You are currently viewing Критическое мышление: что это такое и как применять его в повседневной жизни

Критическое мышление: что это такое и как применять его в повседневной жизни

нетология Нетология Медиа

Критическое мышление — это необходимый навык в мире переизбытка информации. Количество ресурсов — курсов и видео, книг и статей — увеличивается, всё больше экспертов и блогеров постоянно высказывают своё мнение и смело дают советы. Становится сложнее ориентироваться в потоке информации — риск попасть в когнитивные ловушки и принять неправильные решения растёт.

Рассказываем, как критическое мышление помогает в обычной жизни, что мешает нам мыслить критически и как им пользоваться для решения разных задач.

Что такое критическое мышление и зачем оно нужно

Термин «критическое мышление» ввёл американский философ Джон Дьюи в 1910 году. Правда, чаще он называл его рефлексивным мышлением и характеризовал как активное, непреклонное и тщательное рассмотрение любого убеждения или информации в свете аргументов и последующих выводов.

Критическое мышление может пригодиться в разных жизненных ситуациях:

  • когда на вебинаре, в учебнике и статьях вы находите противоречивую информацию;
  • руководитель утверждает, что есть единственно верный способ выполнить задачу;
  • знакомые или блогеры рассказывают про свой успех;
  • близкие говорят, куда идти учиться и кем работать;
  • прохожие советуют надеть на ребёнка шапку.

Применяя критическое мышление, мы можем полагаться на достоверную информацию, избегать манипуляций и принимать осознанные решения.

Мышление помогает нам познавать внешний мир и самих себя. Делать это мы можем по-разному: с помощью действий или образов, интуиции или аналитики, логики, творчества и критики. Способов мышления много, и каждый из них по-своему помогает нам находить ответы на возникающие вопросы и задачи. Критическое мышление предлагает ясный и упорядоченный подход к жизни и помогает решать даже самые сложные проблемы. Поэтому порой мы прибегаем именно к нему.

Критическое мышление — это способность человека ставить информацию под сомнение, смотреть на проблему с разных сторон и в результате делать обоснованные выводы.

Критическое мышление включает умения:

  • интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила;
  • анализировать информацию;
  • оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов;
  • находить и проверять факты и делать выводы;
  • формулировать и обосновывать рассуждения;
  • контролировать процесс мышления: проверять и корректировать собственные рассуждения.

Если без этих навыков мы склонны принимать на веру новую информацию и не готовы гибко пересматривать свои взгляды, то обладая ими, действуем иначе. Например:

  • найдя в учебных материалах противоречивую информацию, мы ставим факты и источники под сомнение, проверяем их, ищем достоверные данные и пытаемся определить истину;
  • когда руководитель, друзья или родители навязывают нам свою точку зрения, мы способны оценить логичность их доводов, проверить обоснованность и сопоставить с собственными взглядами;
  • когда нам предлагают готовые решения, умеем остановиться, проанализировать ситуацию и самостоятельно сделать выводы.

Помимо того, что критическое мышление — востребованный навык для повседневной жизни и работы, это умение положительно влияет на ментальное здоровье. Согласно исследованию Хуачжунского университета науки и технологии, критическое мышление тесно связано с психическим здоровьем: для его укрепления учёные предлагают уделять особое внимание развитию у людей критического мышления.

Что мешает нам мыслить критически

Наш мозг постоянно пытается решать задачи с минимальным количеством усилий, а критическое мышление требует много энергии и концентрации. Поэтому у нас не всегда получается рационально рассуждать и принимать взвешенные решения. Иногда мы просто полагаемся на стереотипы, предыдущий опыт и эмоции. В такие моменты мы попадаем в ловушки собственного мышления.

