You are currently viewing Образование после пандемии

Образование после пандемии

Прошедший год принес много проблем, главной из которых был коронавирус. Пандемия изменила нашу жизнь до неузнаваемости, в частности, сильнейшим изменениям подверглась сфера образования.

Учеба и жизнь тех, кто в настоящее время ходит в школу, будут затронуты многими факторами, некоторые из которых только предстоит понять. Еще до пандемии в школы пытались внедрять электронные гаджеты, интернет-технологии и т.д. Но пандемия вывела инновационные, хотя все ещё «альтернативные», методы обучения на передний план. Это заставило образовательную систему полностью переосмыслить себя.

Худшим ответом со стороны педагогов и государства было бы игнорирование значения пандемии. Такая реакция, скорее всего, привела бы к серьезным нарушениям в образовании большинства детей и к наибольшему неравенству в возможностях получения образования.

К счастью, во всём мире и в нашей стране, в частности, меры по изменению образования приняли вовремя: школы закрыли свои двери, переведя весь процесс обучения в онлайн.

Сейчас, когда коронавирус постепенно уходит, а школы снова открыты, появляется вопрос «как пандемия сказалась на образовании?». В нашей статье мы попробуем ответить на этот вопрос.

  1. Момент «рокировки».

Инновации внезапно переместились с периферии в центр системы образования, таким образом появилась возможность определить новые стратегии, которые могут помочь молодым людям получить образование, реально готовящее их к меняющимся временам.

В современной педагогической практике и теории принят тезис, утверждающий непрерывность образования: мы должны оставаться учениками всю жизнь для того, чтобы иметь возможность найти себя в быстроизменяющейся постиндустриальной экономике. И в этом смысле, новые способы обучения, связанные с интернетом и электронными технологиями, которые пришли вместе с пандемией и останутся после того, как она закончится, абсолютно точно помогают ученикам развивать самые актуальные и современные навыки.

Пандемия COVID-19 заставила инновации в обучении проникнуть в самое сердце образовательной системы по всему миру. Вопрос теперь состоит не в том, как внедрить инновации, а в том, как трансформировать систему образования таким образом, чтобы новые технологии были источником и поддержкой учеников, какие инновации устранят неравенство и дадут всем молодым людям навыки построения лучшего будущего для себя и всего общества.

Одно можно сказать наверняка, эти задачи не могут быть решены так же, как решаются проблемы в мире, который предсказуем и стабилен, когда существуют технические решения для рассматриваемых проблем. Подобные проблемы требуют быстрого обучения, инноваций и принятия риска. Они призывают к готовности выйти за пределы своей зоны комфорта, к готовности принять участие, к способности сотрудничать и, прежде всего, к ясному мышлению о том, что действительно важно.

Делая это, мы в конечном счете надеемся не только на то, что те, кто остался позади, смогут наверстать упущенное, но и на то, что новая, более равноправная система образования сможет выйти из кризиса. К счастью, во всем мире общество все больше ценит роль, которую играют школы, не только в обучении, но и как средство к существованию педагогов, родителей и других людей, о чем мы поговорим ниже.

  1. Растущая общественная поддержка

Пандемия коронавируса привела, по крайней мере, к одному положительному результату: гораздо большему пониманию важности государственных школ. По мере того как родители изо всех сил старались работать со своими детьми дома из-за закрытия школ, общественное признание важной опекающей роли школ в обществе резко возросло.

Март 2020 года навсегда останется известным как время, когда все школы мира закрыли свои двери. В то время как государство внедряло переход к какой-либо форме дистанционного обучения, родители и семьи по всему миру, которые ранее полагались на школы и выстраивали свой ежедневный график вокруг них, столкнулись с ужасом жизни без школ. И это привело к общественному признанию важности школы как института. Теперь как никогда, мы признаём, что учителя — это герои, а школа — это не только место, где дети получают новую информацию, но и средство, которое позволяет процветать всему обществу.

В большинстве стран государственные школы были изобретены так давно, что мало кто из ныне живущих помнит, какой была жизнь без них, поэтому условия, в которых школы не могут работать так как было изначально задумано, вызывает сильнейшую реакцию.

