Хорошо работать в престижном лицее, где много мотивированных учеников и вовлечённых родителей, интересные проекты и поддержка солидных партнёров — вузов и местных администраций.
А если вы оказались в школе с дурной славой, куда «приличные» люди детей не отдают, ещё и где-нибудь в глубинке, то что — остаётся плыть по течению?
Всё равно ничего не поделаешь? Нет, есть примеры успешных преображений «сложных» школ, руководство и учителя которых поставили себе задачу вырваться из порочного круга.
Делимся пятью тактиками, которые позволили «сложным» школам добиться успехов.
1. Будьте открытыми
Открытые уроки повышают самооценку педагогов
«Школьники просто издевались над нами», — признавался учитель одной из петрозаводских школ в интервью с исследователями. Учились здесь по большей части дети из бедных семей, живущих в общежитиях неподалёку. Когда нынешний директор пришёл в школу, её ученики стабильно сдавали экзамены хуже всех в городе. Преподаватели избегали публичных мероприятий, страдали от низкой самооценки, работали механически и боялись что-то менять.
Директор решил преобразить школу. Главное, что ему помогло, — открытость. Он вывел учителей из состояния замкнутости и подавленности, подтолкнул к участию в профессиональных конкурсах, предложил проводить мастер-классы и открытые семинары. Педагоги начали ставить себе более высокие цели. Благодаря этому росла их самооценка, а вместе с ней — престиж школы.
В результате туда потянулись молодые преподаватели; опытные — передумали уходить. В глазах родителей учеников авторитет школы тоже вырос.
Публичность помогает осознать свои недостатки
Другую школу из Подмосковья, обветшалую, на грани закрытия, где кабинеты превратились в подсобки, а учителя курили прямо в здании, тоже спасла открытость. Новое руководство смогло очень быстро вернуть школу к жизни — благодаря участию и победам в конкурсах и проектах, в том числе государственного масштаба.
«Победа учителя вносит большие изменения. Учитель уже по-другому работать не может… Все его уроки становятся открытыми», — объясняет директор.
Необходимость публично показать свой профессионализм заставила учителей равняться на более высокие стандарты. Директор объясняет ценность этого опыта так: «Надо себя с другими сравнивать, потому что только в сравнении можно познать, лучше ты или хуже. Сидеть на месте нельзя, надо работать… Увидел, что твои дети неконкурентоспособны, — учись».
Открытые уроки нужны не только учителям, но и родителям
В другой неблагополучной школе — с окраины промышленного города в Сибири — тоже пошли по пути открытости. Сама по себе ухоженная и благоустроенная, эта школа расположена среди ветхих домов, в которых живут необеспеченные семьи. Многие из поселившихся здесь — мигранты из Средней Азии. Мало у кого из родителей учеников есть высшее образование.
Зачастую дети, приходя в первый класс, едва говорят по-русски. Тем не менее руководству удаётся вовлекать в учебный процесс не только их самих, но даже их родителей.
Одна из тактик руководства — позволять мамам и папам посещать занятия. «Родители приходят на уроки и видят проблемы своих детей, могут разобраться, как выставляют оценки», — объясняет один из учителей. Завоевав внимание родителей, школа продолжает вовлекать их в образовательный процесс. «Все родители приходят на праздники в школу, даже неблагополучные», — добавляет заместитель директора.
2. Кооперируйтесь внутри школы и за её пределами
Маленьким школам надо искать поддержку и сотрудничать
Ещё один элемент эффективного антикризисного руководства — готовность к сотрудничеству и взаимопомощи. Возрождающуюся «трудную» школу из Петрозаводска авторы книги сравнивали с другой похожей школой из того же города. Не раскрывая названий этих заведений, исследователи отметили, что в обоих директора уделяли много внимания поиску внешних ресурсов.
Они заручились поддержкой городских организаций — детско-юношеского и молодёжного театрального центров. Из республиканских на помощь пришёл музей Кижи. Благодаря тесному сотрудничеству с некоммерческими фондами появилась возможность отправлять преподавателей на зарубежные стажировки. «Все организации города, которые можно подключать, мы подключаем», — рассказал директор одной из этих школ.
В другой карельской школе, но уже сельской, тоже ценят кооперацию. В школах соседних сёл здесь видят не конкурентов, а партнёров: делятся друг с другом всем, чем можно. Доучившись до девятого класса в своём селе, дети могут переходить в старшие классы в школу соседнего.
«Мои учителя едут в девятый класс соседней школы, дают открытые уроки, смотрят ребят, которые идут к нам в десятый, — рассказывает директор сельской школы. — У некоторых [школ] есть хорошо оборудованные кабинеты физики, а у некоторых нет — и денег, чтобы их наполнить, тоже нет. Зато есть транспорт: значит, едем в другую школу на занятия».
Как отмечают исследователи, подобное сотрудничество могло бы привести к созданию структуры, напоминающей то, что за рубежом называют «школьным округом». Учитывая скудные ресурсы каждой из этих школ по отдельности, такая форма организации может быть перспективной.
Важно воспринимать родителей учеников как партнёров
В родителях руководство школ разглядело партнёров. «Обычно слышишь: родители сдали ребёнка в школу, как в камеру хранения, — и всё, забыли, — поделился учитель четвёртого класса одной из петрозаводских школ. — Сейчас совсем не так. Когда родитель звонит, когда интересуется, — это уже для учителя большая поддержка».
