You are currently viewing Воспитание детей

Воспитание детей

Введение

Современный мир диктует нам множество правил. Поколение за поколением сталкиваются с изобилием новейшей информации и усовершенствованиями обыденной жизни. И одним из главных вопросов на сегодняшний день становится: как вырастить и воспитать в этом хаосе ребенка здоровой и полноценной развитой личностью.


Развитие личности маленького человека

Любой рост подвержен определенным фазам усовершенствования. Для ребенка каждая ступень развития становится основополагающим и определяющим фактором, формирующим систему ценностей, взглядов и модель поведения вплоть до самого зрелого возраста.

Первый этап – это адаптация, длящаяся от первого крика малыша до подросткового возраста. Это время ребенка посвящено приспособлению и принятию правил той среды, в которую он попал.

Следующим этапом идет индивидуализация. Приобретенный опыт первой фазы критически пересматривается, и ребенок начинает искать способы выразить свое собственное «я» с помощью внутренних ресурсов. Отражение данный этап находит в стиле поведения, проявлений характера, эмоций, чувств. Будущий член общества начинает искать единомышленников, внешне и внутренне похожих на него.

Завершающей ступенью становится интеграция. Почти созревшая личность начинает поиски своего предназначения в обществе и старается войти в него и стать его членом. Этап проходит безболезненно, если окружающие принимают и созидательно относятся к бывшему уже ребенку, как к индивидуальности, не стараясь кардинально изменить его.

Факторы формирования личности ребенка

Говоря о важности социального окружения и роли вхождения в него ребенка, не стоит умалчивать о внутренних ресурсах индивида, заложенных природой.

Такими ресурсами становится темперамент, отвечающий за поведенческие модели малыша с самого рождения. Это же следует учитывать и при выборе методов воспитания и обучения будущего члена общества. При неправильном подходе любые попытки «исправить» ребенка потерпят крах. Следует учитывать и способности индивида, которые начинают проявляться с самого маленького возраста.

Так в учреждениях образования – дошкольных и средних – появилось понятие «интегрированное обучение», подразумевающее под собой принятие детей, независимо от их физических, интеллектуальных, языковых и социальных показателей. Интегрированное обучение из-за обширности понятия стало включать в себя разноуровневую подготовку ребенка по всем аспектам с учетом его индивидуальных характеристик.

Еще один биологический фактор, влияющий на малыша – это генетика, как бы странно и дико не звучало. Это не определяет будущего личности, но играет немаловажную роль. Сегодня из-за той самой генетической предрасположенности ребенок может унаследовать не только определенное заболевание или зависимость, но и склонность реагировать на окружающий мир определенным образом.

Социализация – чуть ли не определяющее обстоятельство в жизни маленького человека. Первые шаги на этом поприще он делает в семье, затем шаг за шагом знакомится с другими членами общества.

Роль семьи в воспитании ребенка

С самого рождения рядом с малышом находятся папа и мама. В традиционном понимании.

Стоит отметить, что сегодняшний мир меняет это самое понимание, и семья может быть представлена другими индивидами, в зависимости от формата семьи и жизненными обстоятельствами. Тем не менее, самые близкие для ребенка люди – те, кто с ним находится с первых мгновений в этом мире. И эти самые люди играют важнейшую роль в его жизни.

Ценности, приоритеты, привычки, поведенческие реакции перенимаются ребенком из семьи. Поэтому стоит говорить о том, что девяносто процентов формирования личности зависит именно от ближайших родственников.

Здесь важно абсолютно все: отношения между родителями, их отношение к их родителям и с другими членами семьи, наличие старших или впоследствии младших братьев или сестер.

Важную роль играет непосредственно отношение к самому малышу. Общение с ним, игры, попытки понять его потребности и желания, объяснения непонятного ему, поддержка, помощь, эмоции и проявления чувств.

При исключении вышеперечисленных аспектов мы сталкиваемся с печальным понятием «детская психологическая травма», которая может преследовать любого из нас на протяжении всей жизни.

Любое эмоциональное потрясение у ребенка удваивается или даже утраивается в сравнении с взрослым человеком. Стоит помнить, что ребенок имеет еще несформировавшуюся психику, на которую давит все выходящее за рамки привычных будней.

К этому не относится любой выход из зоны комфорта по его личному решению с целью получения стороннего опыта, подразумевается его зона безопасности, которая чаще всего представлена его домом и любящими членами семьи.

Воспитание ребенка – огромная ответственность. Каждый должен помнить об этом. При планировании появления в своем доме малыша стоит основательно к этому подготовиться. В этом будущим родителям поможет изучение не только физического развития ребенка, но и советы психолога по эмоциональному и социальному воспитанию малыша.

Здоровые отношения между родителями – залог успешного развития вашего ребенка.

Роль учреждений образования в воспитании

Учреждения образования помогают родителям в формировании личности их ребенка. В детском саду малышу закладывают важнейшие понятия и представления об окружающем мире, а также о его роли и правилах поведения в социуме.

Это готовит к школе, где ребенок получает уже основные углубленные знания о том, что происходит вокруг. Школа также несет на себе воспитательную роль, хотя в разных странах подход к этой роли различается. В странах СНГ воспитанию стараются уделять больше внимания, в странах ЕС, к примеру, школа снимает с себя эту роль в пользу родителей.

В воспитании ребенка родителям важно определиться: кто будет доминантным воспитателем – они или же учреждение образования? В идеале, и те, и другие должны работать сообща. Родители видят, что происходит с ребенком дома, педагоги могут заметить что-то важное, когда подрастающее поколение находится уже в социальной среде.

Чтобы избежать проблем и там, и там – важно взаимодействие и взаимоподдержка.

Семья и педагоги совершенствуют процесс развития ребенка двусторонне. То, что заложено в семье, может быть «отшлифовано» преподавателями, то, что дается в школе – с поддержкой и помощью родителей может быть доведено до идеала дома.

При взаимодействии обоих сторон будут исключены такие проблемы, как неправильные поведенческие реакции самого ребенка/подростка, буллинг или моббинг в сторону ребенка со стороны, все понятия об окружающем мире не будут искажены. Тогда мы получаем личность, готовую искать свое место в огромном мире и совершенную созидательную силу в лице маленького представителя нашего общества.

Ошибки родителей в воспитании и выбор учреждения образования

Все мы люди и все мы разные. Это факт. Но когда мы выбираем стать родителями, мы должны осознать, что от нас зависит уже другая жизнь. Должны быть исключены критические суждения по отношению к ребенку, гиперопека, чрезмерная требовательность, чрезмерное навязывание собственных принципов, отвержение иного мнения (например, мнения ребенка).

При выборе учреждения образования следует учитывать профессионализм кадрового состава и основополагающую цель учреждения. Учитывайте потребности и интересы ребенка при выборе детского сада и школы.


Заключение

Самое важное в воспитании ребенка – это семья. Первые пятнадцать лет его жизни родители помогают вступить ребенку в новый для него мир. Стоит помнить, что маленький человек не такой уж и маленький. Общайтесь со своим чадом на равных, доверяйте ему, обсуждайте с ним то, что беспокоит вас и, конечно же, его. Ваш ребенок будет открываться для вас снова и снова.

При появлении нерешаемых проблем (так может показаться в один момент) помните, что всегда есть специалисты, которые помогут вам решить и ваши проблемы, и проблемы взаимоотношений с ребенком. Обращение к психологам сейчас набирает обороты и действительно помогает узнать себя и своего малыша лучше.