Когнитивные искажения

Мы склонны совершать когнитивные ошибки, когда времени на принятие решений не хватает, информации оказывается слишком много или, наоборот, недостаточно. Тогда наш мозг неосознанно ищет готовые шаблоны и ответы из предыдущего опыта, но подходящими они оказываются не всегда. Вот несколько таких ошибок ↓

Ошибка подтверждения, когда мы замечаем именно ту информацию, которая подтверждает наши взгляды и знания, а противоречащую им игнорируем или сразу ставим под сомнение. Так, если человек считает, что сменить профессию после 30 лет невозможно, то скорее всего будет находить подтверждение этой информации, а успешные кейсы с большей вероятностью пропустит или посчитает фейком.

Ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение людей их личностными качествами, а не оценивать ситуацию в целом. При этом свои поступки мы, наоборот, в большей степени оправдываем внешними обстоятельствами, а не собственным характером. Так, если коллега опаздывает на совещание, мы легко списываем это на его неорганизованность. А когда задерживаемся сами, объясняем это необходимостью закончить предыдущую встречу, срочным звонком клиента или долго печатающим принтером.

Эффект ореола заставляет нас переносить общее представление или впечатление о человеке на те качества, о которых нам неизвестно. Так, консультант в костюме и очках может показаться нам более знающим и умным, чем его коллега в толстовке и с цветными волосами. Хотя на деле это может оказаться не так.

Учёные выделяют ещё около двух сотен ошибок, которые допускает наше мышление. Многие из них описаны в книге Канемана «Думай медленно… Решай быстро». Чтобы их избежать, он советует больше узнать о них и постараться замечать. Анализируя, как отреагировали на событие, поступок или слова другого человека, вы поймёте, в каких обстоятельствах это происходит, и сможете лучше себя контролировать.

Логические ошибки

Есть и ошибки, которые мы допускаем более сознательно. Это неверные рассуждения и выводы, вызванные нарушением логики, недостатком доказательств или неверной аргументацией.

Систематическая ошибка выжившего — когда мы делаем выводы на основе успешных случаев и не учитываем другие. Мы редко собираем статистику и далеко не всегда учитываем вероятность повторения единичного успеха. Например, если наша знакомая заработала миллион на своём блоге про семью, мы склонны воспринимать это как способ заработка, а не как исключительный случай.

«После» не значит «вследствие» — ещё одна распространённая ошибка, при которой мы приписываем двум последовательным событиям причинно-следственную связь. Так, если сын маминой подруги выучил английский и переехал за рубеж, это ещё не значит, что он сделал это благодаря обучению.

Логические ошибки часто возникают из-за невнимательности и желания быстрее принять решение. Избежать их поможет изучение принципов логики и умение делать выводы, не торопясь: тщательно собирать факты, оценивать доводы и проверять верность суждений.

Эмоции

Если события и рассуждения касаются того, что для нас важно, мыслить рационально становится сложнее. Когда нашу работу оценивает руководитель, мы защищаем дипломный проект или ребёнок выступает на утреннике, мы ожидаем самой высокой оценки. Мы знаем, сколько сил и времени было потрачено, и хотим получить одобрение, а не оцениваем результат работы без отрыва от своих эмоций.

В таких ситуациях люди склонны приводить данные и аргументы, которые позволят подтвердить их правоту. Используют образные выражения и стараются вызвать ответные эмоции у собеседника. Чтобы лучше справляться с такими ситуациями, нужно развивать навык самоконтроля: учиться останавливаться и оценивать собственные суждения, смотреть на ситуацию с другой позиции и стараться воспринимать мнение другого человека.

Конечно, делать это стоит не всегда. В общении с близкими или на отдыхе гораздо важнее оказываются эмоции, чем умение ясно мыслить и аргументировать.

Как применять критическое мышление

Критическое мышление присуще каждому человеку — мы регулярно его применяем, даже если об этом не задумываемся. Чтобы делать это более осознанно, посмотрим, как именно работает критическое мышление и как применять его при работе с информацией и в общении.

