You are currently viewing Цифровизация образования в России

Цифровизация образования в России

Введение
В последние годы в России в связи с тенденцией к компьютеризации и цифровизации многих сфер жизни стало значимым и цифровизация образования. Перемены, связанные с переходом традиционной формы обучения на цифровую, неизбежны.

Что такое цифровизация образования?

Цифровизация или цифровая трансформация – внедрение современных информационных и цифровых технологий в разные сферы жизни.

Суть цифровой перемены системы образования в том, чтобы эффективно внедрить и применить новейшие технологии.


Опыт цифровизации образования в России:


В современном обществе цифровые технологии играют немаловажную роль в образовании, как после, так и до пандемии коронавирусной инфекции цифровые технологии выполняли множество функций в образовании, например, на уроках в школе.

Во время пандемии использование цифровых технологий и сред в педагогическом образовании стало необходимо, поскольку проведение занятий без их использования стало невозможным.

Основная задача грамотного педагога — заинтересовать ребенка в обучении, дать ему стимул учится, именно в этом преподавателю и помогает использование цифровых технологий и сред: удобные онлайн-версии занятий, дневников и журналов.

Ученик может с легкостью посещать занятия, не выходя из дома, также он может посещать образовательные ресурсы, на которых можно с легкостью найти информацию для занятий с педагогом.

Преподавателю больше не нужно тратить так много сил, как раньше для подготовки к занятиям, ведению отчетности, проверки домашних заданий учеников и все это – заслуга внедрения цифровых технологий и сред в педагогическое образование.



Плюсы цифровизации образования:

Несомненно цифровизация образования имеет множество плюсов и именно поэтому в России, так же, как и во всем мире, пытаются развивать эту область.

Сегодня учеников сложнее заинтересовать лишь просто интересным живым рассказом, бумажным тестом, поскольку их жизнь состоит из постоянного использования различных гаджетов и интернета. Заинтересовать обучающихся с помощью красочных обучающих видеороликов, интересной образовательной среды и перспективы не носить тяжелый портфель с учебниками в школу.

Для родителя так же существуют плюсы цифровизации образования: становится легче отследить прогресс или же регресс ребенка по успеваемости.

Для педагогов становится легче подготавливать уроки, проходить аттестацию, связываться с учениками.

Минусы цифровизации образования:

Цифровизация образования в России не всегда выглядит настолько радужно, насколько об этом говорят, ведь цифровыми технологиями пользуются не роботы, а реальные люди.

Начнем мы с педагогов, задача которых состоит в компетентном использовании технологий. Использование технологий и сред в образовании не должно усложнять учебный процесс, а напротив, облегчать его.

Грамотный преподаватель должен обладать цифровой грамотностью, ведь с использованием цифровых технологий и сред гораздо легче донести тему до ученика, заинтересовать его и обеспечить его подготовку к жизни в условиях цифрового общества.

Образовательная система сегодня должна быть гибкой и адаптивной, обеспечивать максимально полное использование дидактического потенциала цифровых технологий. Педагог играет важнейшую роль в организации цифрового образовательного процесса.

Компетентный (в профессиональном образовании и обучении) преподаватель непременно должен обладать комплексом умений, знаний и опыта, которые являются необходимыми для успешного решения профессиональных задач.

Чтобы обладать соответствующими компетенциями в вопросах цифровой грамотности преподавателю следует освоить такую отрасль педагогики, как цифровая дидактика, то есть научится организовывать процесс обучения в цифровой образовательной среде.

Однако не стоит забывать и о главных пользователей цифровой образовательной среды – ученики. После пандемии коронавирусной инфекции стало понятно, что далеко не каждый ученик относится к удаленному обучению ответственно.

Использование современных цифровых технологий, само по себе, способно создать лишь ситуативную, краткосрочную мотивацию учения. Дети отходят от монитора во время урока, занимаются своим делами.

Можно поспорить и сказать, что можно потребовать от учеников включения веб-камер на протяжении всего занятия, но современные школьники нашли выход и из этой ситуации, например, они могут просто вместо реального изображения веб-камеры показывать повторяющуюся видеозапись со своим лицом.