Такое широкое признание и поддержка важнейшей роли образования в повседневной жизни можно найти на страницах газет по всему миру. Оно также проявляется в формирующихся коалициях сторонников, призывающих к тому, чтобы образование было приоритетным направлением во всех странах.

Глобальное образовательное сообщество также мобилизуется, недавно в Юнеско была создана кампания «Спасем наше будущее», которая объединяет широкую коалицию действующих лиц в сфере международного развития для пропаганды устойчивого финансирования образования, особенно среди международных «доноров» помощи, для стран с низким и средним уровнем дохода.

Трудно представить, что в истории будет еще один момент, когда центральная роль образования в экономическом, социальном и политическом процветании и стабильности нации будет столь очевидна и хорошо понятна широким слоям населения.

Несмотря на то, что для многих богатых людей в разных странах школьное образование никогда не было лучше, чем во время пандемии. Дети учатся дома с горсткой своих любимых друзей у учителя, нанятого их родителями.

Некоторые родители соединились через социальные сети, чтобы сформировать образовательные модели, которые обучают только нескольких учеников одновременно с согласованным расписанием занятий и мероприятий. Нет ничего нового в том, что семьи делают все возможное для образования своих детей; достаточно взглянуть на взрыв мирового рынка репетиторства в 2020 году.

Хотя опыт обучения для этих конкретных детей может быть хорошим сам по себе, он представляет собой тревожную тенденцию для всего мира: массовое увеличение неравенства в образовании: семьи с более низким доходом часто отрезаны от вышеописанных возможностей.

  1. Увеличение неравенства в образовании

Неравенство в образовании ускоряется беспрецедентным образом, особенно там, где до пандемии оно уже было высоким.

Еще до коронавируса, существовал глобальный консенсус в отношении того, что системы образования во многих странах не обеспечивают качественного обучения. И в основном от этого страдают беднейшие слои населения.

По оценкам некоторых специалистов 90 процентов детей в странах с низким уровнем дохода, 50 процентов детей в странах со средним уровнем дохода и 30 процентов детей в странах с высоким уровнем дохода не овладевают базовыми навыками среднего уровня, необходимыми для процветания в работе и жизни.

И хотя страны развивающегося мира в значительной степени преуспели в том, чтобы почти все дети младшего возраста посещали школы, слишком многие ученики не овладевают даже базовыми навыкам грамотности и счета, необходимым для продолжения обучения. Всемирный банк в докладе «О мировом развитии за 2018 год» назвал данное явление «кризисом обучения», и мировое сообщество мобилизовалось на поиск финансирования для поддержки систем образования по всему миру.

Помимо межстрановых различий в доступе к возможностям дистанционного обучения, внутристрановые различия также ошеломляют. Например, многие дети в России, во время закрытия школ практически не имели доступа к электронным технологиям для дистанционного обучения.

По мере того как образовательное неравенство усиливает другие социальные и экономические различия, а структурное неравенство усугубляется, разрыв между имущими и неимущими будет значительно расти. Независимо от того, насколько простая технология или план используются для обеспечения образования, некоторые дети останутся без внимания в критических ситуациях из-за множества причин, таких как бедность, миграция, семейные проблемы и так далее.

Система образования обречена столкнуться с целым рядом проблем в пост-ковидную эру. То, что дети бедных должны иметь значительно более ограниченные возможности для обучения во время и после пандемии, чем их не бедные сверстники, и что их жизнь сильнее разрушится из-за пандемии, конечно, противоречит основным принципам демократии. Однако, такое вопиющее неравенство возможно приведёт к тому, что государство увидит проблему и примется за её решение, на самом деле мы уже видим, что это происходит.

Как мы видели выше, существуют некоторые многообещающие новые подходы, которые потенциально могут создать более широкую экосистему обучения для поддержки обучения детей.

Однако, в большинстве стран мира нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем правильно будет понято использование технологий и трансформация участия родителей в создании эффективной школы.