You are currently viewing Современные проблемы педагогов

Современные проблемы педагогов

Проблематика различных профессий выходит на новый уровень в эпоху развития инновационных технологий и методик.

Где-то штат работников сокращается за счет машинизированной оптимизации, а где-то людям приходится вникать в совершенно новые процессы, которым подвергается современный мир.

Какими могут быть проблемы педагогов на фоне развития новых технологий и техник и использования их в современности?

Ведь, казалось бы, любой прогресс должен облегчать труд.

Давайте разбираться!

Введение

Приведем небольшие статистические данные, чтобы иметь наилучшее представление о гендерном и возрастном статусе преподавательских составов образовательных учреждений.

Средний возраст учителя вне зависимости от пола на 2021 год – 45-47 лет. Женщин-педагогов значительно больше на любой ступени.

Если в университетах и СУЗах соотношение по гендерному признаку почти 50 на 50, то в школах значительный перевес в 75 процентов в сторону женщин.

Запомним этот момент и пойдем дальше!

Технологизация обучения

Технологизация образовательного процесса – это направление педагогики, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся.

Технологический подход в обучении – это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для эффективной формы образования.

Проще говоря, технологизация образования заключается во внедрении инновационных методик и технических средств в обучении для получения наилучшего результата за счет системного планирования каждого этапа взаимодействия учителя и ученика с учетом особенностей развития последнего.

Технологизация заключается далеко не только в использовании современных технических средств, но и в самом подходе к образовательному процессу в общем.

Этапы технологизации в образовании

Сам процесс делится на три этапа:

  1. Изучение и отбор.
  2. Проектирование педагогической технологии.
  3. Реализация педагогической технологии.

Сначала теория, затем практика.

Первые два этапа выступают как способ управления педагогическим процессом.

Третий является средством реализации целей и задач педагогического процесса.

Способ и средство регулируют деятельность и общение субъектов системы воспитания, основываясь на принципах индивидуализации и дифференциации и сотрудничества.

И как результат – готовность преподавателей к использованию педагогической технологии как способа управления и средства реализации поставленных задач.

Как элементы технологизации можно рассматривать: дифференцированность обучения, повышение объема выполняемой работы на уроке, усовершенствование контроля знаний, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности, обеспечение доступа к различным информационным ресурсам.

Педагогические технологии

Технология равно методика, хоть методика имеет более широкое значение.

По условиям, предъявляемым сегодня к образованию, технологии можно выделить следующие:

  • Технология проблемного обучения. Создание проблемы для учащихся вне зависимости от предметной области и мотивация нахождения им решения посредством поиска и изучения всем аспектов.

  • Технология модульного обучения. Блочное изучение теоретических знаний и навыков, последовательно связанных между собой, с поэтапным контролем знаний.

  • Технология развивающего обучения. Учитывает способности и особенности развития каждого субъекта образования и делегирует познавательную деятельность в зависимости от них.

  • Технология дифференцированного обучения. Направлено на выявление определенных знаний и навыков и их развитие посредством подбора и изучения материала, подобранного индивидуально в соответствии с уровнем отдельного учащегося.

  • Контекстное обучение – процесс познания в рамках ситуации максимально приближенной к определенной действительности (в контексте ситуации).

  • Игровое обучение – обеспечивает усвоение материала в рамках игровых методов и приемов, применяемых в образовании и направленных на раскрытие творческого потенциала обучаемого.

  • Обучение развития критического мышления. Обычно производится через чтение и письмо.
  • Состоит из трех этапов. Вызова, который побуждает воспроизвести уже имеющиеся знания по конкретному вопросу. Осмысления содержания через получение новой информации и корректировке полученных ранее сведений. Рефлексии, которая наталкивает на размышление, закрепление нового знания или навыка.

Каждому виду технологии соответствуют подходящие методы и приемы, применяемые на уроке.

Пласт каждого обучения огромен и влечет за собой постоянное совершенствование.

Именно это и становится сегодня большой проблемой для педагога.

Современные проблемы педагогов

Может показаться, что проще простого изучить все вышеперечисленное и просто ввести это в свою ежедневную работу, и так действительно многие делают, фрагментарно, но делают.

А теперь вернемся к введению и еще раз ознакомимся со средним возрастом учителей и преподавателей.

Напомним, что педагогическая деятельность и так всегда меняется и регулируется в зависимости от общегосударственных направлений и указов в образовании, к тому же, учитель это тот человек, который в принципе никогда не остается позади.

Повторимся и о том, что работа педагога не выглядит, как пришел-провел урок-ушел.

Все гораздо сложнее и глубже.

Кроме обучающей и воспитательной функций, учитель выполняет также контролирующую.

Поправимся, вынужден выполнять!

Каждый из учителей наряду с каждодневными занятиями, подготовкой к ним и их реализацией производит постоянный анализ деятельности учащихся в и вне стен школы и постоянный самоанализ.

Классные руководители несут ответственность за жизнь и здоровье подопечных не только, когда они находятся в учебном заведении, но и вне его в любое время, включая каникулярное.

Они же должны отслеживать внутрисемейные отношения учеников и в случае необходимости оказывать им посильную помощь.

Кроме всего этого, учитель постоянно занимается самообразованием в выбранной направленности (предмете) и заполняет кучу бумажек: планов, стратегий, актов, расследований и прочего.

Вопрос: когда учителю вникать в новшества современного образования, надиктованного прогрессом?

С одной стороны, профессия – это осознанный выбор каждого.

С другой стороны, романтизация учительской должности не обходит никого.

За образом ухоженного и представительного человека у доски стоят уставшие люди, выкладывающиеся на всю ради обучения будущего поколения и даже, к сожалению, иногда не имеющие времени (а иногда и права, по мнению окружающих) на личную жизнь!

Это человеческий фактор.

К социальному фактору проблем можно отнести несоответствие требований к образовательному процессу с его содержанием.

Теория не может быть применена на практике без должных условий.

Если меняется подход к обучению, то должны меняться методические средства.

И это обычно происходит с большим запозданием, увы.

Также часто содержание образования остается далеким от современных детей.

На вопрос «зачем мне это нужно учить?» даже у родителей вряд ли найдется ответ.

К тому же, в будущем, как показывает практика, при учебе в ВУЗах у бывших школьников требуют немного другой уровень знаний, чем они успевают получить в школе.

И дело не в плохом преподавании дисциплин, дело в различии между ступенями процесса.

Плохо структурированные метапредметные связи тоже не помогают учителю обучать качественно.

Педагог обязан выходить из этих всех положений любыми способами, что лишает его мотивации к использованию новых инструментов технологизации.

Тем не менее, данный процесс внедрен в любой школе, фрагментарно и там, где это возможно.

Заключение

Никто не против технологизации образования, но отсутствие должного обучения новым технологиям педагогов и отсутствие материалов для качественной работы лишают учителя желания переходить с традиционных методов обучения на инновационные.

«Сверху» часто сидят теоретики, которые пытаются улучшить образовательный процесс в ногу со всемирными тенденциями, однако забывают, что кроме стратегии необходимы средства и возможности, которых часто в образовании отдельных стран не хватает.

Есть дополнения? Пишите комментарии. Если статья понравилась, не забудьте поделиться с друзьями в соц.сетях.

До встречи!


Автор статьи: Дарья Володина