А если же ученик не хочет отвечать устно, то может сделать вид будто у него пропала связь и включить популярный звук, в котором речь не передается достаточно четко, чтобы расслышать слова и может действительно возникнуть впечатление, что у ученика проблемы с подключением.

Но человеческий фактор в виде лени – это не единственная проблема полной цифровизации обучения. В цифровых условиях невозможно проделать некоторые практические опыты, которые должны проводится в рамках учебного процесса.

Также обозначается и проблема низкого качества технических ресурсов, обеспечивающих цифровой процесс, что снижает его педагогическую эффективность.

И наконец, один из самых очевидных минусов цифровизации образования, это негативные влияния цифровых технологий и средств на здоровье, функциональное и эмоционально-психологическое состояние человека.

В числе негативных результатов ненормированной работы с компьютером отмечаются:

-снижение зрения,

-различные признаки быстрой утомляемости,

-возникновение неврологических симптомов и др.

— риск деформации мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций

Также важно осознавать, что в большинстве своем оценка возможностей цифровой образовательной среды преувеличивается, поскольку недостаточно оценивают значимость человеческого фактора в образовательном процессе.
К каким результатом должна привести цифровизация образования?



Само собой цифровизация должна привести к:

— максимальному полному использованию потенциальных дидактических возможностей

— упрощению учебного процесса

— полноценную персонализацию образовательного процесса, основанную на построении индивидуальных образовательных траекторий и непрерывном персонализованном мониторинге учебных достижений обучающихся, их личностного и профессионального развития

–расширение возможностей для использования различных индивидуальных и командных форм организации учебной деятельности;

–вовлечение каждого обучающегося в активную деятельность на протяжении всего занятия, повышение темпа учебной деятельности, обеспечение рационального использования времени учебных занятий;

–поддержание устойчивой учебной мотивации у различных групп обучающихся на всех этапах образовательного процесса

Какова роль педагога в цифровизации образования?

Ранее уже было упомянуто об основных компетенциях, которыми должен обладать грамотный преподаватель. Но кем является учитель в цифровом образовательном процессе? На самом деле, довольно много кем.

— организатор и мотиватор учения, тренер, игротехник, специалист по проектной деятельности, разработчик образовательных траекторий, менеджер индивидуальных образовательных маршрутов (междисциплинарный тьютор)

— методист-разработчик сценария онлайн-курсов, метаметодист онлайн курсов, специалист по методической поддержке онлайн-курсов, сетевой педагог-куратор (куратор или администратор онлайн-плафтормы), разработчик сред для командной проектной работы, модератор социально-образовательных сетей, инструктор по Интернет-навигации, аналитик-корректор цифрового следа, веб-психолог

-оператор-монтажёр обучающих видеороликов, куратор контента, методист-архитектор цифровых средств обучения, разработчик образовательных платформ и цифровых сред, специалист по экспертизе электронных образовательных ресурсов

Также важно подчеркнуть, что педагог, обладающий определенными компетенциями в цифровых технологиях в образовании, обладает значительными преимуществами над теми преподавателями, которые придерживаются традиционной модели преподавания, и поэтому современному педагогу необходимо осознавать функции преподавателя в цифровой образовательной среде, если он хочет быть востребованным на рынке труда.

Сегодня все популярнее становится индивидуализация образования, которая легко осуществима с использованием цифровых технологий, именно поэтому преподаватель должен быть мультипрофессиональным и обладать множеством компетенций, связанных, в том числе и с цифровизацией образования.

Преподаватель в условиях цифровизации должен обладать некоторыми ведущими функциями:

– проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;

– организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;

– формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;

– управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала

Перспективы цифровизации образования в РФ:

— открытие современных онлайн-курсов по школьным предметам

— создание удобных образовательных сайтов

— полная цифровизация школьных учебников

— создание специализированных курсов для педагогов

— создание обучающих видеороликов

Заключение

Цифровизация образования в России внедряется в учебные заведения с каждым днем все больше и больше. Множество родителей и педагогов начали осознавать важность и удобство цифровых сред в обучении, которые помогут поднять уровень образования населения.