You are currently viewing Образование СССР кратко и понятно /часть 2/

Образование СССР кратко и понятно /часть 2/

Введение

Данная статья является продолжением рассказа о системе образования в СССР. Ранее подробно описывалась история создания советской системы, здесь же мы расскажем о преимуществах образования СССР.


Преимущества советской системы образования

В самом начале следует обозначить, что образование состояло из трёх этапов: детский сад (включая ясли), затем школа и ВУЗ.

Государство предоставляло возможность выбора, ведь не все хотели получать высшее образование. Однако окончание школы было обязательным.

После этого человек мог пойти работать на завод, если понимал, что не собирается становиться ученым.

Те же ребята, что собрались продвигать отечественную науку вперёд, шли в университеты за знаниями, а затем работать в фундаментальную науку, которая очень поощрялась властями.

Людмила Ясюкова, являясь выходцем советской школы, верно подметила: “Советское образование строилось исходя из того, что науки решат все проблемы государства”. 

Стоимость обучения

В первую очередь любой человек, проживавший на территории СССР, выделит стоимость обучения.

В разрез с настоящей обстановкой в стране выходит та ситуация, что каждый гражданин государства мог бесплатно обучаться в любом ВУЗе.

Для современных реалий с большим количеством коммерческих программ в университетах бесплатное образование кажется настоящей утопией. 

Удобная система работы детских садов

С каждым годом увеличивалось количество детских садов, а также яслей в них.

Помимо количества росла и оснащенность этих учреждений.

Удобным было то, что мама могла отдать своего ребенка с самого юного возраста в ясли, а сама пойти работать, принося деньги семье и пользу государству. 

Учиться в любом возрасте не стыдно!

Поскольку в СССР стояла задача ликвидации безграмотности (так называемый, ликбез), образование могли получить и уже работающие люди.

Для этих целей существовали школы рабочей молодежи, также были распространены вечерние школы.

После работы взрослые люди посещали занятия, обучались так же, как и юные ученики школ, однако программа была, конечно же, сокращена.

Пример образования взрослых людей ярко продемонстрирован в фильме “Большая перемена”. 

Единое качество образования по всей стране

Также в СССР не имело значения в каком городе ты живёшь, ведь образование было одинаково хорошим как в Москве, так и в Тикси, к примеру.

Учителя после университетов получали распределения по сёлам и дальним городам, поэтому молодые специалисты были повсюду, что обеспечивало равенство уровня знаний школьников во всей стране, чего в настоящей России мы наблюдать не можем.

Все хорошие специалисты направляются в Москву из-за больших возможностей заработка. 

Более эффективная проверка знаний

Многие люди, учившиеся в советских школах, выделяют как преимущество еще и систему устных зачетов и экзаменов. Недаром сейчас более старшие поколения сильно критикуют ЕГЭ.

Именно система устных ответов позволяла ребенку развивать коммуникативные навыки, учиться общаться, а также более эффективно запоминать материал.

Проверяя знания ученика при помощи теста, всегда есть шанс 25%, что он просто угадает.

Именно поэтому так важно проведение контрольных работ, где нет и не может быть множественного выбора варианта ответа, лишь вопрос и строки для ответа. 

Единая школьная форма

Также многие люди относят к преимуществам единую школьную форму.

Данный вопрос довольно спорный, однако “плюсов” у этого явления гораздо больше.

В первую очередь, единая школьная форма создавала возможность уравнивания детей по достатку. Все ребята были из совершенно разных семей.

Несмотря на то, что государство обеспечивало достаточные заработные платы всем, чей-то достаток был больше, чей-то меньше.

Встречались и безработные или сильно пьющие родители. Единая школьная форма позволяла не травмировать психику ребенка из менее обеспеченной семьи.

Ученик не сравнивал себя с теми, кому просто чуть больше повезло с семьей.

Ученик видел, что если упорно идти к своей цели, то он сможет зарабатывать столько, сколько захочет, не так важно кто твои родители, ведь ты находишься со сверстниками в одинаковых условиях.  

Воспитательная функция школы

Ещё один невероятно важный “плюс” — воспитательная функция школы.

Ребенок уходил в школу на целый день, ведь помимо уроков были ещё и кружки.

В среде одноклассников и учителей он проводил большую часть своего времени. Конечно же, школа оказывала огромное влияние на юного гражданина.

Именно в школе учили уважать труд свой и чужой, именно в школах дети узнавали о том, что можно стать октябренком, а затем пионером.

Школа и учителя в ней не только учили, но ещё и воспитывали детей, прививая им те качества, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. 

Развитая система дополнительного образования

Любой ребенок мог заниматься тем, что ему по душе, реализовываться во всех сферах деятельности, начиная авиамоделированием, заканчивая театральными постановками.

Всё дополнительное образование ложилось на плечи государства и было полностью бесплатным. 

Общественные мероприятия

Помимо всего прочего, была насыщенная общественная жизнь в школах.

Проводились балы, КВН, концерты и другие мероприятия. Любой школьник мог проявить свои таланты, рассказать о них всей школе.

Подобные мероприятия позволяли детям адаптироваться в коллективе, сближали учеников в классах между собой.

Детское самоуправление

Работа пионерских кружков позволяла детям заниматься самоуправлением, развивала в них дисциплину, командный дух и любовь к труду.

Помимо этого, на базах пионерских объединений были летние лагеря, куда мог поехать любой желающий ребёнок, состоящий в этом объединении.

После тяжелого учебного года, дети отдыхали в лагере вместе с друзьями пионерами. 

Отношение государства к учителю

Многие преподаватели замечают разницу нагрузок в СССР и сейчас. Раньше она была более гуманной.

Учителю не нужно было заполнять огромное количество бумаг ежедневно, оставались силы на внеклассные занятия и кружки.

Государство способствовало тому, чтобы хороших специалистов в области образования с каждым годом становилось все больше, власть поощряла творческий потенциал преподавателей, не загружая их бесполезной работой.

Учитель мог полностью отдаваться детям и своей профессии, что, безусловно, является огромным преимуществом советской системы образования. 

Подход учителя к ученику

Одним из основных преимуществ, отличающих систему образования в СССР и современной России является отношение большинства учителей к своей работе.

Бесспорно, учителя и тогда, и сейчас стараются, однако в настоящее время прослеживается некая халатность.

Преподаватель в школе рассказывает свой материал строго по учебнику, затем дает детям тест по пройденной теме и начинает следующую тему, чаще всего не обращая внимания на тех, кто получил плохие оценки.

Сейчас это называется работать для “галочки”.

В советских же реалиях, показатели ученика были статусным показателем работы учителя.

Если оценки становились неудовлетворительными, то значит ученик что-то не понимал, а значит учитель должен был объяснить ребенку непонятную тему.

Сейчас же редко встретишь того учителя, что будет так сильно переживать за результаты всего класса, дополнительно оставаясь работать в школе во внеурочные часы, чтобы помочь с объяснением. 


Заключение

Таким образом, можем сделать вывод, что основной идеей образования в СССР было равенство возможностей.

Человек из совершенно любой семьи мог стать тем, кем хочет, необходимо лишь трудиться и прикладывать много усилий.

Тогда, несмотря на достаток семьи, ты можешь быть гениальным ученым или писателем, стать директором магазина или вокзала, главное —  сильно захотеть.

Николай Диканский (физик, академик РАН) сказал очень правильные слова, которые как нельзя лаконичнее описывают преимущества образования в СССР.

“Советская школа воспитывала созидателя, который будет трудиться и жить, а не потребителя, который будет только есть и обманывать.”