Дети из разных возрастных групп нередко сталкиваются с насмешками со стороны сверстников, упоминаниями о недостатках из уст родителей, а также сами видят свои особенности в зеркале.
Задача родителей – помочь ребенку не стесняться, а также не дать смущению развиться в полноценные комплексы.
Комплексы разных возрастов
1. Дошкольный возраст.
Обычно в этом возрасте сверстники не издеваются над ребенком, не стараются специально задеть его. Дети дошкольного возраста (3-6 лет) зачастую говорят то, что думают. Маленькому ребенку гораздо легче сказать о действительности в лицо, ничего не скрывая.
Дети могут смеяться над такими особенностями отдельного ребенка, как, например, веснушки. Но это не будет злорадным издевательством, это будет, скорее, забавой.
Как правило, дети в этом возрасте не станут обзывать ребенка, унижать его перед коллективом.
Однако, если проблемная ситуация все же произошла, и ребенок жалуется об этом родителям, следует поговорить с воспитателями в детском саду, которые проследят за поведением малышей и определят, от кого из них исходит негативное оценивание.
2. Младший школьный возраст.
Движущая сила издевательств – обида. У детей в возрасте 7-10 лет постепенно формируется видение мира, они идут в школу и привыкают к новой обстановке. Формируются группы, дети ищут друзей по интересам.
В начальной школе возможны конфликты между различными группами детей, которые могут привести к развитию у некоторых из них комплексов. Основную задачу в правильном воспитании детей играет классный руководитель.
Прямое взаимодействие с классным руководителем, кооперация семьи и школы поможет ребенку преодолеть трудности и справиться со многими проблемами.
3. Подростковый возраст ребенка.
Большинство комплексов возникает у ребенка в подростковом периоде, когда он вступает в переходный возраст. Здесь отношения детей могут строиться не на доверии, а на взаимной выгоде.
Внешность становится важной составляющей, которую оценивают сверстники. Кроме того, в подростковом возрасте у подростка происходят огромные гормональные изменения, на фоне которых могут также проявляться некоторые изменения во внешности.
Они, в свою очередь, могут стать причинами издевательств сверстников и вызвать комплексы у подростка.
4. Старший школьный возраст.
В этом возрасте проблемы могут возникнуть на фоне уже имеющихся стереотипов, которые сложились в прошлом. Дети в классе могут издеваться над кем-либо до тех пор, пока человек не изменит что-либо в своей внешности.
Иногда это сделать невозможно без хирургических вмешательств. Душевные травмы, которые получают дети в подростковом возрасте, останутся с ними на всю жизнь, поэтому ребенку важно преодолеть комплексы и полюбить себя.
Как помочь ребенку справиться с комплексами
1. Поддержка семьи.
В школе над ребенком могут издеваться, именно поэтому важно знать обо всем, что происходит в учебном заведении. Это вовсе не значит, что родители должны посещать уроки и постоянно сопровождать своего ребенка.
Взрослым стоит интересоваться у детей и педагогов о сложившейся ситуации. Не стоит навязываться, важно, чтобы ребенок сам хотел рассказывать о своих успехах и неудачах.
Поддержка семьи является одной из самых важных составляющих успеха на пути к формированию личности и искоренению всяческих комплексов у ребенка.
2. Душевные разговоры.
Помимо объяснений, родителям следует с детства приучать ребенка к тому, что все люди разные. Необходимо объяснить, что нельзя смеяться и издеваться над другими детьми, а уважать их внешние особенности, принимать их. Кто-то может иметь веснушки, кто-то – лишний вес и т.д.
Важно объяснить этические нормы и правила поведения в обществе. Нужно научить ребенка уважать других людей, считаться с их мнением.
Малышу следует с детства знать о том, что издевательства не приводят ни к чему хорошему, а также о том, что все люди равны между собой.
3. Любовь к себе.
Стоит объяснить ребенку, что нужно любить себя и уважать свое тело. У детей может быть разная фигура, телосложение, черты лица, голос и многое другое, и все это – их изюминки: то, что отличает их от других людей.
Не стоит акцентировать внимание на внешних особенностях ребенка, например, на том, что у него большой нос или торчащие уши, ведь ребенок может начать смущаться своих особенностей, что может привести к неуверенности к себе.
Комплексы остаются с ребенком на протяжении долгого времени, если их вовремя не искоренить.
Как правило, во взрослой жизни комплексы практически не формируются. Иногда они связаны с уже имеющейся неуверенностью, которая в прошлом оставила свой след на психике ребенка.
Комплексы порой мешают человеку жить и продолжать свой жизненный путь, препятствуют правильному развитию и формированию личности и характера, поэтому для родителей одной из важнейших задач является оказание поддержки своему ребенку.
Автор статьи: Екатерина Римская