Универсальные принципы: модель RED

За рубежом для оценки критического мышления у сотрудников и студентов часто используют  тест Уотсона — Глейзера. Он проверяет, насколько хорошо человек умеет работать с предположениями и аргументами, строить догадки, интерпретировать информацию и делать выводы.

А чтобы объяснить, как именно использовать эти навыки и развивать их, на основе теста разработали модель RED — расшифровывается как Recognise Assumptions, Evaluate Arguments, Draw Conclusions. Модель разработали в компании Pearson TalentLens и применяют в европейских и азиатских странах для обучения в компаниях, вузах и школах.

Распознаём предположения

Умение отделять факты от мнений и ставить утверждения под сомнения позволяет замечать нарушение логики и нехватку информации.

Когда собираете информацию, разговариваете с людьми или оцениваете ситуацию, старайтесь замечать простые предположения, за которыми нет достоверных фактов и доводов. Например, получая карьерные советы от давнего знакомого, подумайте, на чём он основывает свои суждения, какими знаниями и опытом обладает в этой сфере.

Оцениваем аргументы

Умение оставаться объективным, рассматривать аргументы с разных сторон и анализировать их помогает делать верные выводы.

Ставьте доводы под сомнение и проверяйте качество доказательств. Старайтесь понять, когда ваши и чужие эмоции мешают объективно воспринимать информацию. Так, если ваш знакомый утверждает, что кардинально сменить сферу деятельности не получится, возможно, он просто имеет негативный опыт в этом вопросе. Нужно выяснить подробности и понять, какие аргументы скрыты за его эмоциями и есть ли они вообще.

Делаем выводы

Умение собирать воедино факты и доказательства и делать на их основании верные заключения — это как раз то, для чего нам нужно критическое мышление.

Убедитесь, что у вас есть вся необходимая информация. Если нет, соберите её, прежде чем делать какие-либо выводы. Старайтесь обходиться без лишних обобщений, которые могут исказить факты, и сохраняйте непредвзятость. Затем подумайте, какой объективный вывод можно сделать из этой информации и как его применить. Так что после разговора со знакомым стоит собрать альтернативные мнения: поговорить с другими знакомыми из будущей сферы и найти кейсы об опыте смены профессии.

Для общения и аргументации

Чтобы использовать критическое мышление в общении, нужно уметь правильно аргументировать свои рассуждения. Доказательство имеет трёхчастную структуру, и строить его нужно именно по ней.

3 части аргумента

Тезис. Сначала выскажите, что хотите доказать. Например: «Программист и медик — самые популярные профессии у абитуриентов в 2022 году».

Аргументы. Затем приведите аргументы, которые подтверждают вашу мысль. Каждый из них должен быть доказанным или истинным утверждением, как законы физики, общеизвестные неоспоримые факты или явления, которые собеседник может прямо сейчас наблюдать вместе с вами.

Например: «По данным SuperJob, 33% выпускников школ планируют учиться на программиста, а 14% — на врача. Желающих обучиться другим профессиям меньше».

Демонстрация. В конце объясните, как это доказывается. Выскажите логическую связь тезиса и аргументов — это и будет ваш вывод:

«Поскольку большинство абитуриентов выбирают программирование и медицину, то они считают эти профессии наиболее привлекательными».

Так ваши рассуждения будут звучать обоснованно и убедительно. Хотя успех здесь зависит и от навыка ораторского искусства. Важно не только правильно строить аргументацию, но и уметь подстраиваться под ситуацию, учитывать, кто ваш собеседник, и использовать речевые приёмы, которые помогут наиболее точно донести до него ваши рассуждения.

3 критерия аргумента

Оценить убедительность чужих доводов помогут три критерия:

  • Релевантность. Проверьте, относится ли аргумент к теме обсуждения.
  • Приемлемость. Решите, готовы ли вы принять его за истину.
  • Достаточность. Определите, содержит ли аргумент достаточное основание для утверждения тезиса.

нетология Нетология Медиа