You are currently viewing Проблемы современного образования в России

Проблемы современного образования в России

Введение

Данная статья раскрывает проблемы современного образования в России. А также прямую зависимость современной системы образования от государства.


Проблемы в российском образовании

Система современного российского образования имеет проблемы, которые отражаются во всех его уровнях и требующие грамотного решения.

Состояние кризиса российской системы образования

Глобализация подводит мир к тому, что индустриальное общество меняется на информационное. Параллельно с обществом меняются и все сферы человеческой деятельности, в том числе и система образования в России.

  • В нововведениях нуждаются методы преподнесения учебного материала.

Новый методический материал и литература, учебники и соответствующая подача материала.

  • Инновационные технологии.

Условия глобализации требуют наполнения учебного пространства соответствующим новейшим оборудованием. Это современные компьютеры, программное обеспечение, современная техника и т.д.

  • Современное российское образование делает акцент на заучивании теоретических знаний.

Учащиеся, получив часть готового теоретического материала, должны понимать его и научиться добывать знания самостоятельно.

  • Переподготовка преподавателей.

Педагоги, привыкшие работать в прежнем режиме, нуждаются в переобучении для работы в условиях глобализации современного образования.

Недостаточная практическая деятельность

Современное российское образование делает акцент на подготовку будущего теоретика, нежели практического специалиста.

  • Главный момент заключается в умении применять приобретенные знания на практике.

Часто выпускники, окончившие учебное заведение и имеющие отличную теоретическую подготовку, не знают, как приступить к работе по своей же специальности и как выполнять ее в реальных условиях.

  • Низкий уровень взаимосвязи практической части с теоретической.

В большинстве своем, теория с практикой не идут параллельно. Программы разработаны так, что время, рассчитанное на теоретическую часть обучения, превосходит практические часы.

  • Устаревшая система образования не приспособлена к стремительно меняющейся профессиональной деятельности на современном рынке труда.

Низкий уровень финансовых вложений

Российские образовательные учреждения всегда отличались недостаточным финансированием. Из года в год все более ощутима необходимость решения данной проблемы современного образования в России.

  • Низкая зарплата педагогов.

Несоответствие заработной платы и постоянно увеличивающиеся высокие требования в условиях модернизации образования.

  • Недостаточное обеспечение обучающих организаций.

Финансовые вложения требуются на ремонты учреждений, наполнение обучающей среды, на переподготовку педагогов и т.д.

  • Непрестижность педагогической профессии.

Низкое финансирование в сфере образования ведет к текучести рабочих кадров и постоянной нехватке квалифицированных специалистов.

Зачастую педагоги уходят из профессии в торговлю или другие сферы деятельности, где выше зарплата.

Недостаточная взаимосвязь уровней образования

Многоуровневая система в российском образовании имеет очень слабые связи. Это особенно ощущается между основными уровнями: дошкольным, школьным и высшим.

Недостаточный уровень преемственности между всеми уровнями образования имеет негативное влияние на овладение знаниями обучающихся.

  • Преемственность между дошкольным образованием и школьным.

Российское дошкольное образование — это недостаточно организованная структура. Она не в состоянии дать дошкольникам нужного объема знаний, которые необходимы для начала обучения в школе.

До сих пор в дошкольных учреждениях ведут педагогическую деятельность работники, не имеющие педагогического образования.

  • Также преемственность межу школой и высшим учебным заведением.

Выпускники не получают тех знаний, которые необходимы для сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в Вуз.

Для того, чтобы подготовится к ЕГЭ выпускникам приходится заниматься платно с репетиторами.

Бесплатное образование не обеспечивает полноценным объемом знаний и не покрывает нужд будущих студентов.

Недоработанное законодательство в системе российского образования.

Состояние образования зависит от ряда разработанных законов в данной сфере. В законопроекты часто принимаются регулирующие поправки, но множество вопросов до сих пор остаются открытыми.

  • Отсутствие четких обязательств государством социального характера, которые до сих пор не решены.
  • Неконкретно прописанные правила лицензирования учебных заведений.

Не до конца доработанные законы в надзорных органах ведут к процветанию коррупции. Также это является причиной появления множества новых ВУЗов, которые обеспечивают некачественным образованием студентов.

  • Также в сфере российского образования недостаточно прописана специфика сельского образования.

Высокий спрос на получение диплома

Качественное высшее образование в России, безусловно, есть. Однако, люди сегодня массово стремятся получить диплом о высшем образовании. Это накладывает свой отпечаток на современную систему образования.

  • Высокий рост ВУЗов, обеспечивающих некачественным образованием учащихся.

С каждым годом растет число людей, желающих получить диплом. В связи с этим умножается количество высших учебных заведений, не обеспечивающих качественным образованием обучающихся.

  • Отсутствие спроса на обучение в профессиональных колледжах и техникумах.

Выпускники школ считают непрестижным обучение в средних профессиональных заведениях.

  • Отсроченная служба в армии.

Многие выпускники идут учиться в ВУЗы для того, чтобы получить временную отсрочку от службы в армии.

Коррупция в системе образования

В сфере дошкольного образования, в школе и в профессиональных учебных заведениях присутствует многоуровневая коррупция. К ней можно отнести:

  • денежные сборы с родителей;
  • хищение бюджетного финансирования;
  • взяточничество;
  • торговля дипломами;
  • подделка документов;
  • отсутствие бюджетных мест для детей из малообеспеченных (малоимущих) семей.

Против коррупции вводится множество различных средств, но насколько они являются эффективными сказать довольно сложно. До сих пор об этом спорят и родители детей, получающих российское воспитание и образование, и специалисты.

Отсутствие престижа на получение образования в профессиональных колледжах и техникумах

Эта проблема зародилась в 90-е годы. Тогда среднее профессиональное образование стало терять свой престиж. В связи с этим, из одной проблемы стали развиваться другие.

  • Недостаток рабочей силы.

Проблема дисбаланса между ростом дефицита рабочей силы на рынке труда и уменьшением желающих получать образование в средних профессиональных учебных заведениях, непрерывно растет.

Большое количество вакантных должностей в России и недостаток собственных рабочих кадров ведет к наплыву работников из других стран.

  • Отсутствие работы для выпускников ВУЗов. Массовое увеличение выпускников ВУЗов не соответствует количеству вакантных мест.

В связи с этим, растет безработица среди молодых людей с дипломами, которые не могут найти себе работу по специальности и вынуждены искать профессию в других сферах деятельности или вставать на биржи труда.


Заключение

Проблемы современного образования в России негативно влияют на качество образования. Резюмируя, хочется отметить, что, Россия должна позаботиться о том, чтобы наша система образования не только отвечала мировым стандартам, а еще и выполняла нужды государства в высококвалифицированных специалистах и образованных людях, проживающих в ней.