You are currently viewing Работа классного руководителя

Работа классного руководителя

Введение

Большинство граждан нашей страны проходили через такой этап своей жизни, как школа. Именно в школе появляются первые знакомства, происходят первые социальные взаимодействия, именно в школе мы встречаем своих первых учителей.

И, конечно же, самый первый учитель, с которым мы знакомимся, это наш классный руководитель.

Многие с душевной теплотой вспоминают своего классного руководителя, ведь зачастую этого человека называют «второй мамой».

В этой статье мы предлагаем вам разобраться, какое положение дел обстоит с классным руководством в нашей стране на данный момент.

Давайте узнаем вместе!


Два важных нюанса работы

Во-первых, стоит заметить, что классный руководитель не является должностью.

Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и работников», на сегодняшний день классное руководство нельзя считать должностью, сейчас это функциональная обязанность, которая является дополнением к должности учителя.

Во-вторых, поскольку не существует общепринятых нормативных актов, регулирующих работу классного руководителя, полномочия и требования к нему определяются каждой отдельной образовательной организацией.

Формирование положения о классном руководстве

Итак, поскольку единого нормативного акта не существует, то каждая образовательная организация обязана принять своё положение о классном руководстве, что является не самой простой задачей.

Формирование положения происходит поэтапно:

  1. Проблемно-творческой группой создаётся проект положения о классном руководстве и выдвигается на всеобщее изучение;
  2. Педагогический коллектив оценивает данное положение и утверждает. В ходе оценки каждый отдельный учитель может, как принять, так и не согласиться с положением, если считает, что документ превышает его обязанности или в любом другом случае несогласия;
  3. Согласование с профсоюзом;
  4. Администрация принимает положение о классном руководстве.

Данный процесс достаточно долгий и трудоёмкий, однако необходимый для каждой образовательной организации, где требуются классные руководители.

Цели и задачи классного руководителя

  • Формирование коллектива
  • Организация системной работы
  • Защита прав и интересов обучающихся
  • Формирование нравственных и духовных ориентиров
  • Организация творческой деятельности

Формирование коллектива

Итак, самой первой задачей классного руководителя выступает формирование благоприятного «климата» в коллективе.

Классный руководитель обязан относиться к детям с одинаковой учтивостью и уважением, а также рассматривать каждого ребёнка, не как отдельного человека, а как маленькую деталь в огромном механизме, все детали которого должны работать одновременно хорошо.

Именно классный руководитель помогает детям сплотиться, проводя различные спортивные и иные мероприятия.

Организация работы

Под организацией работы здесь рассматривается контроль за успеваемостью и посещаемостью всех учеников.

В случае, когда успеваемость или посещаемость ухудшаются, классный руководитель сначала проводит воспитательные беседы с самим учеником, но если подобные меры не действуют, то учителя вызывают в школу родителей на разговоры.

Ведь общая цель и родителя, и учителя – выпустить из школы успешного ученика и примерного гражданина.

Защита прав и интересов обучающихся

В школах нередко случаются конфликты. Именно классный руководитель регулирует их, если к нему обращаются за помощью или если он замечает, что без его помощи данный конфликт разрешить не получится.

В случае взаимодействия учеников и учителей классный руководитель сможет защитить права ученика, если преподаватель ведёт себя неуважительно по отношению к нему по той или иной причине.

И наоборот, если ученик ведёт себя неуважительно по отношению к преподавателю, то классный руководитель в праве поговорить с учащимся, а, возможно, и привлечь внимание родителей к данной проблеме.

Формирование нравственных и духовных ориентиров

Конечно же, нравственные и духовные ценности закладываются в каждом ребёнке с самого детства в семье его же родителями.

Однако в случае неблагополучных семей или же отсутствия любых обычных норм поведения в обществе у какого-то ребёнка классный руководитель в праве проводить беседы, объясняя, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Ведь если в семье ребёнку так и не смогли дать понятие о нравственных ценностях и нормах поведения в любом коллективе, то в дальнейшем во взрослой жизни любая бестактность может сильно навредить ему.

А поскольку школа несёт не только образовательную, но и воспитательную функции, то классный руководитель просто обязан позаботиться об ученике.

Организация творческой деятельности

Каждый ученик в свободное от школы время может заниматься любой деятельностью, которая ему интересна: творчеством, спортом, наукой – совершенно любой.

