You are currently viewing Высшее педагогическое образование

Высшее педагогическое образование

В двадцать первом веке все быстрее начинает распространяться мысль о том, что высшее образование не является обязательным условием успеха, появляется большое количество интернет-ресурсов для заработка.

Однако несмотря на это, ВУЗы каждое лето полны абитуриентов, жаждущих знаний. Будущие студенты сдают дополнительные вступительные испытания, подают свои документы, а всё потому, что хотят стать специалистами, заниматься любимым делом или же просто найти себя.

В топ-10 профессий, востребованных сейчас в мире, входит преподавательская деятельность. Учителя нужны повсюду: в школах, в центрах дополнительного образования, в качестве репетиторов для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Кто же такой учитель?

Если говорить на самом простом языке, понятном даже дошкольнику, то учитель — это тот, кто учит других людей. Подходя к вопросу уже более серьезно, нужно заметить, что для становления преподавателем недостаточно иметь лишь обширные знания по своему предмету.

Настоящий учитель владеет терпением, самоконтролем, он уважителен по отношению к ученикам и коллегам. Преподаватель это также наставник и воспитатель. Говоря о воспитании, мы имеем в виду прививание формирующейся личности качеств, необходимых ему для дальнейшей жизни.

Например, учитель может помочь ученику раскрыться с помощью творчества, стать более открытым к общению или показать правильный пример поведения. Кроме всего прочего, профессия учителя невероятно творческая.

Человек применяет полученное им образование для решения насущных проблем, связанных, например, с воспитанием или же индивидуальным подходом к обучению ребёнка. В деятельность учителя входит придумывание различных игр, с помощью которых можно чему-то научить другого человека.


История профессии

Учитель — одна из самых древнейших профессий. Люди, еще будучи первобытным обществом, находили способ делиться информацией. Ценные знания о жизни переходили от старейшин к более молодому поколению. По мере развития цивилизации, профессия преподавателя начинала преобразовываться и совершенствоваться. Появлялись первые школы, а с ними и первые учителя. Например, в Египте и Месопотамии.

Что касается античной эпохи, то там было две, так называемые, “прослойки” учителей. К первой относились, словно к ремесленникам. Эти люди обучали других грамоте. А те наставники, что преподавали философию, ораторское мастерство и другие науки, считались высшим обществом, настоящей интеллигенцией.

Следующая эпоха — Средневековье. В это время значительное влияние на сферу образования оказала церковь и богословие. Учитель был наставником, тем, кто направляет на путь истинный. В этот момент и на нашей Родине стали возникать первые учебные заведения. После крещения Руси, князь Владимир решил, что необходимо популяризировать грамотность.

После государственных реформ, проведение которых было начато Петром Великим, отечественная система образования модернизировалась. Она стала включать три этапа: начальный, средний и высший. Начали появляться ВУЗы, где обучали, в том числе, преподаванию.

После революции 1917 года в России была проведена ещё одна модернизация системы образования. Благодаря стараниям партии, в СССР почти не осталось необразованных людей. Даже в деревнях люди обладали простейшими навыками письма, счета и чтения.

Учителей распределяли по сельским школам, по семинариям, училищам. Это и привело к популяризации грамотности среди населения СССР. Однако помимо учебы, учителя значительные силы отдавали на воспитание своих учеников. Преподаватели учили их быть добрыми, ответственными и человечными.

Говоря о настоящем времени, то сейчас каждому понятно, что без учителя никуда. Особенно чётко это стало понятно после пандемии коронавируса в 2020 году. Учителя были одни из тех, кому пришлось быстро адаптироваться к сложившейся сложной ситуации, перестраивать свои учебные планы под подходящий формат. Именно из-за пандемии люди вспомнили о ценности и важности такого человека, как учитель.

Способы получения образования

Так как статья именно о получении высшего педагогического образования, то колледжи здесь рассматриваться не будут. Итак, самый распространённый способ получения высшего педагогического это закончить педагогический институт, куда абитуриенты поступают после 11 класса по результатам ЕГЭ.

Топовые ВУЗы

  • МПГУ — Московский Педагогический Государственный Университет. Два обязательных предмета ЕГЭ необходимых для сдачи это русский язык и обществознание. Для некоторых факультетов также профильная математика;
  • МГПУ — Московский Городской Педагогический Университет. Проходные баллы здесь в среднем от 270 баллов за три предмета ЕГЭ;
  • РПГУ им. Герцена — Российский Государственный Педагогический Университет имени Герцена. ВУЗ располагается в Санкт-Петербурге;
  • КФУ — Казанский Федеральный Университет. Здесь также можно получить высшее педагогическое образование.

Данные ВУЗы предоставляют возможность полугодовой стажировки своим студентам, если те владеют иностранным языком. В настоящее время более 250 высших учебных заведений готовит будущих педагогов по всей России, однако четыре, указанных выше, являются самыми известными и популярными среди студентов.

Профили подготовки

Итак, как уже говорилось в прошлых абзацах, чтобы получить высшее педагогическое образование, необходимо закончить ВУЗ. Кем же можно стать?

  • учителем-предметником;
  • педагогом дополнительного образования;
  • учителем начальных классов;
  • репетитором;
  • лингвистом или переводчиком (при обучении на факультете, связанном с иностранным языком);
  • педагогом-психологом.

Как можно заметить, после педагогического института не обязательно работать в школе. Сейчас по всей стране открывается множество центров дополнительного образования, куда требуются преподаватели, а репетиторство может стать вторым видом заработка. Однако, чаще всего, выпускники педагогических институтов становятся учителями-предметниками, работая в школе.

Второе высшее педагогическое образование

Если после окончания ВУЗа человек осознал, что его призвание — стать учителем, то он может получить второе высшее педагогическое образование. Есть несколько вариантов, как его получить.

  1. Получение второго высшего образования в ВУЗе на платной основе;
  2. Обучение в магистратуре, а то есть перепрофилирование;
  3. Курсы профессиональной переподготовки.

Получение педагогического образования с помощью одного из трёх приведённых выше вариантов пройдёт быстрее, если первое высшее хоть немного связано с новой профессией.

Преимущества и недостатки работы

Преимущества:

  1. Возможность выбора места работы: школа, в языковой центр, центр подготовки к экзаменам, частный педагог;
  2. Взаимодействие с родителями учеников, а следовательно наличие связей;
  3. Если вы лингвист, то автоматически можно стать переводчиком;
  4. Можно создавать свои инфопродукты в соцсетях — чек-листы, курсы, мастер-классы, что может являться дополнительным источником дохода;
  5. Осознание того, что ты являешься для кого-то авторитетом и служишь ученику поддержкой.

Недостатки:

  1. Низкие заработные платы в школах;
  2. Большое количество бумаг, обязательных к заполнению;
  3. Изнуряющая работа.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее педагогическое образование стоит получать тем людям, которые в дальнейшем видят себя в профессии, связанной с постоянным обменом знаний, постоянным развитием и обучением. Работа требует от человека моральных и физических сил, устойчивости и ответственности.

Однако взамен работник получает целые поколения учеников, которых он воспитал и вырастил, с которым поделился опытом и передал свою мудрость. У многих людей сохранился в воспоминании образ того самого преподавателя, на которого хотелось бы равняться и быть похожим.

Работа учителя очень благородна, они отдают свою жизнь “в жертву”, чтобы воспитать великих людей, которые через время вспомнят их с особой благодарностью и любовью.