You are currently viewing Какой должен быть современный учитель

Какой должен быть современный учитель

Введение

Биржа труда сегодня пестрит большим количеством предложений и запросов в различных сферах. С приходом в нашу жизнь фриланса и удаленной работы множество профессий подверглись видоизменениям. Сегодня человек может работать в офисе, из дома или из любой точки мира, самостоятельно регулируя время, затрачиваемое на свою деятельность.

В то же время во всемирной сети появилось много предложений на обучение той или иной специальности. Однако справедливо отметить и значительный спрос на людей, которые будут обучать чему-либо желающих – учителей и преподавателей. Ведь не каждый способен передать знания так, чтобы они грамотно и продуктивно усваивались.

Поэтому сегодня рассмотрим одну из актуальнейших тем на современном этапе развития человечества: каким же должен быть современный учитель.


Традиционное понимание профессии «учитель»

Слыша об учителях и преподавателях, сразу представляется школа либо любое другое учреждение образования. Вспоминается та самая «географичка» или «математичка» с пеной у рта доказывающая, что ее предмет самый важный в школе, или добряк-физрук, безнаказанно отпускающий с занятий с понимающей улыбкой. Ассоциации у каждого разные.

Учитель приходит на работу с одной единственной целью (неважно в школе, университете или в интернете) – передать свои знания нуждающимся. Это его основная функция была, есть и будет всегда. Не важно, происходит процесс обучения за партой или посредством персонального компьютера и видеосвязи.

Издавна учителей уважали и почитали, они являлись просветителями. С незапамятных времен это была особая каста людей, наряду с учеными, что заставляло «простых смертных» внимать каждому их слову.

Сегодня же картина кардинально меняется, в любом случае, в области бесплатного образования. Давайте разберемся, что пошло не так.

Учитель сегодня

Изначально пост учителя или преподавателя занимал человек с безупречной репутацией и часто чуткий до юных умов. Список требований к передатчику знаний был огромен. Педагог должен был быть добрым, понимающим, исключительно эрудированным и воспитанным, примером поведения и чести, терпеливым, вызывающим доверие, умеющим заинтересовать.

Сегодня требования не изменились, скорее, к вышеуказанному списку добавилось еще много пунктов. На учителя возложили не только его основную функцию – учить, — но и воспитывать молодежь. Прививать почтение к этикету, патриотизм, уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к животным и окружающему миру.

Система образования сейчас это сложная система. Помимо своего предмета преподаватель обязан развивать множество других значимых для человека компетенций, которые пригодятся ему в повседневности.

Кроме объяснения учебного материала, наставник следит за порядком на уроке, автоматически вырабатывает у своих подопечных уважительное отношение к себе, друг другу, к предметам вокруг (пример: учебник, та же парта), регулирует отношения в коллективе, отвечает за безопасность обучаемых.

Кроме того, давайте не забывать о функции, возложенной на классных руководителей и кураторов, которые являются также обычными преподавателями, НО несут ответственность (и не только моральную) за каждого в группе не только во время их нахождения в учреждении образования, но и в другое время – выходные дни, каникулярное время.

Учителей обязуют отслеживать внутрисемейные отношения обучаемых с целью выявления неблагополучности.

Не каждый может с этим справиться, не так ли? И, к сожалению, не каждый сегодня это понимает.

Каким должен быть современный учитель

В первую очередь, учитель должен превосходно знать свой предмет. Нереально передавать знания, не разбираясь в определенной сфере. Не забываем о постоянном самообразовании и совершенствовании навыков, ведь каждая область науки шагает вперед, и устаревшие методы и приемы никому не пригодятся.

Учителя ежегодно проводят тщательную работу над собой и над тем, что в свою очередь они получили от своих наставников. Это люди, которые никогда не стоят на месте на профессиональном поприще.

Учитель должен уметь заинтересовать и мотивировать в изучении своего предмета. На помощь здесь приходят современные технологии и методы и приемы в обучении, модернизируемые ежегодно.

Не стоит забывать и о моральных качествах. Доброта, способность проявлять заботу, понимание, поддержку и терпение остаются ведущими ориентирами и показателями хорошего преподавателя.

Умение сочетать в себе человеческие и профессиональные качества разительно отличают учителя от других профессий. Здесь нет места малодушию, поспешным решениям и клише.

Современный учитель – это проводник. Помощник и штурман юного поколения.

Проблемы в обучении? Учитель должен помочь.

Проблемы в семье? Учитель должен помочь.

Проблемы в понимании самого себя? Учитель должен помочь.

Ребенок не может понять и раскрыть свои таланты? Учитель и тут должен помочь. Педагог должен научить учащихся выбору, расстановке приоритетов.

Ни в коем случае не допускается публичное или личное высмеивание недостатков обучаемого, любые виды умственного, морального или, ни при каких обстоятельствах, телесного насилия!

Учитель сегодня – это призвание.

Проблематика профессии

К сожалению, многие молодые люди выбирают профессию учителя исходя из следующих заключений: люблю детей, надо просто прийти и отвести урок, дети будут меня слушаться, ведь я учитель, я буду авторитетом для нового поколения и буду устанавливать свои правила. Нет, нет и еще раз нет.

Быть учителем – это труд. В первую очередь над собой. Во-вторых, над будущей личностью. И в последнюю очередь над какими-либо правилами.

Личность человека довольно сложный механизм, который взаимодействует с миром на своих условиях. Дети не будут слушать учителя только потому что он учитель. Необходимо к каждому найти индивидуальный подход. Не следует требовать подчинения, уважение зарабатывается постепенно при кропотливой работе.

Важно осознавать, что кроме работы с детьми ждет еще много бумажной бюрократии, от которой учителям в странах СНГ никуда не деться. То же взаимодействие учителя с законными представителями учащихся не всегда проходит гладко.

Не все хотят впускать постороннего человека в частную жизнь. На этой почве часто возникают конфликты, потому что руководство требует от наставников одного, а родители имеют право не соглашаться на те же посещения и составление разнообразных актов.

Тут опять же значительную роль играет взаимодействие законных представителей и преподавателя.

Кроме того, в современных реалиях продолжается гонка за показателями. Система образования с одной стороны должна учитывать индивидуальные характеристики каждого обучаемого, а с другой стороны требует непосредственно высоких отметок и успешной сдачи всех экзаменов, будь то ЕГЭ, ЦТ, ДПА или сессии.

Низкие баллы отрицательно влияют на репутацию учителя в рабочем коллективе.

Работа учителя в других странах

Учитель – уважаемая профессия везде. Самый высокий индекс уважения к наставникам в Китае, наверное, из-за прививаемой дисциплины в стране в общем.

А вот в США и Израиле есть определенные проблемы с признанием: в США непонравившемуся учителю его подопечные могут устроить настоящую травлю, а к педагогам в Израиле ученики могут относиться с пренебрежением.

В Германии и других странах ЕС важную часть работы преподавателя занимают исследования и написание научных работ.

Плюсом работы учителем заграницей является заработная плата, которая значительно выше оплаты труда педагогов в странах СНГ. И отношение к учителю, как к человеку. Никто не осудит наставника, если после работы застанет его курящим или увидит в социальных сетях фото с морского побережья в бикини.


Заключение

Работа учителя важна и трудна.

Меняющиеся будни влияют на отношение людей к педагогам и их деятельности. Все больше ответственности возлагается на учреждения образования, в то время как их престижность занижается окружающими.

Становиться учителем – это не просто профессия и способ зарабатывания денег, — это призвание. Об этом следует помнить, выбирая стать педагогом, идя на родительское собрание к ребенку в школу или сидя за партой в классе или аудитории.