Когда-то мобильный телефон был роскошью, которая была доступна далеко не каждому. Сегодня смартфоном обладает даже маленький ребёнок.
С одной стороны это хорошо – дети всегда на связи и в случае чего могут позвонить родителям. С другой стороны плохо – дети невнимательны на уроках в школе, потому что уткнулись в экран телефона.
Мобильный телефон – средство связи или препятствие прогрессу?
Мобильный телефон – это, прежде всего, средство связи с ребёнком. Время сейчас неспокойное, поэтому связь остро необходима. Звонок по телефону – это практически мгновенный контакт с ребёнком в нужное время и в любом месте.
Есть и обратная сторона. Помимо связи, ребёнок может использовать телефон в качестве развлечения на уроках в школе: играть, сидеть в приложениях, листать социальные сети, смотреть видео и слушать музыку.
Такой расклад явно не устраивает как учителей, так и родителей. Беспробудные посиделки в телефоне тормозят мыслительный процесс и развитие ребёнка во время пребывания в школе.
Назначение мобильного телефона остаётся спорным: есть как преимущества, так и недостатки. Тем не менее, в начале этого года вышло постановление, которое запрещает использование смартфонов в школе.
Что думают учителя
Мнения учителей касательно запрета разделились. Часть педагогов категорически против мобильных телефонов на территории школы.
Часть считает, что можно ограничиться запретом на использование смартфонов лишь во время занятий. На перемене – допустимо.
Если говорить о негативном влиянии телефонов на детей, учителя твердят в один голос об одном и том же:
- при длительном пребывании в недрах смартфона сильно ухудшается зрение;
- действительно важная информация на уроках не воспринимается от слова совсем;
- происходит деградация личности;
- притупляется мыслительный процесс;
- происходит зомбирование разума некорректной информацией.
Стоит отметить, чем старше учителя по возрасту, тем больше растёт недовольство от взаимодействия детей со смартфонами.
Учителя помоложе чаще подходят к вопросу с современной точки зрения: сегодня всё завязано на гаджетах; образование продолжит развиваться в этом направлении, поэтому необходимо приспосабливаться.
Далеко ходить не нужно. Всё чаще учащихся отправляют на удалённое обучение на дому, в связи с эпидемиологической ситуацией на глобальном уровне.
Дистанционный формат обучения подразумевает использование смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Вполне возможно, что временная практика превратится в системную и продолжит развиваться.
Что думают родители
Часть родителей солидарна с мнением учителей, и выступает за полный запрет телефонов в школе. Подавляющее большинство всё же за наличие смартфонов у детей хотя бы вне занятий – например, на переменах.
Некоторые родители считают, что телефон у ребёнка должен быть активен и под рукой даже на уроках. Их можно понять. На то есть весомые причины:
- ребёнку может стать плохо, а звонок родителям может спасти жизнь; как показывает практика – случается, что учителя не реагируют или неправильно действуют в подобных ситуациях, что может быть чревато плачевными последствиями;
- ребёнка могут обижать, угрожать расправой или что-нибудь украсть; обидчиками могут выступать как старшеклассники на перемене, так и сверстники прямо во время урока; не всегда учитель рядом и может помочь;
- случаются форсмажорные обстоятельства: землетрясения, теракты; на сегодняшний день велика вероятность теракта, поэтому телефон должен быть всегда под рукой; всякое может случиться, один звонок или сообщение увеличит шансы на спасение.
Несмотря на желание максимально обезопасить ребёнка в школе, родители отмечают негативные последствия использования телефонов:
- манипуляции разумом и сознанием ребёнка; дома родители могут контролировать взаимодействие ребёнка в интернете, например, с незнакомыми людьми, но в школе такой возможности нет;
- негативное влияние на организм ребёнка: ухудшается зрение, болит голова, повышается нервозность, вырабатывается интернет-зависимость;
- ребёнок не думает самостоятельно: на контрольных списывает ответы из интернета с телефона;
- снижается умственная активность: вместо того, чтобы думать, ребёнок играет в телефоне и деградирует, развитие приостанавливается.
Практика зарубежных стран
На территории зарубежных стран уже давно активно практикуется запрет на всевозможные гаджеты.
Во Франции учащимся запрещено приносить в школу гаджеты, через которые можно выйти в интернет.
В Германии запрет на ноутбуки, смартфоны и планшеты введён пока только на территории Баварии.
Однако жители активно пропагандируют идею с запретом, поэтому вполне возможно, что скоро ограничения будут действовать на территории всей Германии.
Интересно, что в Великобритании всё индивидуально: школы сами решают, вводить запрет на гаджеты или нет.
Заключение
В мире всё развивается настолько быстро, что теперь от гаджетов никуда не деться. Сегодня реальность такова, что у каждого школьника в кармане есть мобильный телефон, причём самой последней модели.
Смартфон является необходимым средством связи и в то же время притупляет развитие ребёнка.
Власти активно борются с негативным влиянием телефонов на учёбу в школе, поэтому вводят запрет на их использование.
Мнения учителей и родителей рознятся: все согласны с тем, что негативное влияние несомненно есть, но в некоторых случаях наличие мобильного телефона просто необходимо.
Тем временем в зарубежных странах запрет на любые гаджеты с доступом в интернет активно и успешно практикуется, и уже давно. Как частично, так и полностью.
Автор статьи: Юлия Кирпичева