Работа в офисе сегодня — одно из основных направлений деятельности для многих компаний. Опен-спейсы, отдельные кабинеты как для одного, так и для нескольких человек сразу — форма организации офисной работы может быть разнообразной. При этом, как отмечают врачи, офис нередко сказывается на состоянии здоровья негативно. И дело не в привычных для многих вирусных заболеваниях, есть и другие опасности. О том, как офисная работа может довести до больничного и от чего страдает практически половина трудоспособного населения, расскажем в этой статье.
Опасности офиса
В ситуации, когда из-за расширения интеллектуального труда почти 50% работающих людей оказываются сотрудниками офисов и это число ежегодно только растет, встает вопрос о том, что происходит с их здоровьем в условиях замкнутого пространства.
Относительно высокая заболеваемость офисных сотрудников обусловливается двумя основными причинами: компьютерным излучением и недостатком активности. Кроме того, усиливают эффект и такие провоцирующие факторы, как высокая напряженность труда, стрессы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, и ненормированный график. Также нередко недооценивают и такой катализатор, как плохое качество воздуха в офисах, где он циркулирует целый день, перенося с места на место и от человека к человеку пыль, частички вирусов и бактерий и т. д.
Уже даже появился в обиходе медиков отдельный термин: «офисный синдром». Он включает в себя сложный комплекс симптомов, нарушений в разных органах и системах, которые развиваются на фоне негативного воздействия окружающей среды в офисе.
Риски для молодежи
От влияния вышеперечисленных факторов нередко открещиваются, ведь, как известно, многие сотрудники офисов — молодые люди, которые еще недооценивают отдаленные последствия. Сейчас им хорошо — и ладно.
При этом основной риск скрывается в том, что начинают формироваться хронические заболевания, которые до поры до времени себя и вовсе никак не выдают. Процесс идет годами, а назад уже ничего отыграть будет нельзя. И тут возраст не имеет никакого значения: хроника стартует и у молодых. Кроме того, если есть наследственная предрасположенность к тем или иным патологиям, процесс пойдет быстрее.
Опасные болезни
Из числа самых распространенных заболеваний, спровоцированных офисной работой, обычно выделяют ОРВИ, сколиоз и нарушение зрения из-за долгого сидения перед компьютером. На самом деле спектр болезней, которые человек может получить на рабочем месте, заметно шире. Так, различные исследования показали, что офисные сотрудники подвержены таким проблемам, как заболевания нервной системы, сердца и сосудов.
Кроме того, для женщин опасности кроются в области, связанной с гинекологическими заболеваниями: застои в малом тазу, варикоз и различные воспаления могут становиться следствием длительного сидения без движения на рабочем месте. Ведь в офисном кресле человек проводит как минимум 8 часов в день 5 дней в неделю.
Конечно же, страдает и спина. И дело не всегда в осанке. Проблема может быть и в хронических болях, которые не дают нормально работать, заставляют буквально скрючиваться и приводят к замкнутому кругу, когда ситуация ухудшается еще больше. Ученые из Гарвардской медицинской школы (Harvard medical School, Бостон, США) приводят статистику: из 1470 офисных сотрудников, за которыми наблюдали специалисты, 63% жаловались на боли, причем больше половины из них — на боль в спине.
Оценка состояния здоровья
Уже давно разработаны все нормативные документы, которые определяют периоды диспансеризации для офисных сотрудников. Так, работники офисов должны проходить стандартные медосмотры не реже раза в 2 года. В случае если коллектив молодой, в том числе если в нем присутствуют сотрудники моложе 21 года, осмотры должны быть ежегодными. Минимальный комплект специалистов, который они должны посетить, состоит из терапевта, окулиста и невролога.
Стоит помнить, что по закону человек имеет право на один оплачиваемый работодателем выходной день, который он должен потратить на прохождение медосмотра. Такая возможность есть у офисных работников раз в три года. Люди предпенсионного возраста могут позволить себе медосмотры такого плана дважды в год.
Профилактика офисных заболеваний
Конечно же, здесь, как и в любом другом вопросе, лучше обеспечить профилактику, чем потом разбираться с последствиями. В первую очередь речь идет об оптимизации процессов и создании комфортных для каждого работника условий труда.
Обычно от руководства офисов требуется прописать ограниченную возможность пребывания за компьютером с включением в режим трудового дня офисных сотрудников обязательных технических перерывов. Так, общее время работы за компьютером в течение восьмичасового рабочего дня не должно превышать 3,5 часа. Соответственно, строить рабочий день надо таким образом, чтобы как минимум половина рабочих обязанностей человека не была связана с компьютером.
Идеальным решением считается ситуация, когда у офисных работников есть возможность заниматься какой-то активностью на свежем воздухе: это могут быть упражнения, физкультминутки или даже простые прогулки.
