You are currently viewing Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Введение

Очень много дискуссий возникает сегодня вокруг необходимости получения высшего образования.

Оно приветствуется практически повсеместно, но никто не отрицает, что основную часть профессии студенты высших учебных заведений получают в теории и только потом переводят полученные навыки в практику.

По статистике соотношение теории и практики в большинстве ВУЗов значительно перевешивает в пользу получения знаний, а не использования их.

Хотя, стоит отметить, что нацелено высшее образование как раз таки на больший объем практики.

Ситуация меняется в зависимости от университета, выбранной направленности и подхода руководства к обучению, однако так происходит не везде.

По личному опыту могу отметить, что за проведенные пять лет в аудиториях, лишь 40 процентов времени отдавалось наработке практического опыта, остальное время теория-теория-теория.

Разберемся в сложившейся ситуации!


Выбор и предрассудки

Уже после девятого класса перед молодыми людьми встает выбор: получать образование далее в школе либо поступать в средние профессиональные учреждения.

В основном, вопрос возникает у тех, то не имеет четкого представления о том, чем заниматься дальше, либо у тех, кто видит перед собой цель и не может определиться с лучшим путем ее достижения.

Есть, конечно же, те, кто не видит смысла стараться поступать в университеты за счет невысокой успеваемости, но это чуть другая история.

Когда мы обращаемся к старшим членам семьи либо знакомым, все как на подбор заявляют «Учись до одиннадцатого, получай высшее образование!» или «Только высшее образование поможет тебе устроиться в жизни!».

Учителя в школах твердят то же самое. Но они забывают, что все зависит от нас самих!

Старшее поколение забывает, что средне-специальное образование не исключает дальнейших шагов в обучении, или боится, что, как и им в свое время, из-за работы по полученному диплому будет не до повышения квалификации в будущем.

На самом деле тут мы имеем дело с предрассудками.

Раньше высшее образование было менее доступным и действительно имело больший вес при трудоустройстве.

Сейчас же многое поменялось.

Например, сравните зарплату педагога с высшим образованием и надбавками за это и плату, например, газоэлектросварщика.

Либо з/п медицинского работника в среднестатистическом региональном учреждении и з/п работника какого-нибудь производства.

А если затронуть тему государственных служащих и работников, например, бьюти-сферы, для которых вовсе необязательно иметь образование, а хватает лишь курсов – то мы оказываемся в ступоре.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование – это уровень профессионального обучения, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики.

Данный уровень образования получается после девятого либо одиннадцатого классов в течение от 2 до 4 лет в учреждениях образования типа колледж, техникум, лицей, училище.

Кроме того среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.

Упор данной ступени делается на приобретение обучаемыми именно практических знаний.

Здесь теория уступает наработке практического опыта.

К тому же, не исключается следующее звено – получение высшего образования.

Преимущества среднего профессионального обучения

Преимуществами СПО являются:

  • Затрачивание времени на обучение. Учеба занимает меньше времени, и уже в среднем в девятнадцать лет человек получает специальность и может приступить к работе.

  • Финансовая независимость. Школьники полностью зависят от родителей, ведь найти подработку сейчас задача не из легких. А вот студенты СУЗов раньше получают собственный достаток и могут функционировать отдельно.

  • Возрастная категория специалистов. Молодые кадры более явно видят недоработки и недостатки выстроенной системы и часто предлагают перспективные и инновационные пути их решения, что способствует продвижению по карьерной лестнице. Плюс к этому во время работы специалист может решить продолжить образование и получить диплом ВУЗа без отрыва от производства.

  • Стоимость обучения ниже. Если вам не удалось поступить на бюджетной основе, то затраты на приобретение профессии будут все равно гораздо менее ощутимыми, чем в высших учреждениях образования.

  • Поступление в ВУЗ без сдачи единого государственного экзамена. Молодежь, имеющая в руках диплом о средне-специальном образовании, может рассчитывать на льготы при продолжении обучения в высших учреждениях, а именно, поступление по результатам внутренних экзаменов.

  • Студенты СПО учреждений имеют «право на ошибку». Понять, сделан правильный выбор в профессиональном плане или нет, можно быстрее. И поменять место учебы проще, поступив далее в другое учреждение. А вот с высшими учреждениями так не работает. Бесплатным может быть лишь первый полученный диплом, а при повторном поступлении учеба будет платной.

Ситуации из жизни

Жизненные примеры приходят на помощь при сравнении СПО и ВПО куда лучше, чем любые общедоступные доводы.

Несколько наших респондентов поделились ситуациями из личного опыта:

«Эмилия, 16 лет. Ученица 10 класса в поселковой средней школе.

Имеет высокие отметки по всем предметам, включая точные науки и иностранный язык.

После девятого класса приняла решение остаться в школе по настоянию матери.

Проучившись десятый класс, осознала «что вместе с этой же программой может получать одновременно и профессию», а в дальнейшем перебраться в город и найти себе работу, чтобы материально не зависеть от родителей.

Собирается поступать в СУЗ после 10 класса, а затем нацелена на академию МВД».

Как итог: потерянный год за школьной партой.

«Владислав, 17 лет. Хотел поступить в кадетское училище, но провалил вступительные экзамены.

Из-за этого опустил руки не только в дальнейшем достижении своей цели, но и в учебе.

Его отметки значительно снизились после неудачи.

После девятого класса сделал выбор в пользу продолжения школьного обучения из-за боязни снова не оправдать надежды.

Только в одиннадцатом классе с поддержкой друзей и родителей взялся за учебники, и в этом году подал документы в один из ведущих ВУЗов страны для начала карьеры в военном деле».

«Максим, 16 лет. Имеет высокие достижения по всем предметным направлениям, победитель олимпиад и конкурсов по математике и информатике.

Хочет стать программистом. Не видит смысла в обучении до 11 класса, хочет приобрести практические навыки и выбрал СУЗ по данной специальности.

Подал документы. Далее планирует набраться опыта и поступить в ВУЗ, возможно, в будущем переехать за границу».

Заключение

Можно сделать вывод, что на людей всегда влияют не только их желания, но и жизненные обстоятельства, а также немаловажными становятся приоритеты и мировоззрение законных представителей молодых людей.

Если исключить большинство этих факторов, то СУЗы действительно дают множество преимуществ в сравнении с ВУЗами.

Выбор «между» становится очевидным, когда человек точно знает, чего он хочет.

Но за редким исключением школьники действительно не представляют, чем заниматься в будущем.

На облегчение этой задачи направлена профориентационная работа руководства школы и руководств учреждений образования СПО и ВПО.

Также пришло время избавления от домыслов и старых истин для старшего поколения.

Важно поддерживать своих выпускников в их решениях.

Ведь иначе может не быть пользы, как и от учебы в СУЗе, так и от учебы в высшем учреждении образования, если навязывать свое мнение и тем самым лишать выпускника мотивации и заинтересованности.

Подумайте об этом!


Автор статьи: Дарья Володина