You are currently viewing Цифровизация школ  РФ

Цифровизация школ РФ

Введение

В системе российского образования предстоят глобальные перемены — цифровизация школ в РФ. В этой статье будет рассмотрено, как внедрение цифровизации отразится на школьном образовании. Влияние этого процесса будет раскрыто и со стороны учащихся и их родителей, и со стороны педагогического состава.


Что такое цифровизация образования

Цифровизация или цифровая трансформация – внедрение современных информационных и цифровых технологий в разные сферы жизни.

Суть цифровой перемены системы образования в том, чтобы эффективно внедрить и применить новейшие технологии. Иными словами, будут созданы:

  • система тестирования обучающихся по всем предметам,
  • онлайн-обучение с применением искусственного интеллекта, компьютерных технологий,
  • полный отказ от бумажных накопителей информации.

Система школьного образования станет самостоятельной со стороны ученика.

Какие плюсы

Важным плюсом этого проекта является возможность ученика не пропускать уроки, то есть если ученик по причине болезни находится дома.

Все пропущенные уроки в школе он сможет посмотреть онлайн и, вернувшись к учебе, не отставать от своего класса по уровню изученного материала.

Также можно отметить подобное и для родителей учащихся, которые по каким-то причинам не могут обеспечить свою явку на родительское собрание, но могут присутствовать на нем онлайн.

У родителей не будет пробела в контакте с классным руководителем, ими будет получена вся информация, касающаяся их ребёнка.

Выше уже упоминалось про онлайн-аттестацию педагогов. У этой процедуры есть преимущество в том, что с помощью онлайн-аттестации учитель может повысить категорию, когда проработает определенный стаж.

Эта процедура станет менее демократична и будет занимать намного меньше времени.

Минусы цифровизации или какие могут быть последствия

Цифровизация школ в РФ имеет неприглядные стороны.

Социализация

Согласно паспорту проекта «Современная цифровая образовательная среда», полный переход на цифровизацию планируется к 2025 году.

Дети, родившиеся в 2018 году и позднее, не узнают:

  • что такое 1 сентября,
  • первый классный руководитель,
  • долгожданный звонок на перемену,
  • веселье с одноклассниками на переменах,
  • школьные друзья,
  • выпускные балы.

Итогом будет школа без эмоций и воспоминаний.

  • Люди, которые учились в традиционных школах, привязаны к школе:
  • эмоциями,
  • воспоминаниями о первой школьной любви,
  • самом строгом учителе.

  • Дети эпохи цифровизации будут вспоминать школу, как:
  • компьютер,
  • планшет,
  • море информации.

Развитие творчества и логики

Творчество – это вариативность действий в аналогичных ситуациях.

Творчеству дети научаются, во время постоянных контактов с другими детьми, когда познают мир посредством прямого контакта с ним, а не через призму экрана телефона или планшета.

Логики люди тоже научаются только посредством живого контакта. Эти два качества человека одни из самых важных в устройстве современного мира.

Без них людям будет сложно даже просто удовлетворять свои физиологические потребности.

Другие негативные последствия

Также можно перечислить такие последствия как:

  1. проблема со зрением;
  2. изменение физиологического строения пальцев на руках;
  3. утрата навыков анализа материала;
  4. снижение навыков письма;
  5. снижение речевых навыков учащихся;
  6. зависимость от гаджетов.

Какие этапы уже пройдены

Уже в процессе внедрения в школах России:

  • интерактивные доски,
  • онлайн-учебники,
  • ноутбуков на уроках, вместо классических бумажных учебников.

Также созданы пилотные варианты онлайн-школ в Москве, которые в будущем планируется создать по всей России.

Онлайн-школа отличается от обычной тем, что все знания учащиеся получают посредством взаимодействия с гаджетом.

Минобразования и науки РФ были обновлены правила использования электронного обучения, согласно которым школы частично или полностью имеют права осуществлять свою деятельность онлайн.

Открывается множество интерактивных ресурсов, которые содержат образовательные сертифицированные материалы.

Например, видеоархив лекций «Лекториум» или открытая образовательная платформа

Какие этапы еще впереди

К частичной цифровизации уже успели привыкнуть учителя, учащиеся и родители.

Однако она еще не налажена, так как большинство лицензий для интерактивных школ не куплены и работают по бесплатной временной подписке.

Количество выделенного бюджета не позволяет технически обеспечить школы так, чтобы планшеты или компьютеры были у каждого учащегося.

Электронные дневники и журналы тоже дают сбой в работе.

Этот момент не очень заметен в работе школ, так как уроки ведут живые учителя. Они подстраивают программу урока в зависимости от работы техники.

Проект «Современная Цифровая Образовательная Система»

Уже к 2024 году будут построены особенные школы. Согласно проекту «Современная Цифровая Образовательная Система» их архитектура будет отличаться от привычных школ.

Это будет связано с тем, что вся система будет компьютеризирована и в ней практически не будет сотрудников, с помощью которых осуществляется учебный процесс.

В школе будут индивидуальные планшеты или компьютеры, которые будут обучать учащихся. С помощью интерактивных досок учащиеся смогут выполнять тестирования, контрольные работы и промежуточные аттестации.

Дневник и классный журнал будут электронными, что позволит родителям в прямом включении отслеживать успехи своего ребенка.

Какую роль будет занимать учитель

Учителя согласно этому проекту будут вынуждены примерить на себе новые роли, такие как:

  1. онлайн классный руководитель,
  2. куратор,
  3. тьютор.

Это означает, что своих прямых обязанностей педагога они выполнять не будут.

Для объяснения нового материала будут использоваться онлайн-учебники, для тестирования учеников и выставления оценок будет создана новая система.

Если учитель намерен продолжать работу в новой изменившейся системе образования, ему будет необходимо пройти тестирование, аналогичное Единому Государственному Экзамену; только тестирующиеся – педагоги. Педагог – как наставник и эксперт в своей области, потеряет навеки свое значение.

Для учителей предстоит аттестация, которая разделит педагогов на категории:

  • «учитель,
  • старший учитель,
  • ведущий учитель».

Из перечисленных должностей только учитель будет выполнять прямые педагогические обязанности. Старший и ведущий учителя – это своего рода наставники для коллег нижнего послужного списка.

Новые аббревиатуры и что они означают

Проект о социализации школ вышел в октябре 2016 года. С этого времени появляется множество новых аббревиатур и терминов.

Например, слово тьютор, обозначает педагога или куратора, который занимает свою должность неофициально.

То есть в обычной школе это может быть староста класса, или ученик, владеющий данным предметом на отлично.

В онлайн-школе тьюторами будут бывшие педагоги, главная задача которых будет отвечать на возникшие вопросы учеников в процессе обучения.

СЦОС – Современная Цифровая Образовательная Среда – это название проекта, главной целью которого является цифровизация образования.

ЕФОМ – Единые Федеральные Оценочные Материала – это проект, направленный на аттестацию педагогов.

НСУР – Национальная Система Учительского Роста, которая предлагает аттестацию учителей разделить на категории.


Заключение

Цифровизация школ в РФ активно внедряется на территории страны, но этот процесс еще до конца не налажен, чтобы заработать в совершенстве. Не все положительно относятся к проекту цифровизации школ в России. Многие родители и педагоги выступают против такого обучения. Хочется надеяться, что нашей стране нужен всесторонне развитый и интеллектуально образованный народ, который является «лицом» Российского Государства.