способами их воспроизведения: чтением, письмом, говорением, пониманием и восприятием речи на слух (аудированием), грамматикой.
Весь процесс должен быть непрерывным и все элементы должны быть взаимосвязаны, дабы не восприниматься учащимися как отдельные единицы.
Основными принципами, заложенными в методику преподавания ИЯ стали:
- Дидактические. Принцип воспитывающего обучения и принцип сознательности. Направлены на воспитание уверенности учащегося в собственной деятельности и на изучение ИЯ с опорой на родной.
- Принцип наглядности. Материал предоставляется визуально для наилучшего запоминания и понимания.
- Принцип доступности и посильности. Темп изучения ИЯ производится с учетом возможностей обучаемого, чтобы избежать трудностей.
- Принцип прочности. Материал, вводимый таким образом, чтобы он запоминался и удерживался, плюс к этому постоянное повторение лексических конструкций и единиц.
- Принцип индивидуализации. Учет личностных возможностей обучаемого.
- Принцип интеграции. Одновременно работаем и формируем различные аспекты и виды речевой деятельности.
- Принцип дифференциации. Использование различных упражнений и методом для закрепления различных видов речевой деятельности.
- Принцип коммуникативной направленности обучения. Рассчитан на эффективное формирование достаточного уровня коммуникативных компетенций у учащихся.
Методики преподавания ИЯ
Методики делятся на следующие:
- Общие, частные и специальные методики;
- Методики обучения родному и иностранному языку;
- Методики, ориентированные на обучение детей и взрослых с учетом психо-эмоционального развития, уже сформированных компетенций и прочего.
- Методики обучения в языковых и неязыковых учреждениях.
- Методики обучению иностранного языка в и вне языковой среды.
В основном методика базируется на методах, приемах и технологиях, применяемых в основе обучения иностранному языку.
Такими методами являются прямые (натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный), сознательные (переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, программированный), интенсивные (метод активизации, ритмопедия, эмоционально-смысловой метод), комбинированные (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный).
Методик много, подходов к изучению ИЯ тоже.
Поэтому есть смысл выделить наиболее эффективный и общепризнанный вариант. И это методика коммуникативного обучения.
Это подход изучения иностранного языка, появившийся в 70-ых годах 20 века и направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний.
Коммуникативный подход является главенствующим при выборе средств и методов обучения в школах и высших учреждениях образования.
Он включает в себя изучение всех областей языка и воспроизводство их в совокупности в речевой деятельности.
По итогу коммуникативная компетенция формируется максимально успешно, и ученик может уверенно себя чувствовать, говоря, записывая, слушаю иностранную речь.
Проблематика обучению иностранным языкам
Любая выбранная методика не является идеальной и имеет ряд недостатков.
В идеале по итогу должны быть сформированы не только коммуникативная компетенция, но также социокультурная, лингвистическая, речевая, учебно-познавательная и другие.
Основная проблема на пути усвоения ИЯ – это отсутствие мотивации к обучению.
Человек не совсем понимает, для чего он должен прикладывать усилия.
С другой стороны, есть проблема неправильного подхода к преподаванию ИЯ.
Познать разные аспекты методических дисциплин очень сложно.
Отсутствие квалифицированного педагога у будущего преподавателя – это отсутствие должных навыков, следовательно, неправильный отбор методов и приемов в своей деятельности.
Цепная реакция происходит уже на начальных уровнях, поэтому мы можем иметь неправильно использованные и привитые компетенции, и безуспешность процесса обучения.
Заключение
Лучшее изучение иностранного языка – это погружение в иноязычную среду, путешествие и длительное нахождение среди носителей ИЯ и отказ от речи на родном языке.
К сожалению, такой метод доступен не всем, поэтому используются другие.
В изучении ИЯ главное мотивация учащегося.
Со стороны педагога же важно учитывать способности и возможности, темп обучаемого.
Методы и приемы обучения подбираются ступенчато для последовательного погружения в другой язык.
Самый важный подход сегодня – это коммуникативная методика, направленная на развитие речевых компетенций, в которые входят чтение, письмо, говорение и аудирование.
Остальные методики применяются только в отдельных случаях и имеют ряд значительных недостатков в сравнении с коммуникативным подходом.
Автор статьи: Дарья Володина