Введение
Очень много дискуссий возникает сегодня вокруг необходимости получения высшего образования.
Оно приветствуется практически повсеместно, но никто не отрицает, что основную часть профессии студенты высших учебных заведений получают в теории и только потом переводят полученные навыки в практику.
По статистике соотношение теории и практики в большинстве ВУЗов значительно перевешивает в пользу получения знаний, а не использования их.
Хотя, стоит отметить, что нацелено высшее образование как раз таки на больший объем практики.
Ситуация меняется в зависимости от университета, выбранной направленности и подхода руководства к обучению, однако так происходит не везде.
По личному опыту могу отметить, что за проведенные пять лет в аудиториях, лишь 40 процентов времени отдавалось наработке практического опыта, остальное время теория-теория-теория.
Разберемся в сложившейся ситуации!
Выбор и предрассудки
Уже после девятого класса перед молодыми людьми встает выбор: получать образование далее в школе либо поступать в средние профессиональные учреждения.
В основном, вопрос возникает у тех, то не имеет четкого представления о том, чем заниматься дальше, либо у тех, кто видит перед собой цель и не может определиться с лучшим путем ее достижения.
Есть, конечно же, те, кто не видит смысла стараться поступать в университеты за счет невысокой успеваемости, но это чуть другая история.
Когда мы обращаемся к старшим членам семьи либо знакомым, все как на подбор заявляют «Учись до одиннадцатого, получай высшее образование!» или «Только высшее образование поможет тебе устроиться в жизни!».
Учителя в школах твердят то же самое. Но они забывают, что все зависит от нас самих!
Старшее поколение забывает, что средне-специальное образование не исключает дальнейших шагов в обучении, или боится, что, как и им в свое время, из-за работы по полученному диплому будет не до повышения квалификации в будущем.
На самом деле тут мы имеем дело с предрассудками.
Раньше высшее образование было менее доступным и действительно имело больший вес при трудоустройстве.
Сейчас же многое поменялось.
Например, сравните зарплату педагога с высшим образованием и надбавками за это и плату, например, газоэлектросварщика.
Либо з/п медицинского работника в среднестатистическом региональном учреждении и з/п работника какого-нибудь производства.
А если затронуть тему государственных служащих и работников, например, бьюти-сферы, для которых вовсе необязательно иметь образование, а хватает лишь курсов – то мы оказываемся в ступоре.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование – это уровень профессионального обучения, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики.
Данный уровень образования получается после девятого либо одиннадцатого классов в течение от 2 до 4 лет в учреждениях образования типа колледж, техникум, лицей, училище.
Кроме того среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.
Упор данной ступени делается на приобретение обучаемыми именно практических знаний.
Здесь теория уступает наработке практического опыта.
К тому же, не исключается следующее звено – получение высшего образования.
Преимущества среднего профессионального обучения
Преимуществами СПО являются:
- Затрачивание времени на обучение. Учеба занимает меньше времени, и уже в среднем в девятнадцать лет человек получает специальность и может приступить к работе.
- Финансовая независимость. Школьники полностью зависят от родителей, ведь найти подработку сейчас задача не из легких. А вот студенты СУЗов раньше получают собственный достаток и могут функционировать отдельно.
- Возрастная категория специалистов. Молодые кадры более явно видят недоработки и недостатки выстроенной системы и часто предлагают перспективные и инновационные пути их решения, что способствует продвижению по карьерной лестнице. Плюс к этому во время работы специалист может решить продолжить образование и получить диплом ВУЗа без отрыва от производства.
- Стоимость обучения ниже. Если вам не удалось поступить на бюджетной основе, то затраты на приобретение профессии будут все равно гораздо менее ощутимыми, чем в высших учреждениях образования.
- Поступление в ВУЗ без сдачи единого государственного экзамена. Молодежь, имеющая в руках диплом о средне-специальном образовании, может рассчитывать на льготы при продолжении обучения в высших учреждениях, а именно, поступление по результатам внутренних экзаменов.
- Студенты СПО учреждений имеют «право на ошибку». Понять, сделан правильный выбор в профессиональном плане или нет, можно быстрее. И поменять место учебы проще, поступив далее в другое учреждение. А вот с высшими учреждениями так не работает. Бесплатным может быть лишь первый полученный диплом, а при повторном поступлении учеба будет платной.
Ситуации из жизни
Жизненные примеры приходят на помощь при сравнении СПО и ВПО куда лучше, чем любые общедоступные доводы.
Несколько наших респондентов поделились ситуациями из личного опыта:
«Эмилия, 16 лет. Ученица 10 класса в поселковой средней школе.
Имеет высокие отметки по всем предметам, включая точные науки и иностранный язык.
После девятого класса приняла решение остаться в школе по настоянию матери.
Проучившись десятый класс, осознала «что вместе с этой же программой может получать одновременно и профессию», а в дальнейшем перебраться в город и найти себе работу, чтобы материально не зависеть от родителей.
Собирается поступать в СУЗ после 10 класса, а затем нацелена на академию МВД».
Как итог: потерянный год за школьной партой.
«Владислав, 17 лет. Хотел поступить в кадетское училище, но провалил вступительные экзамены.
Из-за этого опустил руки не только в дальнейшем достижении своей цели, но и в учебе.
Его отметки значительно снизились после неудачи.
После девятого класса сделал выбор в пользу продолжения школьного обучения из-за боязни снова не оправдать надежды.
Только в одиннадцатом классе с поддержкой друзей и родителей взялся за учебники, и в этом году подал документы в один из ведущих ВУЗов страны для начала карьеры в военном деле».
«Максим, 16 лет. Имеет высокие достижения по всем предметным направлениям, победитель олимпиад и конкурсов по математике и информатике.
Хочет стать программистом. Не видит смысла в обучении до 11 класса, хочет приобрести практические навыки и выбрал СУЗ по данной специальности.
Подал документы. Далее планирует набраться опыта и поступить в ВУЗ, возможно, в будущем переехать за границу».
Заключение
Можно сделать вывод, что на людей всегда влияют не только их желания, но и жизненные обстоятельства, а также немаловажными становятся приоритеты и мировоззрение законных представителей молодых людей.
Если исключить большинство этих факторов, то СУЗы действительно дают множество преимуществ в сравнении с ВУЗами.
Выбор «между» становится очевидным, когда человек точно знает, чего он хочет.
Но за редким исключением школьники действительно не представляют, чем заниматься в будущем.
На облегчение этой задачи направлена профориентационная работа руководства школы и руководств учреждений образования СПО и ВПО.
Также пришло время избавления от домыслов и старых истин для старшего поколения.
Важно поддерживать своих выпускников в их решениях.
Ведь иначе может не быть пользы, как и от учебы в СУЗе, так и от учебы в высшем учреждении образования, если навязывать свое мнение и тем самым лишать выпускника мотивации и заинтересованности.
Подумайте об этом!
Автор статьи: Дарья Володина