Введение
Данная статья раскрывает проблемы современного образования в России. А также прямую зависимость современной системы образования от государства.
Проблемы в российском образовании
Система современного российского образования имеет проблемы, которые отражаются во всех его уровнях и требующие грамотного решения.
Состояние кризиса российской системы образования
Глобализация подводит мир к тому, что индустриальное общество меняется на информационное. Параллельно с обществом меняются и все сферы человеческой деятельности, в том числе и система образования в России.
- В нововведениях нуждаются методы преподнесения учебного материала.
Новый методический материал и литература, учебники и соответствующая подача материала.
- Инновационные технологии.
Условия глобализации требуют наполнения учебного пространства соответствующим новейшим оборудованием. Это современные компьютеры, программное обеспечение, современная техника и т.д.
- Современное российское образование делает акцент на заучивании теоретических знаний.
Учащиеся, получив часть готового теоретического материала, должны понимать его и научиться добывать знания самостоятельно.
- Переподготовка преподавателей.
Педагоги, привыкшие работать в прежнем режиме, нуждаются в переобучении для работы в условиях глобализации современного образования.
Недостаточная практическая деятельность
Современное российское образование делает акцент на подготовку будущего теоретика, нежели практического специалиста.
- Главный момент заключается в умении применять приобретенные знания на практике.
Часто выпускники, окончившие учебное заведение и имеющие отличную теоретическую подготовку, не знают, как приступить к работе по своей же специальности и как выполнять ее в реальных условиях.
- Низкий уровень взаимосвязи практической части с теоретической.
В большинстве своем, теория с практикой не идут параллельно. Программы разработаны так, что время, рассчитанное на теоретическую часть обучения, превосходит практические часы.
- Устаревшая система образования не приспособлена к стремительно меняющейся профессиональной деятельности на современном рынке труда.
Низкий уровень финансовых вложений
Российские образовательные учреждения всегда отличались недостаточным финансированием. Из года в год все более ощутима необходимость решения данной проблемы современного образования в России.
- Низкая зарплата педагогов.
Несоответствие заработной платы и постоянно увеличивающиеся высокие требования в условиях модернизации образования.
- Недостаточное обеспечение обучающих организаций.
Финансовые вложения требуются на ремонты учреждений, наполнение обучающей среды, на переподготовку педагогов и т.д.
- Непрестижность педагогической профессии.
Низкое финансирование в сфере образования ведет к текучести рабочих кадров и постоянной нехватке квалифицированных специалистов.
Зачастую педагоги уходят из профессии в торговлю или другие сферы деятельности, где выше зарплата.
Недостаточная взаимосвязь уровней образования
Многоуровневая система в российском образовании имеет очень слабые связи. Это особенно ощущается между основными уровнями: дошкольным, школьным и высшим.
Недостаточный уровень преемственности между всеми уровнями образования имеет негативное влияние на овладение знаниями обучающихся.
- Преемственность между дошкольным образованием и школьным.
Российское дошкольное образование — это недостаточно организованная структура. Она не в состоянии дать дошкольникам нужного объема знаний, которые необходимы для начала обучения в школе.
До сих пор в дошкольных учреждениях ведут педагогическую деятельность работники, не имеющие педагогического образования.
- Также преемственность межу школой и высшим учебным заведением.
Выпускники не получают тех знаний, которые необходимы для сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в Вуз.
Для того, чтобы подготовится к ЕГЭ выпускникам приходится заниматься платно с репетиторами.
Бесплатное образование не обеспечивает полноценным объемом знаний и не покрывает нужд будущих студентов.
Недоработанное законодательство в системе российского образования.
Состояние образования зависит от ряда разработанных законов в данной сфере. В законопроекты часто принимаются регулирующие поправки, но множество вопросов до сих пор остаются открытыми.
- Отсутствие четких обязательств государством социального характера, которые до сих пор не решены.
- Неконкретно прописанные правила лицензирования учебных заведений.
Не до конца доработанные законы в надзорных органах ведут к процветанию коррупции. Также это является причиной появления множества новых ВУЗов, которые обеспечивают некачественным образованием студентов.
- Также в сфере российского образования недостаточно прописана специфика сельского образования.
Высокий спрос на получение диплома
Качественное высшее образование в России, безусловно, есть. Однако, люди сегодня массово стремятся получить диплом о высшем образовании. Это накладывает свой отпечаток на современную систему образования.
- Высокий рост ВУЗов, обеспечивающих некачественным образованием учащихся.
С каждым годом растет число людей, желающих получить диплом. В связи с этим умножается количество высших учебных заведений, не обеспечивающих качественным образованием обучающихся.
- Отсутствие спроса на обучение в профессиональных колледжах и техникумах.
Выпускники школ считают непрестижным обучение в средних профессиональных заведениях.
- Отсроченная служба в армии.
Многие выпускники идут учиться в ВУЗы для того, чтобы получить временную отсрочку от службы в армии.
Коррупция в системе образования
В сфере дошкольного образования, в школе и в профессиональных учебных заведениях присутствует многоуровневая коррупция. К ней можно отнести:
- денежные сборы с родителей;
- хищение бюджетного финансирования;
- взяточничество;
- торговля дипломами;
- подделка документов;
- отсутствие бюджетных мест для детей из малообеспеченных (малоимущих) семей.
Против коррупции вводится множество различных средств, но насколько они являются эффективными сказать довольно сложно. До сих пор об этом спорят и родители детей, получающих российское воспитание и образование, и специалисты.
Отсутствие престижа на получение образования в профессиональных колледжах и техникумах
Эта проблема зародилась в 90-е годы. Тогда среднее профессиональное образование стало терять свой престиж. В связи с этим, из одной проблемы стали развиваться другие.
- Недостаток рабочей силы.
Проблема дисбаланса между ростом дефицита рабочей силы на рынке труда и уменьшением желающих получать образование в средних профессиональных учебных заведениях, непрерывно растет.
Большое количество вакантных должностей в России и недостаток собственных рабочих кадров ведет к наплыву работников из других стран.
- Отсутствие работы для выпускников ВУЗов. Массовое увеличение выпускников ВУЗов не соответствует количеству вакантных мест.
В связи с этим, растет безработица среди молодых людей с дипломами, которые не могут найти себе работу по специальности и вынуждены искать профессию в других сферах деятельности или вставать на биржи труда.
Заключение
Проблемы современного образования в России негативно влияют на качество образования. Резюмируя, хочется отметить, что, Россия должна позаботиться о том, чтобы наша система образования не только отвечала мировым стандартам, а еще и выполняла нужды государства в высококвалифицированных специалистах и образованных людях, проживающих в ней.