Собрали методы, которые используют разные педагоги.
Психологи и педагоги поделились советами и несложными приёмами, которые помогут вашим ученикам сосредоточиться на занятии или, наоборот, сбросить напряжение. А также — почувствовать уверенность в собственных силах.
Планируйте уроки вместе с детьми
План урока можно формировать разными способами:
- Учитель озвучивает план, а ученики формулируют свои задачи на урок.
- Если урок будет посвящён повторению, ученики сами могут участвовать в формировании плана, исходя из того, что им самим важно повторить.
Такой подход также развивает самостоятельность и навык целеполагания.
Устройте коллективное обсуждение домашней работы
Этот способ проверки домашнего задания помогает создавать рабочую атмосферу на уроке и не вызывает страха ошибок, боязни оценки.
Суть: ученики перед уроком выписывают вопросы или задания, при выполнении которых у них возникли затруднения. А в начале урока выстраивается обсуждение: другие ребята задают вопросы ученику, у которого возникли сложности, чтобы помочь ему самостоятельно разобраться в вопросе.
В классе вообще может действовать такой принцип: «Не фиксировать ошибку, а задать вопрос». Таким образом формируется ценность мышления, развития собственной компетентности.
Используйте ролевую модель
Ученики на уроке могут брать на себя задачи помощников-консультантов и при помощи наводящих вопросов помогают одноклассникам разобраться в теме или выполнить задание.
Важно, чтобы «консультанты» постоянно менялись и большинство ребят побывало в этой роли. Ощущение своей экспертности в каком-либо вопросе качественно влияет на степень личной включённости в учебный процесс.
Введите правило «60 секунд тишины»
Начните занятие с минуты тишины. Попросите всех учеников спокойно посидеть 60 секунд, чтобы подготовиться к обучению.
Вы можете предложить им сфокусироваться на каком-то изображении (например, на точке на листе бумаги или абстракции, которую можно отобразить на экране) или собственном дыхании. Начните с 15 секунд для младшеклассников и с 20–30 секунд для ребят из старших классов и постепенно увеличивайте это время.
Попробуйте «гимнастику» для ушей
Позвоните в колокольчик или используйте другой предмет, который издаёт долгий, тянущийся звук. Попросите детей прислушаться и поднять руки, когда они перестанут слышать звук.
После того как все просигналят, что звук прекратился, установите таймер на одну минуту и попросите учеников просто тихо посидеть. А затем, когда время истечёт, спросите их, что они слышали в эту минуту.
Выделите минуту на благодарность
В начале урока предложите ребятам минуту поразмышлять о том, что из их недавних начинаний прошло хорошо или кому и за что они благодарны. Это мини-задание можно выполнять письменно, в диалоге с одноклассником, в обсуждении в малой или большой группе.
Большие группы лучше всего подойдут ученикам начальной школы. Цель, конечно, не в том, чтобы напроситься на благодарности лично в свой адрес, а чтобы настроить детей на позитив и подтолкнуть к рефлексии: что у них получилось и благодаря чему либо кому.
Кстати, есть исследование, которое доказывает, что чувство благодарности может повысить мотивацию к учёбе.
Предложите подвести итоги в конце урока
Вообще, рефлексия — очень полезный инструмент, чтобы гармонично завершить занятие. Ниже приведены пять фраз, которые можно предложить ребятам:
- «Сегодня я узнал(-а)…»;
- «Вот что мне интересно…»;
- «Я с нетерпением жду завтрашнего дня, потому что…»;
- «Вот какой вопрос у меня остался…»;
- «Сегодня я испытываю благодарность за…»
Как снять напряжение и усталость
Иногда смотришь на учеников в классе, и ощущение, что они все свернулись в комочек, тела зажаты. В этот момент хорошо бы провести двигательную разминку, которая к тому же снижает уровень стресса. Лучше всего, когда учитель выполняет упражнения вместе с детьми.
- «Пружинка». Во время выполнения нужно «пружинить», слегка сгибая и разгибая колени в положении стоя. Руки свободно болтаются вдоль тела. Затем хорошо бы начать закручивания туловища, постепенно увеличивая угол поворота. Руки тоже двигаются свободно, давая импульс движению. Выполнять упражнение нужно без усилий, так как задача — не устать, а почувствовать лёгкость в теле.
- Мимическая гимнастика. Для снятия напряжения полезно покорчить рожицы. Иногда ученики стесняются, некоторые девочки даже отворачиваются к стене, чтобы никто не видел, как у них это получается. Но стеснение уходит благодаря количеству повторов и тому, что учитель тоже выполняет это упражнение.
- «Потягушки». Простые потягивания помогут расправить уставшие от долгого сидения мышцы. Потягиваться можно как стоя, так и сидя на стуле. Я обычно говорю: «Представьте, что вы только что проснулись и ещё лежите в кровати. Начинайте плавно тянуться, без резких движений». Ребята при этом, кстати, часто начинают зевать, но пытаются либо сдержаться, либо прикрывают рот руками, из-за чего нарушается плавный и размеренный «потягушечный» ритм. Поэтому я говорю: «Если хочется зевать, зевайте с удовольствием!» При сдерживании зевания челюсти зажимаются, а цель разминки — расслабить тело.