You are currently viewing Обзор: как в разных странах собираются сглаживать последствия школьного локдауна.

Обзор: как в разных странах собираются сглаживать последствия школьного локдауна.

Школьники долго оставались без нормальной учёбы. Как быть: отказаться от каникул или, наоборот, от экзаменов? А может, всех — на второй год?


Как закрывали и открывали школы

Из-за пандемии COVID-19 во многих странах школы перешли на дистант, а где-то и вовсе временно закрылись. В августе 2020 года генсек ООН Антониу Гуттериш заявил, что образовательный процесс был нарушен примерно для миллиарда учащихся из 160 стран. И около 40 миллионов детей во всём мире лишились нормальной дошкольной подготовки.

ЮНЕСКО ведёт глобальный мониторинг закрытия образовательных учреждений из-за распространения коронавируса. По данным мониторинга, пик закрытия учебных заведений пришёлся на конец апреля 2020 года, и тогда это затронуло почти 1,5 млрд воспитанников детсадов, школьников и студентов. А это 84% всех учащихся в мире!

Хотя проблема распространения коронавируса ещё не решена, страны начинают постепенно восстанавливать очный формат обучения. На начало февраля 2021 года проблема закрытых образовательных учреждений касалась уже лишь 12,7% учащихся.

1. Скриншот с сайта ЮНЕСКО. Данные на конец апреля 2020 года:

2. Скриншот с сайта ЮНЕСКО. Данные на начало февраля 2021 года:

Голубым цветом на карте отмечены страны и регионы, где образовательные учреждения полностью открыты, розовым — где частично открыты, синим — где закрыты на каникулы, сиреневым — где закрыты из-за эпидемии COVID-19.


Даже там, где школьный локдаун уже закончился, говорить о возвращении к нормальному процессу учёбы рано. Ни педагоги, ни ученики и их родители не были готовы к внезапной «удалёнке». И конечно, возникли проблемы с освоением школьной программы. Как бороться с такими последствиями локдауна — спешно перекраивать учебную программу на оставшиеся месяцы и следующий учебный год, снижать требования к школьникам или принести в жертву каникулы ради того, чтобы наверстать упущенное? А может, повторить учебный год заново, раз он так не задался?

Мы изучили, какие стратегии борьбы с последствиями локдауна обсуждаются сейчас в разных странах.


Великобритания

Британские школы прекратили очную работу в конце марта 2020 года. Тогда же власти решили отменить экзамены для старшеклассников, которые должны были пройти в мае и июне. Новый учебный год начался очно, но в январе школьников снова перевели на дистант. Решения об открытии школ в каждой провинции принимаются автономно. Например, в Шотландии с 22 февраля к учёбе возвращаются младшеклассники. Власти надеются, что школьники постарше вернутся за парты в первую неделю марта. В Уэльсе дети до 7 лет тоже снова начнут учиться с 22 февраля, а когда смогут вернуться в школу старшие ученики, пока неизвестно. В Англии и Северной Ирландии же надеются, что школы удастся открыть до 8 марта, но пока это только надежды. Решение будет приниматься в зависимости от пандемических факторов и темпов вакцинации.

В 2021 году также было решено отменить выпускные экзамены для школьников. Это касается экзаменов GCSE (General Certificate of Secondary Education, аналог нашего ОГЭ) и A-levels (аналог ЕГЭ). Итоговые оценки школьникам будут выставлять на основании их успеваемости в течение года.

При этом в Институте политики в области образования Великобритании обеспокоены тем, что школьники пропустили слишком много занятий, а значит, не усвоили программу. Так появилась идея оставить некоторых учащихся на второй год. Однако на это потребуется согласие родителей. Пока окончательное решение по этому вопросу не принято.

Кроме того, предложено сократить летние каникулы, чтобы наверстать упущенное. В качестве альтернативных мер власти рассматривают возможность увеличить продолжительность учебного дня и организовать летние школы. В ответ на это психологи призвали не перегружать школьников учёбой этим летом, потому что дети и так пережили стресс из-за локдауна и новое испытание может негативно отразиться на их психике.

Ещё одна интересная инициатива — создание сообщества для оказания студентам психологической поддержки. Программа, направленная на предотвращение возникновения психических заболеваний, будет развёрнута в 11 округах Великобритании.

Очевидно, в стране пытаются соблюсти баланс между желанием не уронить образовательные показатели и заботой о ментальном здоровье учащихся. Но пока не совсем понятно, как это будет реализовано.

США

Американским школам пришлось стремительно переходить на дистант прошлой весной. А их возвращение к очной работе превратилось в предмет жесточайших споров, в том числе в рамках предвыборной гонки Дональда Трампа и Джо Байдена. Трамп многократно призывал к скорейшему открытию школ и намеревался даже сократить их финансирование, если они не вернутся к очной работе.

В сентябре администрация США, наоборот, объявила о готовности направить 105 млрд долларов на помощь с возобновлением занятий в школах. Байден, в свою очередь, заявлял, что из-за пандемической обстановки страна ещё не готова к очному обучению. Кроме того, в июле почти два миллиона американских учителей пригрозили забастовкой в случае открытия школ осенью.