Однако зачастую случается так, что ребёнок может не знать о своей предрасположенности к занятию творчеством или бояться начать заняться этим.

Именно для этого на плечи классных руководителей ложится обязанность проведения различных творческих мероприятий: концертов, конкурсов стихов и рисунков, театральные постановки.

Самое сложное в данном деле – привлечь внимание детей, показать им, что это увлекательно и интересно, одним словом, завлечь.

В этом и заключается искусство быть классным руководителем.

Типы классного руководства

Исходя из жизненного, опыта многие учителя условно разделяют всех классных руководителей на четыре типа:

  1. Руководитель-организатор;
  2. Руководитель-психолог;
  3. Социальный организатор;
  4. Поддерживающий классный руководитель.

Руководитель-организатор

Для такого классного руководителя в первую очередь важно наладить хорошие взаимоотношения в коллективе.

Такие учителя стараются понять роль каждого ученика в классе или же помочь её найти. Подобные педагоги считают самым главным социальный климат внутри коллектива.

Во многом они правы, поскольку в доверительных и уважительных отношениях с классом намного увлекательнее и интереснее познавать мир, вместе заниматься спортом и преодолевать другие трудности школьной жизни.

Руководитель-психолог

Данный тип классного руководителя схож с предыдущим.

Однако он не старается найти для каждого ученика свою отдельную роль, он лишь хочет сформировать внутри коллектива положительную атмосферу, которая благоприятно влияла бы на процесс учёбы.

Социальный организатор

Словосочетание «социальный организатор» на первый взгляд напоминает профессию, далёкую от стен общеобразовательных школ.

Однако здесь мы понимаем тот тип классного руководителя, который старается показать своим подопечным нужность и важность наличия своей активной гражданской позиции.

Такой учитель чаще всего на собственном примере показывает, что не нужно быть равнодушным.

Он помогает детям заниматься волонтёрством в приютах для животных и в молодёжных организациях, рассказывает о ветеранах, которых можно посетить и чем-то им помочь.

Для такого человека важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя нужным и полезным обществу и стране.

Поддерживающий руководитель

Поддерживающий классный руководитель отдалённо напоминает руководителя-психолога.

Однако именно поддерживающий старается разобраться в каждом отдельном ребёнке.

Конечно, он также проводит мероприятия для сплочения коллектива, однако воспринимает класс не как целый механизм, а как набор отдельных элементов.

Для таких классных руководителей важен комфорт и чувства каждого ученика в отдельности.

Именно такие учителя очень наблюдательны, с особенным трепетом относятся к проблемам учеников не только относительно учёбы.

Как показывает практика, этот тип классных руководителей чаще всего запоминается детям, как «тот самый учитель, на которого я хочу быть похожим, ведь он мне очень помог».

Документация классного руководителя

На сегодняшний день многие учителя не хотят заниматься классным руководством из-за огромного количества бумаг, которые нужно ежемесячно заполнять.

Так что же находится в папке классного руководителя?

  1. Ведомости об учебном процессе, успеваемости, посещаемости;
  2. Личные сведения об учениках: адрес проживания, место работы родителей, телефон, секции, кружки и тому подобное;
  3. План воспитательной работы на каждый месяц: какие мероприятия планируются к проведению и какова их польза.

По желанию учитель может вести документацию о беседах с родителями.

Надбавки к заработной плате

В каждой образовательной организации свои набавки к классному руководству, которые чаще всего несоизмеримы с тем количеством усилий, которые учитель прикладывает к своей работе – около 2500 рублей в месяц.

По указу Президента РФ всем классным руководителям с 1 сентября 2020 года начали выплачивать надбавку к зарплате в размере 5000 рублей (без учёта налогов).

Данная надбавка является дополнением к зарплате, не заменяя любые иные существующие региональные надбавки или премии.

Также не влияет на надбавку количество учеников в классе и регион проживания.


Заключение

Таким образом, классное руководство – одна из самых сложных функциональных обязанностей учителей, которая, к тому же, не является высокооплачиваемой.

Однако именно классное руководство оставляет у преподавателя незабываемые воспоминания о годах в школе.

Став классным руководителем, учитель становится чьим-то наставником и примером на всю жизнь.