Эффективный способ вовлечь родителей в обучение ребёнка, — давать творческие проекты, подготовкой и защитой которых они занимаются вместе. В подмосковной школе, которую новый директор спас от закрытия, такую проектную деятельность организуют со второго по одиннадцатый классы.
«У нас проекты семейные, когда ребёнок выступает вместе с родителями, — объяснил директор. — И конференции проводим. Когда к столетию школы была объявлена тема „История школы в истории моей семьи“, столько было проектов! До седьмого поколения поднимали».
Курс школы формирует не только руководство
Другая тактика — распределённое лидерство, вовлечение в управление школой как можно большего числа участников. В одной из петрозаводских школ создали, например, орган общественного управления школой, в который вошли родители учеников, и его функции не были чисто номинальными. Следом директор создал совет по развитию качества обучения. Его участники — директор, учителя и родители — сообща наметили пути выхода из кризиса.
Ещё дальше пошли в уже упоминавшейся сибирской школе, где уроки открыты для родителей. Здесь создали совет активных учеников и предложили им самим придумывать сценарии всех школьных мероприятий. Кроме того, в каждом классе среди учеников проводят выборы «мэра», а ежегодно выбирают ещё и «мэра школы». Возможно, это привычные практики для успешных развитых школ, а вот в «проблемных» школах этого как раз обычно не хватает.
3. Участвуйте в проектах, конкурсах, олимпиадах
Это позволит ученикам почувствовать себя успешными
Ещё один шаг к преодолению кризиса, тесно связанный с двумя предыдущими, — активное участие в академических соревнованиях. Именно олимпиады и конкурсы помогли школе из Подмосковья, где классы напоминали подсобные помещения, всего за пару лет превратиться в образцовую и получить статус гимназии.
«Дети вообще не знали, что такое олимпиады, никогда не принимали в них участия. В первый год мы из 25 олимпиад приняли участие в 18, победили в международном конкурсе, — рассказал директор, возродивший школу. — Нам позволили участвовать в нацпроекте, и мы снова стали победителями».
Тематические декады и награды за любые старания
В сибирской же школе, где устраивают выборы «мэра», проводят тематические «декады», длящиеся десять учебных дней. Это могут быть, например, десятидневки русского языка или математики. В течение двух недель ученики участвуют в конкурсах, готовят выступления, пишут тематические сочинения. За дополнительные работы, выполненные по своей инициативе, учеников отмечают высокими оценками. Работы, написанные в ходе декады, размещают потом на стендах в коридорах.
Да и в целом в этой школе стараются награждать детей за любые старания. На линейках здесь дают призы не только победителям конкурсов и «отличникам». «Хорошистов» и тех, у кого за четверть была всего одна тройка, тоже награждают.
4. Нанимайте молодых педагогов и обучайте опытных
Отлично работает наставничество
Многие школы из исследования сделали ставку на обновление преподавательского состава. В одной из упомянутых петрозаводских школ, например, благодаря притоку молодых учителей средний возраст педагогов снизился до 34 лет.
При этом у каждого молодого преподавателя есть опытный наставник. «Друг друга выбрали люди, которые хотели сотрудничать», — объяснил один из учителей. В течение года наставник и новичок еженедельно посещают уроки друг друга. Молодые делятся знаниями о новых технологиях и подходах к обучению, наставники — накопленной мудростью.
«В любой момент, если люди не совпали темпераментами, характерами, взглядами на преподавание, они могут разойтись», — добавляет другой учитель.
Учителя тоже должны учиться
Немалая часть школ из исследования осознала важность непрерывного обучения уже опытных педагогов. В петрозаводских школах учителя стали не только посещать уроки друг друга, но и обмениваться опытом со специалистами других направлений: психологами, социальными педагогами, логопедами, руководителями секций и кружков.
Понимают во всех кризисных школах и важность участия учителей в программах, повышающих их профессионализм. В некоторых учебных заведениях, правда, доходили до крайности, требуя повышения квалификации, по выражению одного директора, «под дулом пистолета».
Другие были более демократичны. Например, одной из школ удалось установить контакт с некоммерческой организацией и отправить 20% педагогов на недельные стажировки в Швецию и Норвегию.
5. Устраивайте внутренние экзамены
Необычная практика, помогающая поддерживать высокий уровень обучения, — внутренние экзамены. К этому средству прибегают в карельской сельской школе. Некогда процветавшее село в девяностые годы изменилось до неузнаваемости. Практически все местные предприятия закрылись, многим людям по сей день приходится ездить на заработки в соседнюю Финляндию. Поскольку родители едва ли могут уделять много внимания детям, их воспитание легло на плечи учителей. И школа справляется с этой задачей.
Чтобы стимулировать детей учиться, уже с пятого класса здесь устраивают итоговые работы для перехода в следующий класс. Если сдать экзамен не получается, ученики две недели занимаются с учителем и идут на пересдачу. В случае новой неудачи детям дают задания на лето. В седьмом классе экзамены уже устные.
«Восьмой класс — три экзамена: русский, математика и уже третий по выбору (тот, который будут потом выбирать в девятом классе), — рассказывает директор. — То есть за восьмой класс ученик уже отчитается, и в девятом ему этот предмет будет легко сдавать».
Таким образом, прогресс детей находится под постоянным контролем педагогов. Что важно — для проверки используют не стандартизированные тесты, пришедшие в школу сверху. Задания для экзаменов разрабатывают сами учителя.
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать школам из исследования, они не только выжили, но и преуспели. А значит, их опыт могут попробовать и другие в похожих обстоятельствах.
По материалам источников.