You are currently viewing Как помочь старшекласснику с выбором профессии и учебного заведения?

Как помочь старшекласснику с выбором профессии и учебного заведения?

Старшеклассники зачастую не осознают важности выбора профессии. Иногда с ними об этом даже не разговаривают, особенно когда родители заняты исключительно собственной жизнью. Многие откровенно гонят детей на работу, причем на тяжелую, физическую и низкооплачиваемую (разгружать ящики, стоять на кассе, обслуживать посетителей в кафе или ресторане), ибо оплачивать университет не планируют.

Из-за этого дети часто ошибаются с дальнейшим выбором: подчиняются и доверяют родительскому слову, но на первом же курсе разочаровываются. Одни понимают, что не тянут учебу, вторые просто не усваивают полученную на лекциях и семинарах информацию.

Как же помочь ребенку в этой непростой ситуации?

1. Ориентироваться на школьные оценки. Понятно, что если у него сложности с математикой и физикой, то бессмысленно гнать его в технический вуз: он банально провалит все экзамены. Но в гуманитарные, как правило, конкурс больше, особенно на пресловутый юридический, где на бесплатное отделение можно даже не пытаться пробиться. Но и подавать документы на педагогический факультет тоже нерационально.

Да, там самые элементарные требования, но сможет ли замкнутый и нелюдимый человек стать преподавателем? А если нет, то для чего тогда терять целых пять лет? Многие дети отлично пишут рассказы или статьи, возможно, им следует подавать на филологический или на факультет иностранных языков. Там перспективно, но надо иметь в виду: при дальнейшем трудоустройстве потребуется протекция.

2. Если есть знакомства в конкретном вузе, то стоит предложить обратиться туда. Но опять же, если там преподаются науки, к которым у ребенка нет склонностей, то нежелательно мучить его. Та же экономика на самом деле дается далеко не всем. И с ошибками тоже пишут многие, хотя гуманитарные дисциплины считаются проще точных и естественных.

Кому-то легче написать алгоритм компьютерной программы, нежели сочинение на вольную тему. Но если подросток немного ориентируется в предлагаемой профессии (например, если там в приоритете общие науки), то пусть попробует поучиться там. Обычно это факультеты типа «управления и предпринимательства» или «бизнеса и сервиса», то есть полученный диплом может реально пригодиться.

3. Готовить к будущему со всей серьезностью. Неправильно поступают матери, которые отдают дочерей в первый же попавшейся институт, ибо надеются, что те все равно выйдут замуж и станут домохозяйками. Возможно, именно так все и сложится, но не у всех. И куда тогда идти девушке, получившей ненужный диплом и не устроившей личную жизнь?

Нельзя ставить абстрактную семью, которой может и не быть, выше образования. Работать придется всем, по крайней мере в первые годы. Не каждая студентка становится мужней женой во время обучения, так что не надо давать дочке туманные перспективы. Она ведь может реально поверить в это, но когда дело подойдет к пятому курсу и отсутствию потенциального супруга, то депрессия явно будет не за горами.

Таким образом, подготовка подростка к получению высшего образования — это сложная задача. Некоторые тинейджеры вовсе не задумываются, что после школы надо чем-то заниматься. И это не сидение перед компьютером в сочетании с поеданием бутербродов.

Если они вырастают настолько инфантильными, то в этом вина прежде всего родителей. Они не разговаривали о будущем, не учили, не делились историями. Иными словами, воспринимали детей как несмышленышей, кем те в итоге и стали. Они привыкли, что папа и мама все решают, а теперь не готовы к самостоятельной и взрослой жизни, к ответственности и серьезности.


С уважением Николай Савченко