You are currently viewing Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет

Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет

В современном социуме одной из приоритетных задач является развитие и выявление творческого потенциала человека ещё с детских лет.

Подобное стремление вполне разумно, учитывая, что именно активное воображение сподвигло гениев и талантливых людей на величайшие открытия и достижения в той или иной области.

Наиболее интенсивное развитие воображения отмечается у детей в дошкольном возрасте.


Понятие воображения

Воображение – это увлекательный процесс создания в голове неких образов или картин. С воображением тесно связаны и другие процессы – память и мышление.

Чаще всего в сознании воссоздаются картины на основе уже существующих представлений.

Иногда образы носят вымышленный характер: в реальности нет ничего подобного – это лишь плод фантазии, игра воображения.

Путём воображения ребёнок пытается познать мир взрослых со всеми вытекающими сложностями.

Чтобы понять глубину человеческих взаимоотношений, ребёнок рисует в голове определённую ситуацию и погружается в неё, представляя себя на месте вымышленных героев.

Внутри фантазии он формирует собственный план действий: как бы он поступил, оказавшись в тех условиях.

Помимо воссоздания и фантазии, воображение также способно приобретать неуправляемый характер.

Существует такое выражение как «бурное воображение» — когда дети выдумывают истории, которые не поддаются никакой логике.

В данном случае фантазии невозможно «удержать», они безграничны, и неизвестно, к чему это может привести.



Принято считать, что воображение ребёнка намного богаче и увлекательнее, чем у взрослого.

Чтобы убедиться в этом, достаточно реализовать примитивный эксперимент: дать задание взрослому и ребёнку придумать какой-нибудь сюжет, историю или сказку.

Результат не заставит себя ждать. С поставленной задачей ребёнок справится намного быстрее и даже выдаст несколько безумных вариантов исхода событий.

Взрослому человеку понадобится время на то, чтобы придумать что-то стоящее.

Дети, в самом деле, способны создавать истории о каждой мелочи и по любому поводу.

Взрослые слишком загружены реальными проблемами, которые за них никто не решит. Им некогда по-настоящему погружаться в мир фантазий.

Эта уникальная способность дана лишь тем взрослым, чьё воображение активно развивалось различными способами ещё в дошкольном возрасте.

Главное отличие заключается в том, что дети искренне и до последнего верят в свои фантазии.

Если у взрослых есть чёткое понимание того, что реально, а что выдумка, то у детей нет границ.

Они искренне сопереживают, расстраиваются или радуются в воображаемых историях, как будто всё происходит на самом деле.

Ступени развития воображения у детей

Воображение развивается в несколько этапов, которые определяются возрастом ребёнка:

  1. У детей до трёх лет. На первых порах воображение находится в пассивном состоянии. В возрасте двух лет ребёнок начинает воспринимать изображения. Воображение работает, но в сознании ещё не создаются новые картинки. Уже во время игровой деятельности постепенно начинают развиваться творческие элементы.
  2. У детей от трёх до четырёх лет. На этом этапе у ребёнка появляется потребность и желание поиграть. Ребёнок сам тянется к играм, хочет выбирать игрушки, нуждается в поощрении взрослых, ожидает поддержки. Во время игрового процесса гибко меняет функции предметов, их названия. В основе воображения лежат пока ещё реальные вещи.
  3. У детей от четырёх до пяти лет. Ребёнок начинает погружаться в мечты о будущем. Начинают проявляться творческие способности в играх, в разговоре, например, когда ребёнок рассказывает что-то. Воображение приобретает интеллектуальный характер и выражается в деятельности ребёнка. Фантазии непроизвольные.
  4. У детей от шести до семи лет. Воображение отличается наибольшей активностью. Внутри зарождается определённый замысел, и ребёнок планирует, ищет способы, как его реализовать. Воображение приобретает самостоятельную форму.

Фантазии становятся произвольными, активно развиваются и проявляются в деятельности ребёнка, например, в рисунках или играх.

Методы развития воображения

Существует множество эффективных способов для развития активности воображения у детей:

  • Творческие занятия. Например, рисование или лепка. Можно поставить перед ребёнком задачу нарисовать на бумаге предмет, которого не существует; придумать и изобразить что-то необычное, например, дом; пофантазировать на тему будущего и нарисовать, как это будет выглядеть.

  • Сказки. Чтение сказок – старый добрый и весьма действенный способ расширить границы воображения ребёнка. Можно прочесть или рассказать сказку до определённого момента. Остановившись на самом интересном месте, предложить ребёнку вообразить, что будет дальше, продолжить историю.

  • Дидактические игры. Подобных игр очень много. Все они направлены на развитие воображения. Примером может послужить «игра в ассоциации», когда ребёнок ассоциирует себя с каким-нибудь животным или птицей и рассказывает, почему именной такой выбор был сделан. Можно на бумаге нарисовать фигуру или кляксу и предложить ребёнку дополнить рисунок.

  • Игры с песком. Возведение фигур из песка – отличный способ дать возможность ребёнку воплотить новоиспечённые образы.

Помимо всего прочего, прилавки детских магазинов регулярно пополняются новыми играми развивающего характера.

Заключение



Развитое воображение – неотъемлемая часть формирования ребёнка как личности; помогает находить самые неординарные решения сложных задач и ситуаций в жизни; залог успеха.

Фантазии обладают силой, способной изменить и в корне повлиять на будущее всего человечества.

Именно поэтому развитию воображения стоит уделить должное внимание ещё в дошкольном возрасте, когда этот процесс наиболее активен.

Игры – самый эффективный метод развития и выявления творческих способностей, который оценят и взрослые и дети.


Автор статьи: Юлия Кирпичева