You are currently viewing “Белый интернет”. Проверка онлайн-учебников. Создание единого образовательного пространства в стране

“Белый интернет”. Проверка онлайн-учебников. Создание единого образовательного пространства в стране

Введение

Наверняка многие слышали о таком понятии, как “Darknet” (в переводе с английского языка оно означает тёмную сторону всемирной паутины, где размещается запрещённая действующим законодательством информация).

“Белый интернет” является его полной противоположностью. Он представляет собой удачное решение в том случае, если необходимо оградить человека от нежелательного контента (рассчитан, в первую очередь, на защиту неокрепших умов представителей подрастающего поколения).

“Белый интернет” на территории России

В начале лета 2021 г. в различных СМИ были размещены сведения о том, что отечественное Министерство просвещения приняло решение разработать проект “белого интернета”, на просторах которого будет находиться исключительно проверенный контент.

Более того, план предусматривает создание специальных социальных сетей, а также мессенджеров. При этом, по словам главы вышеупомянутого ведомства Сергея Кравцова, официальные власти не собираются идти по пути введения запретов.

Чиновник добавил, что “белый интернет” позволит школьникам смотреть различные познавательные фильмы, а также посещать театры и музеи в онлайн-формате.

Власти считают, что эти меры поспособствуют привнесению значительного разнообразия в учебный процесс и приведут к повышению интереса к нему со стороны школьников.

Обязательная экспертиза содержания онлайн-учебников

Буквально на днях нижняя палата российского парламента одобрила в третьем чтении проект закона, который предусматривает прохождение цифровыми ресурсами, применяемыми в пределах государственных образовательных учреждений, обязательной верификации.

Также планируется регулирование оборота личных данных учащихся (вся персональная информация отныне будет помещена на хранение в государственную информационную систему (далее − ГИС)).

Новый законопроект обязывает применять в учебном процессе только проверенные электронные источники, которые внесены в соответствующий перечень федерального уровня.

Порядок его формирования и последующего возможного изменения будет определён Министерством просвещения.

С этого времени любая обработка личных данных школьников (если такая мера предусмотрена обучением) обязана использовать ГИС.

Один из авторов правок – Александр Хинштейн – считает, что время не стоит на месте, и, поскольку печатные учебные материалы уже давно подлежат определённой верификации, эту практику следует распространить и на те источники, которые располагаются в интернете.

Создание единого образовательного пространства

Термин “образовательное пространство” представляет собой отражение многоуровневой преподавательской реальности. Суть этого понятия описывают по-разному:

  • как совокупность учебных заведений;
  • как систему образовательных стандартов;
  • как общее число различных видов деятельности;
  • и др.

Однако чаще всего вышеупомянутый термин означает пространство выбора, которое находится на внешнем уровне по отношению к личности.

Для наглядного примера успешного формирования образовательного пространства можно привести деятельность Всероссийского детского центра “Океан” (далее – ВДЦ “Океан”).

В данном конкретном случае оно является системой, которая состоит из следующих компонентов:

  • совокупности используемых технологий и учебных программ;
  • образовательного и развлекательного видов деятельности;
  • управления процессом по воспитанию детей;
  • взаимодействия ВДЦ “Океан” с внешними субъектами;
  • взаимодействия отделов, а также служб ВДЦ “Океан”.

Необходимо уметь различать понятия “пространство” и “среда”. Последняя представляет собой систему, которая влияет на условия формирования и развития человека.

Одновременно с этим образовательное пространство ВДЦ “Океан”, являясь развивающим, креативным и культурообразным, включает в себя объединённый потенциал учебных сред разных уровней (учреждения различных регионов России, а также отделы и службы, которые имеются в вышеназванной организации) и видов (бытовая, информационная, архитектурная, оздоровительная, природная, социальная).

Можно сказать, что понятие “среда” является более узким, нежели термин “пространство”.

Новым толчком для развития образовательного пространства ВДЦ “Океан” стало формирование специального комплекса, предусматривающего создание как можно более широкого поля для успешной реализации максимального количества пожеланий участников программ.

Формирование и дальнейшее развитие личностных качеств – это цель, которой стремятся достигнуть учебные программы, разработанные специалистами ВДЦ “Океан”.

Достижение успешного результата происходит благодаря продуктивной деятельности, а также располагающей атмосфере, которая формируется на взаимоуважительной основе (между учеником и педагогом).

В последнее время в работе ВДЦ “Океан” наблюдаются позитивные изменения. К последним можно отнести:

  • обновление учебной деятельности;
  • обогащение образовательного процесса компонентами как отечественной, так и мировой культуры для формирования патриотизма, а также толерантности по отношению к представителям других этнических групп.

Нет никаких сомнений в том, что огромный потенциал имеет совмещение урочной деятельности и её обратного аналога (здесь имеются ввиду специализированные курсы, а также проекты, в практическом воплощении которых участвуют обе стороны).

Максимально возможное число видов развлекательной деятельности позволяет сотрудникам ВДЦ “Океан” формировать такую атмосферу, которая способствует культурному развитию учащихся.

Применение местными педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), участие в деловых и ролевых играх, ведение исследовательской деятельности – всё это помогает участникам программ научиться проявлять собственную компетентность в решении различных проблем, а также пройти по пути успешной социализации.

Детское самоуправление, которое функционирует на основе демократического механизма, представляет собой важнейшее направление преподавательской деятельности.

Итог подобной работы – участники программ в период интересного времяпровождения проявляют свои личностные качества, а также приобретают необходимые навыки по разрешению конфликтных ситуаций (то есть всё то, что пригодится им во взрослой жизни).

Обязательные для посещения учащимися курсы (их ещё называют элективными) проводятся педагогами по социально-экономическому, естественно-математическому, художественно-эстетическому, а также гуманитурному профилям.

Все они отличаются методикой ведения занятий, но их объединяет одно – интегративное воздействие на разумы учеников.

Элективные курсы превращаются в средство, которое формирует пространство для проявления индивидуальных способностей.

Конечным результатом таких занятий является создание образовательного продукта. Творческая работа, которая ведётся на основе приложения совместных усилий, меняет всю структуру отношений между педагогом и учащимся.

Учитель прекращает играть роль носителя знаний, а также быть их транслятором. Вместо этого он становится специалистом, который оказывает подопечному консультационную помощь.

Заключение

Введение “белого интернета” в образовательное пространство имеет две стороны: положительную и отрицательную.

Первая заключается в том, что применение современных технологий позволит оградить детей от нежелательного контента.

Вторая же может проявляться в различных “перегибах” − вплоть до введения полноценной цензуры. Она строится по принципу “благими намерениями вымощена дорога в ад”.

То же самое можно сказать и об инициативе чиновников ввести обязательную верификацию электронных учебных материалов.

Принципы деятельности ВДЦ “Океан” являются прогрессивными и могут быть постепенно распространены на государственные учебные заведения, которые расположены на всей территории нашей необъятной страны.

Подобные меры позволят в дальнейшем сформировать единое образовательное пространство.


Автор статьи: Сергей Потапов