Введение
Никто не будет спорить с утверждением, что сегодня, как никогда, актуально говорить о любви к своей родине.
На нашей планете на семи континентах располагаются 197 независимых стран, а сколько еще государств не признаны или являются дипломатически ограниченными.
Вопросы международного права и политизации процессов в том или ином регионе приводят нас к рассуждению о понятиях «родина» и «нация».
К какой стране мы должны испытывать патриотические чувства?
К той, где родились, или к той, где проживаем на постоянной основе? К какой нации относить себя.
Мы являемся носителями культурного кода, который течет по нашим венам, или того, в местности которого росли и развивались как личность? Или существует золотая середина?
Сегодня давайте поговорим об этом.
Патриотизм: что это такое?
Самым простым ответом на данный вопрос является «любовь к родине». Так ли это?
Логически все верно. Основное понятие, закладываемое старшим поколением, основывается на нежных чувствах к месту, где ты родился, и ответственности за его безопасность и способность жертвовать собой во благо родине.
Ярчайшим примером патриотизма в истории становятся многочисленные войны, битвы и революции.
Естественно, патриотически обоснованными они являются со стороны тех, кто защищает свои территории.
Однако если вдуматься, то нападение на другую общину либо государство, это тоже своеобразное проявление данного явления, только с целью расширения влияния власти своего государства за счет другого.
Парадокс, приводящий в тупик.
Роберт Михельс указывает следующие основные параметры патриотизма: общность расы или происхождения, языка, культуры, судьбы, религии и государства.
Особое значение приобретает признак общности желаний, понимаемый как «патриотизм договора» общественного и политического.
Подходов к определению «патриотизм» много. В некоторых теориях он тесно связан с национализмом, где-то патриотизм интерпретируется как «чувство привязанности к родине или нации» и становится никак не причастным к политической системе.
Взаимодействие государственного и национального патриотизма до сих пор является острым вопросом.
Государство и патриотизм
Казалось бы, «государство» и «патриотизм» тесно связаны. Но есть между ними и расселина, которая то становится глубже, то исчезает совсем.
Государство и граждан объединяют общенациональные идеи, взлеты и падения страны, общие будни, прошлое. Но возникают и проблемные ситуации, такие как:
- Авторитарность политического режима. Грубое навязывание ценностей и идеалов руководящей силы не воспринимаются народом, как патриотические ценности, ведь режим старается использовать собственные догмы для достижения поставленной перед собой цели, с чем могут быть не согласны люди. Тут приходит тема самоопределения и самоидентификации населения отдельного региона. При попытке изменить устоявшиеся понятия масс, процесс характеризуется обратным эффектом. Так возникают революционные движения.
- Идеология. Каждое государство имеет идеологию. Это не есть плохо. Главное, чтобы идеология не ущемляла другие национальности и интересы жителей страны. Подмена общечеловеческих постулатов идеологическими имеют катастрофические последствия. Пример из истории: идеология национал-социализма в фашистской Германии.
- Неправильный подход к воспитанию патриотизма. В первую очередь патриотизм рассматривается как высокоуровневое чувство, эмоции к достижениям и боли своей родины. Если неверно оперировать фундаментальными понятиями, это может привести к развитию шовинизма или, в редких случаях, ксенофобии у граждан государства.
Урок патриотизма
![](https://onlinekurss.ru/wp-content/uploads/2021/08/jOczCTNH6Xc-e1628857245124-1024x566.jpg)
В новом учебном году в школах Российской федерации будет введен такой предмет как урок патриотизма.
Федеральный государственный образовательный стандарт включил патриотическое воспитание в обязательную программу с первого по девятый классы.
Обновленная версия документа говорит, что урок будет направлен на формирование гражданской идентичности.
С критериями оценки формирования гражданской идентичности пока не определились.
По словам учителей с первого сентября подразумевается наличие плана, по которому будет осуществляться обучение, и как следствие — отчетная статистика о проведении занятий по итогам четвертей или года.
Ранее патриотическое воспитание входило в разряд дополнительных часов, такие как классные и информационные часы.
Основными направлениями данного образовательного процесса являлись: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое и спортивно-патриотическое воспитание.
Все категории способствуют разностороннему развитию и повышению осознанности школьниками причастности к обществу и его культурному коду.
Формы работы разнообразные: тематические конкурсы, участие в конференциях, коллективное празднование важных государственных дат, волонтерство, посещение исторических и культурных выставок и представлений.
Проблематика воспитания патриотизму
Чтобы верно донести до ребенка понятие патриотизма и любви к родине, подойдет далеко не каждый педагог. Важную роль играет трезвый взгляд учителя на этот предмет.
Подрастающее поколение, в первую очередь, следует обучать анализировать увиденное или услышанное.
В газетах, по телевизору, в интернете встречается много фейковых новостей и суждений, которые негативно влияют на неокрепший ум и психику.
Ребенок должен научиться абстрагироваться от потока информации и выделять общее на основе рассуждений и оценки приобретенного.
Нельзя воспитать патриотические теплые чувства, прибегая к приемам сравнения одного современного государства по отношению к другому.
Особенно не рекомендуется навязывать штамповые мнения и клише.
Например, вот у нас хорошо, а вот там и люди плохие, и живут они не так как мы, что отвратительно, или что-то в подобном роде.
Факты, статистика, структура. Отсутствие злободневного материала и приведение научных данных.
Следует четко разграничивать понятия идентичности одного народа от другого, но ни в коем случае не оскорблять, не высказывать свое личное мнение, не дискриминировать по любому отличительному признаку.
Любовь к родине должна воспитываться мягко, предлагая школьникам путешествие по красивейшим местам, знакомство со значимыми событиями, людьми, открытиями и успехами, даже неудачами, преподавать нужно то, что объединяет.
К сожалению, кто скажет, что это легкий предмет и нет тут никаких премудростей, окажется не прав.
Многое делается из-под палки, многое вызывает противоречивые ощущения, а вовсе не воссоздает позитивную картинку.
Это показывает опыт последних лет и статистика миграции. Молодые люди по возможности все чаще выбирают другие страны для жизни и строят там семьи.
И причиной этому является не отсутствие патриотизма, а неверный подход к его воспитанию.
Заключение
![](https://onlinekurss.ru/wp-content/uploads/2021/08/f5583b6d480271-e1628857085402.jpg)
Включение такого урока, что будет воспитывать у молодежи любовь и уважение к родине, в программу – смелый шаг.
Задачей Министерства просвещения и Министерства образования теперь становится разработка системы подачи нового предмета, подбор соответствующих кадров и объективное оценивание результатов данного процесса.
Здесь главное оставаться честными. Правдивость отчетов школ будет иметь весомость, чтобы сделать правильные выводы по проделанной даже уже спустя год работе.
Воспитание патриотизма должно поддерживаться и в семьях, ведь родители и ближайшие родственники являются стимуляторами выработки у ребенка определенных мировоззрений и компетенций (об этом подробнее в статье «Воспитание детей»).
Если возложить ответственность за это лишь на преподавательские составы учреждений образования, это будет крайне несправедливо.
Тут же может возникнуть необходимость усиленной работы с законными представителями детей.
Но искренне надеюсь, что данное нововведение найдет отклик в сердцах многих и будет иметь только положительные тенденции.
Ведь действительно важно чувствовать себя частью чего-то целого!