You are currently viewing Преодоление трудностей в школе

Преодоление трудностей в школе

Школа с компетентным составом преподавателей, независимая от внешнего давления, способна должным образом отреагировать на проблемное или девиантное поведение учеников.

Ответы учителей всегда должны соответствовать возрасту и развитию конкретного учащегося, а также учитывать школьные правила и школьную программу.

По этой причине невозможно разработать «стандартный» перечень методов преодоления трудностей в обучении, однако можно указать некоторые базовые принципы образования.

Первый принцип заключается в обеспечении согласованной образовательной программы, в которой образовательное воздействие данного учителя поддерживается другими учителями и всей школьной системой.

Следовательно, необходимо согласие учителей данной школы в отношении основных целей и методов обучения, а также применимых стандартов и санкций за их нарушение.

Второй принцип — принимать превентивные меры, направленные на предотвращение трудностей в учебе и плохого поведения.

Учителя должны стать для учеников авторитетами и ценными друзьями, создавать в школе атмосферу дружбы и доброты и интересно и увлекательно проводить занятия.

Третье правило — разработать четкий, понятный для всех школьный регламент и школьную образовательную программу. В хорошо организованной школе ученики знают, каковы их права и обязанности, какое поведение желательно, а что нельзя одобрять или терпеть.

Они знают типы санкций за нарушение определенных стандартов и процедуры применения этих санкций (в крайних случаях руководство школы имеет возможность исключить данного ученика или группу учеников из школы).

Четвертый принцип — поддержание порядка и создание условий, позволяющих применять меры наказания за нарушение школьных правил конкретным учеником.

Стоит следовать лучшим практикам, например, в больших школах ученики носят удостоверения личности с фотографией и фамилией (в случае недопустимого поведения конкретного ученика можно легко узнать его данные).

В больших городах часто приходится закрывать школу во время занятий, чтобы посторонний человек (например, торговец наркотиками или вор) не мог войти в нее.

Пятое правило — наказывать учащихся за недопустимое поведение. Ответственность должна быть соразмерной совершенному правонарушению и в то же время твердой и неизбежной.

Директор одной из гимназий ввел правило, согласно которому, если кто-либо из учителей обнаружит появление незнакомца во время школьной дискотеки, она будет немедленно остановлена, а все дискотеки будут отменены до конца данного учебного года.

Когда в прошлом году первая дискотека была отменена по дисциплинарным причинам и директор не разрешил проводить больше дискотек, в этом году студенты сами следят за соблюдением установленных педагогическим советом норм.

В экстремальных ситуациях (например, появление наркотиков в школе, насилие среди учеников или кража) следует вызывать полицию.

В немецких школах, если правила серьезно нарушаются, ученику запрещают вход в школу на день или два. Если он не изменит своего поведения, запрет продлится на одну неделю, и следующим шагом будет удаление ученика из школы.

Конечно, родители ученика информируются о каждом происшествии в школе (письменно и по телефону) и проинструктированы о дальнейших санкциях, если поведение их сына или дочери не улучшится.

Ответственное и действенное воспитание требует использования принципа «нулевой терпимости» к любому поведению, которое нарушает школьные правила.

Игнорирование даже маленькой ошибки ученика делает его следующую ошибку намного крупнее. Зрелый и компетентный учитель никогда не причиняет страданий или стресса, которые не вызваны поведением ученика.

Однако он понимает, что обвиняемый может извлечь уроки из собственных ошибок только тогда, когда он понесет последствия своего безответственного поведения.

Шестой принцип — помочь студентам, испытывающим трудности с обучением.

Недостаток дисциплины, вмешательство в занятия, беспокойное и агрессивное поведение, тяга к сигаретам, алкоголю или наркотикам — это симптомы серьезных психических, моральных и социальных проблем, которые подопечный испытывает дома, в школе, в группе сверстников или в контакте с самим собой.

Агрессивный и жестокий ученик сам нуждается в помощи. Таким образом, задача педагогов состоит не только в том, чтобы исключить ненадлежащее поведение конкретного ученика, но и в поиске и устранении причин такого поведения.

Обычно для этого требуется сотрудничество с родителями учащегося и с конкретными учреждениями, например, соцзащитой, службой пробации, полицией, движениями самопомощи, наркологом, приходом, центрами социальной терапии и т. д.


Автор статьи: Николай Савченко