You are currently viewing Практика или теория: что важнее?

Практика или теория: что важнее?

Мы уже говорили о современных проблемах педагогов, и эта статья является своеобразным продолжением той же темы.

Ведь столько спорных и интересных моментов сейчас можно выделить в образовательной сфере, заострить на них внимание и заставить окружающих задуматься.

Ведь ясно видя проблему, можно найти ее решение.

Говорим о теории и практике в педагогической деятельности.

Какие острые углы есть между этими двумя понятиями и почему до сих пор теория не всегда переходит в практику.


Введение

Разница между теорией и практикой в нынешнем образовании существенна.

И это касается не только России, другие страны СНГ также страдают по этому поводу.

Стандарты и принципы обучения вечно совершенствуются, а вот материальная база и подход педагогов не всегда успевают с ними в ногу.

Учитель года

Американская кинолента «Учитель года» с Райаном Рейнольдсом в главной роли очень точно передает картину современного образовательного процесса и различий подхода к нему.

Краткое содержание. В школе преподает учитель с большим стажем, но с традиционным взглядом на уроки и представление материала.

Он рассчитывает на ежегодную награду и звание «учителя года», которые выдаются по итогам года и за хорошие результаты учащихся.

И все идет хорошо, пока в школе не появляется новый преподаватель истории, разительно отличающийся от других педагогов.

Его формы и структура уроков приводит в восхищение не только подростков, но и учителей, довольно долго работающих в учебном учреждении.

На уроках он наряжается разными историческими персонами, инсценирует события и важные даты, во дворе школы проводит «раскопки», сопровождая каждое действие занимательной лекцией, водит ребят в музеи и на фестивали.

Как следствие, ученики отлично усваивают материал и имеют высокие оценочные показатели.

Фильм приправлен духом соперничества и романтикой, капелькой драматизма.

И если вы хотите окунуться в атмосферу школьных будней, где-то посмеяться, а где-то всплакнуть, но при этом ясно увидеть перед глазами ситуацию, возникшую в наших школах сейчас, этот фильм для вас!

Формы современного образования в РФ

Любое явление имеет свои формы и виды представления.

Мы можем говорить о традиционных формах и инновационных.

Давайте рассмотрим классификации современных форм обучения.

Они различаются по способу получения образования (вечернее, очное, заочное, самообразование), по доли участия педагога (самообразование, самостоятельная учебная работа, обучение с помощью педагога) и так далее.

Самыми интересными формами для нас являются: индивидуализированные формы и коллективные, потому что именно они нашли свое применение в обучающей деятельности.

К индивидуализированным системам относятся:

  • Индивидуальная форма обучение. Один педагог, один учащийся и их взаимодействие.
  • Индивидуально-групповая форма. Учащиеся разных возрастов и уровней в группе, где педагог по очереди с каждым из них работает персонально.

Формы видоизменяются и могут дополнять друг друга.

Дальтон-план – учащиеся сами распределяют время и порядок учебной работы с помощью консультаций педагога.

Бригадно-лабораторный метод.

Батавия-план – с группой учащихся работает два преподавателя. Один ведет фронтальное обучение, второй занимается индивидуально с теми, кому это необходимо.

Келлер-план ориентирован на индивидуальную работу учащихся в собственном темпе, посещение лекций с целью мотивации и ориентации обучаемых.

Бригадно-индивидуальное обучение – группа разбивается на пары и продолжает работать в них.

При выполнении заданий напарники контролируют друг друга и только те, кто справился с самостоятельной работой, допускаются к заключительной проверке у наставника.

Хоть и вряд ли вы слышали все вышеперечисленные варианты обучения, потому что свое распространение они получили в основном за границей либо на высшей ступени образовательного процесса.

Но, тем не менее, они применяются и внедряются в привычную нам классно-урочную систему.

Коллективная классно-урочная система.

Включает в себя группу обучаемых одного возраста и приблизительно одного уровня усвоенных знаний и навыков, основной формой обучения является урок длительностью 40-45 минут по различным предметам отдельно, учителю отдана главенствующая роль в руководстве обучением.

Форма имеет свои плюсы, но ограничивает возможность индивидуальной работы в режиме «ученик-учитель».

Несмотря на то, что данная система тоже имеет много модификаций, все они похожи друг на друга.

Инновационные формы обучения

Удобство применения классно-урочной системы обучения неоспоримо, однако, уже далеко не так эффективно.

На уроке мы получаем максимум теоретических знаний, минимум практических.

Сегодня идет поиск и модернизация форм и методов в образовании для достижения наилучших результатов.

Давно признано, что необходим отрыв от традиционных форм и переход к более мотивирующим системам.

Смешанное обучение стало глотком воздуха для педагогов, стремящихся усовершенствовать свою деятельность.

Образовательные технологии с принципами смешанного обучения прекрасно интегрируют традиционные формы организации учебного процесса и информационные технологии.

К тому же создано и распространено множество форм инновационного обучения:

  • Тренинг
  • Урок-экскурсия
  • Урок-дебаты или урок-дискуссия
  • Мастер-класс
  • Ролевая игра
  • Урок-спектакль

К современным методам, которые следует использовать на уроке, можно отнести мозговой штурм, исследовательские проекты, проектирование, метод эмпатии, метод кейсов, круглый стол, деловые игры.

И как вы можете заметить, все они нацелены на приобретение практических навыков.

Теория и практика

Это все используется в учреждениях образования, но не всегда и не везде, почему?

Ответ прост. Не все преподаватели и учителя имеют представление, что это все значит.

Они может, и знают все по названию и в теории.

Но чтобы верно передать информацию и научить ребенка чему-то, следует осознавать последовательность своих действий и суждений при выборе того или иного метода либо формы.

К сожалению, не всегда и не всем удается попасть на курсы повышения квалификации именно по данным тематическим направлениям.

А самостоятельное изучение требует большой затраты сил и личного времени, поэтому многие педагоги откровенно ленятся.

Есть, конечно же, и те, кто отрицает инновации в образовании, отдавая предпочтение старым проверенным способам в обучении.

Это касается в основном учителей, довольно давно работающих в данной области и убежденными, что если подрастающее поколение захочет, то выучится.

Однако эти люди не учитывают разницу между социальными рамками поколений и различия между содержанием образования тогда и сейчас.

Кроме того остается проблемной ситуация, когда хочется привнести в учебный процесс новых форм, но не позволяют технические средства.

Особенно это затрагивает школы, расположенные в отдалении от крупных городов, где сконцентрирован весь технический прогресс.

Заключение

Современные проблемы требуют современных решений.

Это относится к образованию, но, к сожалению, затрагивает его мало, потому что, несмотря на то, что решения есть, отсутствует мотивация у педагогов использовать те или иные новые формы и методы.

Как с этим бороться?

Зависит от каждого человека в этой сфере лично.

Кому-то не хватает финансовой мотивации, кому-то технического оснащения, кто-то убежден, что это лишнее, а у кого-то просто недостаточно опыта для претворения в жизнь своих задумок.

Тем не менее, уходить от традиционного к новому необходимо, необходимо учить практике, а не просто передавать столбики текстов и общеизвестных данных, ведь обучение будет успешным только при высокой заинтересованности учащихся, а она будет таковой, если ребенок видит практическое применение своих знаний.


Автор статьи: Дарья Володина