Перед педагогом, решившим заняться репетиторством, стоят не только профессиональные требования, но и задачи чисто технического характера. Например, как найти учеников. Это решается разными способами.
Иногда учеников находят с помощью знакомых. Иногда клиентами репетитора становятся ученики той же школы, где преподает репетитор. Иногда просто расклеивают объявления.
Наиболее современный и очень эффективный способ – это интернет.
Именно в интернете большинство родителей ищут репетитора для своего ребенка. Существует множество сайтов, на которых репетиторы могут разместить свое объявление. Следует учитывать, что наиболее успешны поиски в том случае, если репетитор проводит занятия по нескольким предметам. Чаще всего для младших школьников требуются репетиторы по таким предметам:
- математика;
- иностранный язык;
- чтение;
- чистописание.
Делая объявление, репетитор не должен проявлять ложную скромность. Следует подробно описать свой педагогический опыт, свои профессиональные достижения, имеющиеся награды и поощрения, полученные за работу в школе или другом учебном заведении. Необходимо перечислить все учебные заведения, которые вы окончили, указать курсы повышения квалификации, специальные курсы, имеющие отношение к вашей работе.
Репетитор, работающий с учениками младших классов, не просто преподаватель. Ему необходимы не только знания по конкретным предметам, но и умение общаться как с ребенком, так и с родителями.
Репетитору надо быть готовым к самым разным ситуациям, иногда сугубо бытового характера.
Важен не только профессиональный педагогический опыт, но и личностные качества. Например, умение найти подход к ребенку.
Зачастую младшие школьники мало мотивированы на сознательную учебу. Поэтому наиболее эффективный способ обучения этих детей — игровой. Это используют и учителя в школе, а уж репетитору тем более приходится прибегать именно к такому способу.
Репетитору необходимо знать основы детской возрастной психологии, это поможет в работе. Важно помнить, что сталкиваясь с трудностями, ребенок вряд ли будет стремиться их преодолеть. Как правило, дети просто теряют интерес к конкретной теме, конкретному предмету, а иногда к учебе в целом.
Именно поэтому репетитор обязан как можно внимательнее наблюдать за своим подопечным, чтобы своевременно уловить, какие моменты в предмете или теме вызывают наибольшие затруднения у школьника. При переходе к новому материалу следует время от времени возвращаться и к пройденному, чтобы убедиться, что ребенок его усвоил.
Умение находить общий язык с ребёнком и быстро устанавливать с ним контакт важно для любого педагога, но для репетитора особенно.
Часто репетиторством занимаются пожилые педагоги. Иногда им сложно перестроиться и ввести в свою работу новшества. Однако современный образовательный процесс постоянно совершенствуется . Если репетитор не работает напрямую в учебных заведениях, то ему надо самостоятельно осваивать новые методики, новые учебные пособия, уметь их правильно использовать в своей деятельности.
Важно умение находить контакт с родителями, ведь все переговоры приходится проводить с ними. Необходимо суметь правильно объяснить им то, что быстрого результата ожидать не стоит, видимые изменения можно будет пронаблюдать только через пару месяцев после начала занятий. Следует вежливо и тактично объяснить родителям, какие трудности есть у их ребенка в усвоении того или иного предмета.
С родителями репетитору приходится обсуждать и организационные вопросы (оплата, расписание занятий, место проведения занятий и т.д.), и проблемы со здоровьем ребенка, и уровень знаний школьника. Репетитору приходится быть и психологом, ведь от общения с родителями зависит его репутация. А это важно для успешной репетиторской деятельности, для поиска новых учеников. Успешная работа репетитора позволит получить хорошие рекомендательные письма, благоприятные отзывы на сайтах репетиторов. А это является залогом дальнейшей успешной репетиторской деятельности.
Опытный педагог довольно быстро определит пробелы в знаниях ученика. Именно на это и следует делать упор, прежде чем давать новый материал. В отличие от учителя в школе, у репетитора больше возможности выявить, к каким предметам у школьника больше способностей, что дается ему легко, а с чем придется потрудиться более тщательно. Репетитору легче, чем учителю в школе, определить, какая нагрузка ученику «по плечу», какой объем ребенок освоит за одно занятие, а какой следует распределить на несколько уроков.
Иногда родители нанимают репетитора не только для занятий по школьной программе, но и в случаях, если ребенку необходимы (по мнению родителей) знания сверх того, что изучают в школе. Поэтому репетитору следует выяснить с родителями, какой именно материал предстоит изучить с ребенком, какими источниками и учебниками пользоваться при занятиях.
Например, родители хотят, чтобы ребенок изучил дополнительный иностранный язык. Это означает, что репетитору придется давать материал «с нуля», при этом не полагаясь на школьные занятия.
Существует и такой вид репетиторства, как занятия по Скайпу. Цифровые технологии сделали возможным работать с учениками в форме, которая удобна как для репетитора, так и для семьи ученика.
При множестве преимуществ такое репетиторство имеет и свои «подводные камни». Прежде всего, это требования к самодисциплине ученика. Учитывая возрастные особенности младших школьников, это довольно сложный вопрос. Дети непоседливы, им сложно высидеть даже урок в классе. Поэтому важной задачей для репетитора является овладение вниманием ребенка.
Следует таким образом организовать занятие, чтобы ребенку было интересно. Даже самую скучную тему можно изложить так, что ученик будет ею увлечен. Лучше всего дети такого возраста воспринимают учебный материал в игровой форме. Это применимо в любых занятиях с детьми, но для занятий по Скайпу это особенно важно.
Благоприятно для такого вида занятий присутствие родителей. Это помогает и контролировать поведение ученика, и дает возможность родителям лично наблюдать, как репетитор преподает материал и как ребенок этот материал воспринимает.
Неоспоримым плюсом занятий по Скайпу является и то обстоятельство, что они проходят в комфортной для ученика домашней обстановке. Ребенок чувствует себя увереннее, его не напрягает присутствие большого количества других детей. Ведь зачастую школьники младших классов бывают стеснительны. Иногда ребенок не может ответить не потому, что не выучил урок, а просто стесняется отвечать при других учениках.
Еще одно преимущество онлайн-обучения – это то, что не тратится время на дорогу ни у репетитора, ни у клиента. Ведь иногда на дорогу времени уходит больше, чем непосредственно на урок.
Одновременно с занятиями по предметам происходит и овладевание ребенком работой на компьютере. Ученик осваивает различные приемы и техники такой работы, учится самостоятельно находить нужную информацию.
Для репетитора это также полезно в плане развития и обогащения личного преподавательского опыта, совершенствования своих знаний.
Важно и то обстоятельство, что при работе по Скайпу доступен практически любой учебный материал. С помощью компьютера и репетитор, и ученик имеют возможность почти мгновенно получить необходимую информацию из любого источника. Учебный процесс по Скайпу не требует большого количества бумажных учебников и тетрадей, что также важно при обучении. При этом у репетитора и ученика, благодаря использованию компьютера, в распоряжении неизмеримо больше различных инструментов для каждого изучаемого предмета.