You are currently viewing Будущих педагогов будут готовить по унифицированной программе – коллегия Минпросвещения одобрила проект соответствующих рекомендаций для ВУЗов

Будущих педагогов будут готовить по унифицированной программе – коллегия Минпросвещения одобрила проект соответствующих рекомендаций для ВУЗов

Введение. Краткая суть нововведений

Концепция, имеющая наименование “Ядро высшего педагогического образования”, является набором методических рекомендаций, которым надлежит следовать будущим преподавателям. В их основе лежат единые подходы как к содержанию, так и к структуре бакалаврских программ по педагогике.

Ещё летом текущего года состоялось первое заседание образовательной комиссии, которое было призвано решить вопросы, связанные с реализацией вышеупомянутой концепции. Членами комиссии стали представители педагогических ВУЗов, подведомственных Минпросвещению.

Принципы концепции:

  • повышение практической ориентированности подготовки;
  • модульное формирование учебных программ, призванных решить вопросы, связанные с преподавательской деятельностью;
  • создание условий, обеспечивающих вариативность в рамках программы в целом и модулей в частности.

Проще говоря, поскольку допускается вариативность, данные советы представляют собой примерную учебную программу, которую ВУЗы имеют возможность перестроить под нужды собственных студентов.

Также планируется добавить в образовательный процесс 24 программы предметно-методических модулей.

В конце ноября 2021 г. Минпросвещения одобрило проект, предусматривающий практическое воплощение концепции. Внедрение последней начнётся поэтапно в 2022 г.

Причины разработки новой концепции

Необходимость разработки концепции была высказана во время проведения специальной конференции, состоявшейся в середине ноября этого года. Заместитель министра просвещения Анастасия Зырянова заявила, что в настоящий период времени осуществляется формирование “ядра педагогического образования”.

По мнению чиновницы, оно представляет собой тот нужный минимум, который призван сформировать одинаковое качество подготовки выпускников по соответствующим специальностям.

Зырянова добавила, что не планируется введение совершенно одинаковых по своему содержанию учебных программ во всех ВУЗах России, однако, тем не менее, предусматривается установка разумных требований, которые будут должны соотнести предметную, а также практическую подготовки.

Иными словами, внедрение единых подходов осуществляется вследствие имеющейся необходимости унификации подготовки будущих преподавателей по всей территории страны.

Руководитель Минпросвещения Сергей Кравцов в период проведения заседания специальной комиссии в конце ноября 2021 г. заявил о нужде в создании определённых ориентиров по подготовке преподавателей, которые в дальнейшем могут быть использованы администрацией ВУЗов.

Такая мера должна помочь в формировании общего образовательного пространства, в т. ч. и в области педагогики.

На вышеупомянутом заседании свою позицию высказала и Мария Львова-Белова, которая недавно стала детским обмудсменом.

Она считает, что обязательной частью учебных программ, предусматривающих подготовку будущих преподавателей, следует сделать блок, посвящённый способам мотивирования представителей подрастающего поколения к приобретению знаний.

Что было ранее?

Кравцов ещё в начале лета 2021 г. заявил о наличии планов по внедрению инноваций в педагогическое образование. В то время он говорил о планируемом улучшении условий работы и учёбы в педагогических ВУЗах, а также о модернизации образовательных программ.

“Учитель будущего поколения России” – именно такое наименование носит новая программа.

С целью реализации её положений будет проведено обновление педагогических ВУЗов, которое включает в себя повышение квалификации преподавателями, а также усовершенствование программ по подготовке будущих работников образовательной сферы. На практическое воплощение этих целей в ближайшие пару лет выделено 10 млрд рублей.

По словам главы Минпросвещения, в 2021 г. уже выделена половина вышеназванной суммы. В ближайшее время предусмотрено открытие технопарков для студентов, молодых преподавателей, а также учащихся школ.

В 2021 г. в пределах каждого педагогического университета федерального уровня должны появиться филиалы общества “Знание”. Всего запланировано открытие 33 таких центров.

Кравцов полагает, что важным на пути к успеху в реализации программы является тесное взаимодействие с администрациями педагогических ВУЗов.

По словам чиновника, происходит постоянное обновление учебных программ. Он добавил, что в настоящее время открыто уже 600 профильных педагогических классов. Министр просвещения также говорил о планируемом проведении в следующем учебном году подробного анализа текущего состояния дел в тех школах, в которых действуют профильные классы.

Помимо вышесказанного, под контролем чиновников находятся все строительно-ремонтные работы по обновлению инфраструктуры университетских сооружений.

Главными направлениями текущей деятельности являются:

  • осуществление визитов в педагогические учебные заведения;
  • предоставление консультаций ВУЗам-участникам программы;
  • информационное, а также аналитическое сопровождения проектных мероприятий;
  • наблюдение за ходом их реализации.

Что включает в себя концепция “Ядро высшего педагогического образования?”

Сейчас университеты на самостоятельной основе определяют содержание учебных программ, а также то, какие именно образовательные технологии следует использовать.

Это привело к тому, что в нашей стране сегодня отсутствуют единые подходы по подготовке преподавательского состава. Автономность ВУЗов имеет негативный “побочный эффект” – сформировался существенный разрыв между учебными программами школ и университетов / академий / институтов.

По задумке создателей, реализация вышеупомянутой концепции должна обеспечить единство при образовании различных компетенций будущих учителей и преемственность их формирования (от педагогического колледжа до магистратуры).

В настоящий период времени в России действуют 462 базовые школы, которые ведут активное сотрудничество. Специалисты Минпросвещения предлагают расширить уже существующую сеть базовых школ, а также внедрить в них современные технологии и методики обучения.

По мнению вышеупомянутых экспертов, именно они должны почувствовать на себе практическое использование инноваций, которые повысят качество отечественного образования и в дальнейшем будут применены на территории иных учебных заведений.

Новая концепция предусматривает возрождение факультетов, в пределах которых будет осуществляться подготовка по дополнительным педагогическим специальностям. Нововведение позволит расширить стартовые возможности выпускников соответствующих ВУЗов в начале их профессиональной карьеры.

Кроме того, в рамках реализации концепции планируется создание 10 “кванториумов” (мест получения дополнительного образования) до окончания текущего года. На эти цели из федерального бюджета выделено 1,36 млрд рублей.

Запланировано открытие к 2024 г. 5000 психолого-педагогических классов по всей стране. Для практического воплощения этой задумки в различные регионы России были направлены методические рекомендации.

Заключение

Поскольку время не стоит на месте, многие образовательные программы, ещё недавно считавшиеся прорывными, сегодня воспринимаются безнадёжно устаревшими.

Инициатива Минпросвещения по внедрению концепции “Ядро высшего педагогического образования” должна привести к существенному обновлению соответствующих учебных программ.

Согласно задумке её создателей, она должна сделать приобретение знаний студентами и ведение работы преподавателями более доступными и продуктивными. Отдельные положения программы реализуются уже сейчас, и на это выделена внушительная сумма из федерального бюджета.

Главное не переусердствовать в этом направлении и не лишить каждое высшее учебное заведение как индивидуальности, так и автономности.


Автор статьи: Сергей Потапов