You are currently viewing Квалификация педагога

Квалификация педагога

Мы очень много говорим об учителях и преподавателях, которые играют ключевую роль в поддержании должного уровня образования в нашей стране, и несущих на себе ответственность за развитие и становление новых членов нашего общества.

Очень многое мы описали в статье «Каким должен быть современный учитель», но хотим еще раз заострить внимание на таком понятии как квалификация педагога.


Введение

Для любого педагога особенно важно идти в ногу со временем. Не только ради того, чтобы быть воспринятым подопечными, но и ради поддержания собственного статуса.

Помним о том, что учитель подает пример окружающим вне зависимости от возрастных категорий. Поэтому ему приходится совершенствоваться и не стоять на месте.

Профессиональный стандарт педагога

Любые изменения, происходящие в области образования, не обойдут педагога.

Преподавательский состав всегда должен быть мобильным, ответственным в принятии решений, готовым следовать развитию и эволюции любых процессов в обществе и в мире.

Педагог должен быть компетентен не только в своем предмете, но также иметь широкий кругозор, затрагивающий абсолютно разные области.

На преподавателях лежит ответственность не только за передачу знаний узкой направленности, как например математика, физика или иностранный язык, на них лежит и воспитательная функция.

Хоть от педагога никто не может потребовать владения знаниями и навыками, которые он никогда не изучал, но есть ситуации, когда учителям просто необходимо раздвинуть горизонты своей практики.

Такими ситуациями могут стать: работа с одаренными учениками, работа с детьми с особенностями психофизического развития, работа с трудными подростками, полиэтнический состав учащихся и так далее.

В таких случаях на помощь приходит понятие квалификации.

Именно она показывает, подходит ли педагог для решения той или иной задачи, работы в рамках одного учреждения либо в рамках общего образовательного процесса.

Документом, регулирующим основные требования к профессиональным и личностным качествам учителей, на территории Российской федерации является «Профессиональный стандарт педагога».

Градация оценки профессионализма педагогического состава

К педагогам применимы следующие понятия:

  • Квалификация — отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
  • Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
  • Компетентность – выраженная способность применять свои знания и навыки.

В России квалификация имеет три уровня: базовая, первая и высшая.

  1. Базовая квалификация присваивается «молодым специалистам» и только приступившим к работе педагогам. Основными требованиями к данной ступени являются: профессиональные знания, организаторские способности, информационные компетенции, социальные компетенции, общая профессиональная компетентность на уровне базовой категории.

2. Первая квалификация может быть получена учителем или преподавателем спустя два года работы. Обычно на повышение категории педагог идет по собственному желанию, если чувствует в себе силы. Ведь для этого необходимо пройти испытания, где областной комиссией оценки качества досконально изучается практический опыт и уровень заполнения отчетной документации кандидата. Для получения первой категории необходимы методические умения, коммуникативные компетенции, правовые компетенции и общая профессиональная компетентность на уровне первой категории.

3. Высшая квалификационная категория включает в себя результативность деятельности, методические умения, рефлексивно-аналитические умения, социальные компетенции, информационные компетенции, общую профессиональную компетентность на уровне высшей категории. Педагог также проходит цикл испытаний, где анализируется его работа и ее итоги, после чего издается указ о присвоении категории либо же о несоответствии педагога требованиям выбранной квалификационной категории.

Если учитель не подходит под какую-либо категорию, за ним сохраняется прежняя вместе с соответствующими надбавками, и через два года он вновь может попытаться получить желаемую квалификацию.

Каждая категория числится за педагогом на протяжении 5 лет. Затем следует ее подтверждение посредством аттестационного испытания.

Курсы повышения квалификации

Для постоянного развития теоретических и практических навыков педагогического состава предусмотрены курсы повышения квалификации, где учителя и преподаватели знакомятся с новыми методиками, изменениями в законодательстве, правилами в оформлении документов, инновационными подходами к обучению, углубляют свои знания в психологии, современных технологиях.

Действующее законодательство требует прохождения подобных курсов от всех представителей педагогического сословия не реже, чем раз в три года.

Формы обучения могут быть разными: очными, заочными, очно-заочными, с формами дистанционного обучения.

Главное, чтобы программа соответствовала требования ФГОС, и по итогу педагог сдал аттестацию. Минимальная продолжительность курсов может составлять 16 академических часов.

Нововведения в 2021 году

В 2020 году многие системы подверглись влиянию всемирной пандемии, и образование не стало исключением.

С целью ограничения передачи короновирусной инфекции от человека к человеку школы, СУЗы и ВУЗы перешли на дистанционный формат работы, а большие собрания были отменены и перенесены до лучших времен.

Поэтому аттестация педагогов в 2020 году была отменена и все категории были официально продлены еще на год. А вот в 2021 году заговорили об изменениях проведения аттестации, и вот что стоит знать.

Появилось две новых квалификационных категории: старший учитель (методист) и ведущий учитель (наставник).

Первый должен проработать в учреждении минимум пять лет и становится ответственным за проведение семинаров, внедрение инновационных образовательных технологий, курирует различные проекты и занимается оценкой конкурсных работ.

Второй помогает педагогическому составу спланировать карьерный рост, выровнять и отшлифовать профессиональные качества и навыки.

Для получения данной категории в учреждение следует отработать минимум 10 лет.

Оценка педагогов в процессе повышения и подтверждения квалификации будет производиться по предметным, методическим, коммуникативным и психолого-педагогическим компетенциям.

Аттестация также будет проходить следующим образом: формирование комиссии из преподавателей, членов профсоюза и администрации в рамках учреждения, подготовка аттестуемым перечня необходимых для проверки документов, экзамен.

На экзамене задаются вопросы не только в предметной области, но и на звание психологии, методики преподавания, законодательства в образовании.

За каждый этап выставляется баллы, которые потом суммируются, и подсчитывается общий результат, по итогам которого квалификация подтверждается либо нет.

Аттестация с целью получения новой категории остается прежней, может различаться лишь регионально.

Заключение

Стезя педагога не так проста, как может показаться.

Учителя постоянно должны развиваться и доказывать право преподавать свой предмет и взаимодействовать с детьми и их законными представителями.

Их работа заключается не только в ежедневном проведении учебных занятий, но и в труде над собой.

Каждые пять лет педагог подтверждает свои знания, практические навыки и умения квалификационными аттестационными испытаниями, поэтому у вас не должно возникать вопросов по поводу профессионализма педагогического состава, работающего с вашим ребенком.

Система постоянно совершенствуется и отсеивает некомпетентных специалистов в области образования.

Если наша статья была вам полезна или у вас есть дополнения, оставляйте комментарии и делитесь информацией в социальных сетях!

Следите за обновлением на нашем сайте и будьте в курсе последних событий.

До новых встреч!


Автор статьи: Дарья Володина