You are currently viewing Тенденции современного образования в России

Тенденции современного образования в России

Введение

Данная статья раскрывает тенденции современного образования в России. Процесс глобализации особенно выделяет проблемы в сфере образования. В современной системе российского образования сегодня происходят глобальные перемены. Большинство россиян в настоящее время заняты учебой, повышают уровень профессиональной подготовки, меняют свою профессиональную ориентацию. В связи с этим следует отметить, что образование играет важную роль в жизни современного общества, влияет на его настоящее и будущее.


Модернизация современной системы российского образования

Современная образовательная система требует постоянного обновления в связи с бесконечными, стремительными и актуальными переменами в нашей жизни.

Модернизация современной системы российского образования происходит не только за счет изменений внутри образовательной сферы, но и благодаря развитию социально-экономических условий вокруг нее.

Преследуя основную цель развития, образование решает следующие проблемы:

  • развитие личности при целенаправленно созданных условиях,
  • развитие самой системы образования,
  • развитие общества посредством механизмов образования,
  • переемственность образования.

Для решения этих задач необходимым условием является индивидуализация всех участников процесса образования: учащихся, педагогов, управляющих организациями, родителях.

Личностный подход также требуется ко всем участникам на региональном уровне, на федеральном, т.е. все общество в целом.

Основные тенденции современного российского образования

Главной задачей современного образования остается предоставление условий для единого образовательного пространства, которая решается посредством развития культуры граждан и равных возможностей для получения образования, гарантирующего качество. С этой целью в Российской Федерации созданы:

  • аттестации,
  • лицензирование,
  • аккредитации.

Главными направлениями совершенствования системы современного российского образования являются:

1. повышение эффективности работы педагогов,

2. создание комфортной среды для обучения школьников,

3. внедрение профессиональной ориентации на трех основополагающих: школы, ВУЗа и профессиональной среды.

Основываясь на вопросах теории и практики современной российской системы образования, следует учитывать сформировавшиеся тенденции.

Доступность образования

На сегодняшний момент получить достойное качественное образование могут не только столичные выпускники. А также дети, которым раньше трудно было поступить в ВУЗы по ряду причин:

  • коррупция,
  • отдаленность уголков России,
  • трудное семейное финансовое положение,
  • проблемы со здоровьем.

Модернизация системы российского образования сделала обучение одинаково доступным для всех категорий жителей нашей страны.

  1. Выпускники из дальних уголков России.

Подать документы, поступить в ВУЗ и получить высшее образование стало доступным благодаря разработанной удаленной электронной системе.

Образование можно получать дистанционно на обучающих электронных площадках, не выходя из дома. Главное, что бы был доступ к сети Интернет.

  1. Абитуриенты из малообеспеченных семей.

Тенденции современного образования в России привели к доступному образованию и обучению малоимущей части населения. Высшее образование стало доступным благодаря пропускной системе ЕГЭ.

Абитуриенты могут рассчитывать на поступление в ВУЗ на основе высоких баллов, заслуженных честным путем, опираясь только свои природные и умственные способности и имеющиеся знания, полученные в результате итогового тестирования.

  1. Юноши и девушки с особенными возможностями здоровья.

Будущие студенты, имеющие особенные нужды в связи с состоянием здоровья, благодаря инклюзивному образованию также имеют возможность получить высшее образование.

Программа «доступная среда» позволяет маломобильным гражданам учиться в ВУЗах на равных правах с остальными студентами.

В связи с этим, в Москве открылось первое уникальное высшее учебное заведение (МГГЭУ) в России, которое осуществляет обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата по принципам инклюзивного образования, где в полной мере создана барьерная среда для студентов-инвалидов.

Кроме того, студенты с особыми потребностями, могут обучаться дистанционно, находясь дома в привычных комфортных условиях, не лишаясь при этом должного ухода и грамотного лечения.

Создание комфортной среды включает новейшие методики обучения, образовательные, информационные и телекоммуникационные технологии, и дистанционное обучение.

Вариативность образования

Улучшенные качества образовательных учреждений в состоянии учитывать потребности каждого учащегося, что соответствует применению личностно-ориентированного подхода.

Учреждения профессиональной подготовки предлагают получить учащимся образование по специальным усиленным программам.

Дополнительное образование

Профессиональные заведения предлагают свои услуги по дополнительному обучению для граждан, уже имеющих специальность.

Есть люди, которые имеют большой опыт, но у них нет свидетельства или удостоверения. Можно получить профессиональное обучение, имея только школьное образование.

Решить подобные вопросы поможет дошкольное образование.

Массовость образования

Огромный спрос на сегодняшний день имеет высшее образование. Молодежь и лица, уже имеющие одно высшее образование, массово нацелены получить документ о высшем образовании.

Это связано с тем, что среди современных людей стало актуальным интеллектуальное развитие.

Непрерывность образования

Главной задачей получения доступности образования является его непрерывность. Сюда входят: повышение уровня квалификации, перепрофилирование.

Это связано с бесконечным уровнем развития прогресса и необходимости соответствия новым мировым требованиям и стандартам.

Проблемы в сфере современного российского образования

На фоне тенденций вырисовываются некоторые проблемы в сфере современного российского образования.

Во-первых, теоретическая направленность, проявляющаяся в излишней степени. Это затрудняет процесс и увеличивает время адаптации на рабочем месте выпускников ВУЗов.

Во-вторых, износ методического пособия, техники, оборудования, которые требуются для эффективного и качественного обучения в учебных учреждениях.

В-третьих, недостаточное финансирование приводит к сокращению учебных заведений, высококлассных специалистов. Данная проблема принижает престиж работников педагогической сферы деятельности.

Кроме того, данная проблема может понизить уровень образования, что повлечет за собой падение экономического роста в целом. Это может привести к нежелательным последствиям социально-экономического положения страны.

В-четвертых, отсутствие взаимосвязи количества выпускников и профессий на рынке труда. Большое количество выпускников с дипломами о высшем образовании не могут найти себе профессию по специальности.


Вывод

Таким образом, тенденции современного образования в России имеют несколько основных направлений: доступность, вариативность, дополнительное образование, непрерывность, массовость.

Следует отметить важную роль системы образования в социально-экономическом развитии страны. Государство должно заботиться о том, чтобы его граждане были образованными и грамотными, что является интеллектуальным потенциалом государства.

На практике, принимаемые законы и поправки, могут вывести систему российского образования на желаемый уровень. Однако, на практике не всегда получается так, как задумано.