You are currently viewing Больше знаний, меньше денег. Почему люди с образованием мало зарабатывают?

Больше знаний, меньше денег. Почему люди с образованием мало зарабатывают?

  • По доле населения с третичным образованием наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Как говорится в докладе Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, 63% россиян в возрасте от 25 до 64 лет окончили высшие или средние образовательные учреждения. Лишь 5% населения не имеют полного среднего образования. 

В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия занимает первое место по числу граждан с высшим образованием: оно есть у 54% соотечественников, второе место у Канады (51%), третье — у Израиля (46%). 

Одновременно с этим в РФ сложилась парадоксальная ситуация: отдача от образования на отечественном рынке труда снижается. 


Двадцать лет назад каждый дополнительный год обучения повышал зарплату сотрудника почти на 10%. Сейчас этот показатель снизился почти в два раза, говорится в исследовании Всемирного банка «Отдача от образования в России: некоторые новые оценки», на которое ссылается «Коммерсантъ». Сегодня отдача от образования в нашей стране является одной из самых низких в мире.

Рассказывает предприниматель Денис Садовский: в его компании работает почти 7 тысяч человек в 15 городах. 90% из них имеют высшее образование или учатся в вузах в настоящее время. Основной состав сотрудников — операторы контакт-центра.

«Такой тотальный охват высшим образованием говорит о том, что его качество снизилось. Не могут все люди научиться чему-то сложному, скорее всего, большинство из них чисто формально прослушали какие-то курсы (часто заочно). Соответственно, раз почти все имеют высшее образование, нет никакого повода платить больше тем, кто его имеет.

Сложившаяся ситуация говорит о том, что реальные специальности в производстве очень слабо связаны с тем, что на самом деле требуется экономике (кроме врачей, инженеров и части айтишников). Выпускник вуза не может сразу начать работать, он сначала должен освоить реальную профессию в бизнесе. А раз так, то годы в вузе становятся потерянными, если речь не идет о трудоустройстве в госструктуры, где высшее образование обязательно», — рассуждает Садовский.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по специальности не работают 47% россиян. 30% из них признаются, что не могут устроиться на работу по своему профилю, 24% трудятся в другой сфере из-за зарплаты, а 20% «нашли себя» в другой профессии.

А по данным Росстата, по специальности не работает каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений (с 2016 по 2018 гг.). Это 1,2 миллиона человек. 

«Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%). Вопреки сложившемуся стереотипу, выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры», — говорится в докладе Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования».

По мнению директора Интернациональной бизнес-школы Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Мостовщикова, скоростное развитие технологий накладывает отпечаток на срок подготовки специалистов в образовательных учреждениях.

«Многие заведения не успевают за развитием современных компаний и их растущими потребностями в кадрах и специальностях. Более того, в настоящее время потребность в компетенциях и специалистах постоянно видоизменяется. В связи с чем срок обучения по той или иной специальности должен быть либо минимальным, либо непрерывным», — считает эксперт.

Он добавляет, что бизнесу сейчас важно покупать компетенции работников, и чем меньше человек тратит на их освоение, тем это лучше для организации. Поэтому работникам приходится учиться быстро, в противном случае они могут не выдержать конкуренции на рынке труда. 

«Такая ситуация опасна для вузов с консервативным подходом к образованию, а также для людей, не способных к быстрому и непрерывному обучению», — считает Мостовщиков. 

В свою очередь член генерального совета общественной организации «Деловая Россия» Анна Надобных замечает, что в большинстве российских вузов преподают в основном теоретики. Но в текущей бизнес-среде ценность имеет не столько теоретические знания, сколько возможность оперативно решать бизнес-задачи. Практические навыки стали более важными. Часто теория в университетах не успевает адаптироваться под скорость изменений, говорит эксперт. 

«Из-за быстрого изменения бизнес условий в начале обучения и в конце разный спрос на разные навыки, поэтому логично, что многие просто не могут работать по профессии: уже нет спроса на ту профессию/скилы, которые были, когда человек начинал обучение», — подчеркивает Надобных. Отсюда и невысокие зарплаты для вчерашних студентов, обучавшихся в вузе несколько лет.

В каком возрасте добиваются наибольших успехов?

Аналитики сайта thingsmadethinkable.com проанализировали величайшие достижения всех времён в самых разных областях и выяснили, в каком возрасте талантливые люди достигали своего пика.