Франчайзинг – система партнерских отношений на взаимовыгодных условиях, при которых франчайзи (покупатель франшизы) за паушальный взнос приобретает у франчайзера (продавца бренда) право вести бизнес от его имени, то есть «арендует» коммерческое обозначение или товарный знак согласно условиям договора.
Система появилась в 1920 году в США и дошла до России только в 1990 году.
Сегодня на франчайзинговом рынке РФ работают более 3000 компаний. К самым популярным относятся «1С», «Додо Пицца», Subway, «Бегемот» и «220 вольт».
По статистике, количество предложений от франчайзеров на российском рынке в 2021 году повысилось на 7%.
Начинающие предприниматели охотно работают по готовым концепциям от раскрученных брендов, поскольку такая схема практически безрисковая и прибыльная.
Однако у нее есть не только преимущества, но и недостатки – причем и для франчайзи, и для франчайзера.
Преимущества франшизы
Основные плюсы для франчайзи следующие:
- Поддержка со стороны главной компании. Франчайзи получает помощь в поиске сотрудников, в обучении персонала по уже готовым схемам, ведет дело по разработанному бизнес-плану.
- Возможность вести бизнес под раскрученным именем. Уже известный потребителям бренд избавляет франчайзи от необходимости вкладывать средства в развитие и продвижение компании. Партнер успешно выходит на рынок и имеет лояльных потребителей уже на старте коммерческой деятельности.
- Готовый список поставщиков. Искать партнеров и договариваться с ними о поставках уже не нужно – франчайзер сам сообщит, с кем необходимо работать.
- Готовые правила поиска сырья, оборудования, обустройства торговой точки. Франчайзи достаточно следовать условиям договора – составлять новые правила не нужно.
- Минимум расходов на проведение рекламной кампании. В пакет франчайзера уже входят вывески, дизайн макеты и другая рекламная продукция.
- Отсутствие конкурентов. Чаще всего франчайзеры назначают на одну территорию не более одного партнера, поэтому разным франчайзи не нужно конкурировать между собой.
- Отсутствие необходимости проводить маркетинговые исследования. Франчайзер предоставит все важные сведения о рынке.
Также франчайзер нередко становится поручителем при оформлении кредита партнером – другие начинающие предприниматели такой возможности не имеют.
Банки неохотно кредитуют заявителей со стартапами: кредиторы тщательно проверяют бизнес-планы, рассчитывают вероятную доходность от проекта.
Если же поручителем выступает франчайзер с прибыльным бизнесом, то требования банка смягчаются, и кредитор предлагает более выгодные условия по займам.
Что касается преимуществ для франчайзера, то такая модель сотрудничества выгодна для него возможностью масштабировать бизнес по региону или стране в целом, а при успешном опыте – и за рубежом.
Вкладывать крупные средства в открытие новых офисов и отделений не потребуется. Успешные франчайзеры легко справляются с конкуренцией, так как их компания узнаваема во многих регионах.
Запуская бизнес в разных регионах, городах и странах, франчайзер может получить важные сведения о конкурентах, спросе и рынке в целом.
Недостатки франшизы
В то же время у бизнеса по франшизе есть и недостатки. Для франчайзи они следующие:
- Необходимость соблюдать строгие правила и нормативы. Регламент сотрудничества жестко определен и указан в договоре с франчайзером.
- Закрытый перечень поставщиков. Самостоятельно искать поставщиков нельзя, даже если у франчайзи есть список лиц, которые предоставляют более дешевые и качественные товары. Практика показывает, что чем больше и известнее компания, тем строже и многочисленнее ее запреты.
- Соглашение о неконкуренции. Партнер франчайзера не имеет права открывать на той же самой территории компанию-конкурента, сотрудничать с другими франчайзерами-конкурентами.
- Одностороннее расторжение договора. Если франчайзера не устроит деятельность партнера, то он вправе расторгнуть договор по личной инициативе.
- Судебные разбирательства. Франчайзер рискует столкнуться с юридическими последствиями, если он, например, будет незаконно использовать торговую марку.
- Расходы на взносы. Франчайзи должен оплатить паушальный взнос (фиксированную стоимость франшизы), роялти (ежемесячный платеж за использование товарного знака франчайзера) и рекламный взнос (ежемесячный платеж для организации маркетинговых и рекламных кампаний). Сумма паушального взноса достигает 10-11% от совокупных стартовых затрат, роялти – 2-6% от оборота, рекламного взноса – 1-3% от оборота.
Хотя франчайзи должны вносить рекламные взносы на централизованную рекламную и маркетинговую деятельность, оказать на нее влияние они не могут – права голоса по таким вопросам у них нет.
Также есть риск того, что компания-организатор столкнется с банкротством, ликвидацией, со сменой руководства. Вероятность этого возрастает во время кризисов.
Франчайзер по условиям договора может запретить партнеру после выхода из дела открывать конкурирующие компании на той или иной территории в течение заранее оговоренного срока.
С недостатками такого сотрудничества сталкивается и франчайзер. Например, он теряет эксклюзивность, возрастает риск утечки коммерческой тайны.
Недобросовестные партнеры после выхода из дела могут открывать схожий бизнес, причем судебная практика показывает, что привлечь их к ответственности сложно.
Также франчайзеры рискуют своей репутацией: если в каком-либо кафе нарушались санитарные нормы, что привело к ущербу для здоровья потребителей, то от этого может пострадать вся сеть.
Итак, бизнес по франшизе – возможность получить большую прибыль как франчайзи, так и франчайзеру.
Владелец бренда может масштабировать свое дело, делегируя обязанности по открытию отделений своим партнерам.
Франчайзи же получает готовый бизнес со всеми наработками и лояльными потребителями.
Однако необходимо учитывать действующие ограничения и нюансы, чтобы сотрудничество действительно было взаимовыгодным.
Автор статьи: Татьяна Пономарева