Самим работникам стоит помнить, что минимизировать негативное воздействие излучения приборов и сидячего образа жизни могут пятнадцатиминутные перерывы каждый час. В это время можно сделать легкую производственную гимнастику. Также не стоит забывать о необходимости потребления большого количества чистой негазированной воды. Она поможет оздоровить организм и поспособствует укреплению его защитных сил.
Выгорел на работе? Переработки — причина нервных тиков и депрессии
Опросы показывают, что представление людей о синдроме эмоционального выгорания имеет мало общего с реальным положением дел. Большинство считает, что эмоциональное выгорание — это потеря удовольствия от работы. Однако, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Поскольку постоянный стресс может стать причиной многих заболеваний, синдром эмоционального выгорания был включен в Международную классификацию болезней. Несмотря на то, что он не классифицируется как медицинское состояние, врачи советуют не оставлять его без внимания.
Раз — ступенька, два — ступенька
Специалисты, которые впервые открыли связь между профессиональной деятельностью и эмоциональным истощением (психологи Герберт Фрейденберг и Джордж Гринберг), выделили пять стадий этого синдрома.
1. Потеря уверенности в себе на фоне удовлетворённости работой.
2. Появление психосоматических расстройств (чаще — бессонницы и головной боли).
3. Невнимательность, рассеянность, потеря производительности.
4. Появление хронической усталости — сбой биоритмов (ночью человек не может уснуть, вечером его клонит в сон), нескончаемые простуды и мелкие болячки.
5. Апатия, безразличие, перепады настроения, упадок сил, который не проходит даже после выходных.
Попытки «взбодриться», «взять себя в руки» не приводят к нужному результату. На этой стадии большинство людей понимают, что им нужно либо брать тайм-аут, либо менять работу, либо отношение к ней.
У остальных появляются нервные тики (спазмы глазных мышц), начинают выпадать волосы (признак гормонального сбоя), а перепады настроения приобретают угрожающий характер и начинают походить на психическое расстройство.
Встать и уйти (с работы)
В отличие от серьезных психических диагнозов у синдрома эмоционального выгорания вполне оптимистичный прогноз. Чаще всего это состояние проходит, и в большинстве случаев — без помощи врачей и психологов.
Первое, что нужно сделать, если вы диагностировали у себя этот синдром, — это устранить причину эмоционального истощения (то есть работу). Необходим продолжительный отдых: минимум две недели. Имейте в виду, что первые 2-3 дня вас будет безудержно тянуть на работу: вы найдете массу поводов для немедленного визита или звонка в офис. Поэтому лучше уехать туда, откуда звонки и визиты на работу будут максимально затруднены.
Второе необходимое условие называется «клин клином». Хорошо, если у вас есть запасной аэродром: любое дело, которое для вас так же важно, как и работа (ремонт дома или на даче, поход или рыбалка с друзьями, волонтерство и т. д.). Если его нет, желательно срочно найти «второй клин».
Разбор полета
Третье — нужно разобраться в том, почему вы так загнали себя. Наверняка бок о бок с вами работают коллеги, которые выполняют ту же работу и при этом прекрасно себя чувствуют.
Специалисты считают, что к возникновению эмоционального выгорания предрасполагают:
— Низкая самооценка. Именно она обычно заставляет делать больше, чем делают другие. Люди с низкой самооценкой чувствуют себя уверенно только в том случае, когда регулярно «передвигают горы».
— Отсутствие поощрения за сделанную работу. Вам не дают премию, когда вы ее заслужили, и даже в устной форме не благодарят за проделанную работу. Вместо того, чтобы открыто сказать, что вам положены выплаты за переработку, вы предпочитаете работать «до упора», то есть до того момента, когда у руководства проснется совесть.
— Незаслуженная критика и давление со стороны руководства. Часто они никак не связаны с производительностью труда, но человеку легче думать, что все изменится, если он будет больше работать.
Чтобы эмоциональное выгорание не настигло вас снова:
— Ограничьте и согласуйте с руководством круг своих обязанностей и оговорите, что переработка допускается в исключительных случаях и за дополнительные деньги.
— Расставьте приоритеты и научитесь планировать время.
— Не пытайтесь соответствовать чьим бы то ни было ожиданиям и пожеланиям.
— Никогда не жертвуйте сном и прогулками на свежем воздухе: это не блажь, а необходимые условия для сохранения здоровья — как физического, так и психического.
— Попробуйте себя в другой области, не связанной с вашей профессиональной деятельностью: работа не должна занимать все пространство вашей жизни.
— Создайте план удовольствий: подумайте, куда бы вы хотели поехать летом, чем будете заниматься в ближайшие выходные и какой сюрприз преподнесете подруге на день рождения. Возьмите за правило в разгар рабочего дня перечитывать и дополнять этот список.
Удачи вам!