Выиграв президентские выборы, Байден поменял позицию: теперь он заявляет, что одна из его целей — возобновить обучение школьников с первого по восьмой классы до истечения первых ста дней его президентства. На следующий день после официального вступления в должность новый американский лидер представил план по открытию школ. Он предполагает выделение финансовой помощи штатам в размере 480 млрд долларов. Тем не менее в большинстве штатов пока не приняты окончательные решения по возобновлению очного обучения. Прежде всего это объясняется эпидемиологической обстановкой.

Отдельные штаты всё же начали возвращать учащихся за парты. Так, с 25 февраля возобновят очную работу образовательные организации в самом большом школьном округе страны — Нью-Йорке. Некоторые штаты, в частности Мэриленд, планируют открыть школы в марте. По всей видимости, открытие большинства школ страны будет зависеть от скорости вакцинирования населения. По-прежнему актуален конфликт: родители школьников преимущественно хотят, чтобы дети вернулись к нормальной учёбе, а профсоюзы учителей требуют усиления мер безопасности. Учителя грозятся возобновить протесты против открытия образовательных учреждений.

В такой накалённой конфликтной обстановке вопрос о том, как и когда дети будут навёрстывать упущенное, пока не самый острый — для начала нужно вернуться к нормальной учёбе. Но при этом уже звучат идеи об организации учебного процесса летом — предлагается организовать «национальную летнюю школу».

Кроме того, чтобы хоть как-то сгладить отставание школьников по основным предметам, некоторые частные образовательные организации сделали свои онлайн-ресурсы бесплатными. Многие учителя завели блоги и образовательные каналы в соцсетях в помощь школьникам. Правда, вряд ли это поддержит успеваемость тех детей, у которых дома нет необходимой техники или надёжного доступа в интернет. Равно как и тех, кто в принципе не отличается усердием и мотивацией к учёбе.

Германия

Родители немецких школьников с облегчением вздохнули, когда власти объявили о том, что учебный год 2020-2021 начнётся в очном режиме. Но радоваться довелось недолго — в декабре образовательные организации снова закрылись. Теперь их планируют открыть с 22 февраля.

Из-за вынужденного сбоя в нормальном процессе учёбы политики предлагают продлить учебный год (то есть сократить каникулы), облегчить или вовсе отменить выпускные экзамены, но пока это лишь предложения. Как и в Великобритании, в Германии ведутся разговоры, не оставить ли наиболее сильно отставших учеников на второй год. Сделать это хотят деликатно — добровольно, и так, чтобы «второгодничество» не отражалось в личной истории ученика, не портило ему репутацию. При таком варианте ребята смогли бы в следующем году без особых потерь пройти весь необходимый материал в нормальном темпе, сдать экзамены и поступить в университеты.

Россия

Российские школы, как все мы помним, после весеннего локдауна начали новый учебный год 2020-2021 в очном формате. Но уже в октябре московские школы закрылись на преждевременные каникулы, после которых к очному обучению вернулись только младшеклассники, а средние и старшие классы продолжили учёбу дистанционно. Возвращение к нормальному формату учёбы состоялось в середине января.

При этом в Министерстве просвещения не рассматривали возможность массового перехода всех российских школ на дистанционное обучение, такое решение, равно как и решение о возвращении к очному формату, каждый регион принимал самостоятельно в зависимости от эпидемиологической обстановки. В результате в разных регионах ситуация складывалась по-разному. Например, в то время как школьники Москвы учились по домам, в Московской области дети ходили в школы.

В руководящих ведомствах считают, что российские школы в целом справились с вызовами «удалёнки». Поэтому директивных решений о сокращении каникул не планируется. По крайней мере, на федеральном уровне. Правда, министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что каждая школа может самостоятельно решить, как компенсировать потерянное время. Так, можно перейти на шестидневку, ввести дополнительное домашнее обучение или… сократить каникулы. Проще говоря, полностью на усмотрение регионов оставлены как решения о локдаунах, так и способы нагнать школьную программу в случае локдаунов.

Раз официальная позиция — «школы справились», то и нет повода для послабления и поблажек с экзаменами. Из-за пандемии лишь перенесли итоговые собеседования девятиклассников и сочинения одиннадцатиклассников. Перенесли, но не отменили. Равно как не отменили и Всероссийские проверочные работы (ВПР) — они пройдут с 15 марта по 21 мая. Есть и помощь: например, в феврале на базе Московской электронной школы заработал бесплатный сервис «Цифровой репетитор», это дополнительные занятия по школьным предметам.

И хотя к ЕГЭ школьники в этом году готовятся в разных условиях (кто-то на дистанте, кто-то в обычном режиме), это тоже не рассматривается как повод что-то изменить в приёмной кампании 2021 года. По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, российские абитуриенты «достаточно мотивированы, с удовольствием готовятся и показывают высокий уровень знаний, несмотря на сложности». Интересно, согласны ли с этим учителя, школьники и их родители?