You are currently viewing Онлайн-обучение: почему легко начать, сложно закончить и что с этим делать

Онлайн-обучение: почему легко начать, сложно закончить и что с этим делать

Попробуем разобраться, почему многие начинают проходить онлайн-курсы, но так и не завершают обучение. И что сделать, чтобы завершить начатое.

Сколько раз мы начинали проходить какой-нибудь онлайн-курс и бросали на середине? И от друзей тоже постоянно слышим про несколько начатых, но так и не законченных курсов. Почему так легко начать учиться удалённо и так сложно закончить? И как всё же довести процесс до конца? Попробуем разобраться.

Почему начать учиться очень легко

Примета нашего времени — подход life-long learning, непрерывное образование. Онлайн-обучение даёт для этого много возможностей.

Вы можете учиться у лучших. Где ещё, если не в онлайне, можно за доступную цену пообщаться с лидерами индустрий, научиться у них, задать им вопросы? К тому же такое образование максимально персонализированное: вы сами можете выбрать набор дисциплин, проекты и преподавателей, с которыми хотите работать.

Огромное преимущество в том, что вам не нужно:

  • отпрашиваться с работы, чтобы успеть на занятия;
  • брать отпуски на сессию;
  • рано вставать ради учёбы или жертвовать выходными;
  • тратить время на сборы и дорогу;
  • толкаться в душных аудиториях.

Ещё дистанционка — рай для интровертов, позволяющий избежать ненужных контактов. С одногруппниками вы общаетесь только по учебной теме и сами управляете объёмом этой коммуникации.

Другой несомненный плюс — возможность получить действительно востребованную профессию и, что важно, актуальные компетенции в ней. В большинстве университетов всё ещё не учат на SMM-маркетологов и тестировщиков, а на дистанционке можно получить полезные, практически применимые знания за короткий срок.

Однако при всех этих достоинствах многие не заканчивают онлайн-курс. Почему же это происходит?

Из-за чего окончить учёбу так сложно

 Выделим три основные ошибки, мешающие людям закончить выбранный курс.

Хвататься сразу за всё

Первая и самая распространённая — брать на себя слишком много.

В наше время есть некий культ продуктивности. Ленты соцсетей пестрят богатыми и знаменитыми, которые к 9 утра уже пробежали марафон, приготовили смузи из зелёной гречки для себя и пары бездомных и бегут на урок китайского языка, заканчивая просматривать вебинар по машинному обучению.

Конечно, любой человек будет чувствовать себя ленивым и пассивным на фоне этого продуктивного безумия. В итоге мы хотим соответствовать такому идеалу и стремимся начать учиться как можно большему. Но, получив курс, часто понимаем, что на него нет ни времени, ни ресурсов, ни мотивации.

Многие принимают решение пройти курс, не видя перед собой чёткой цели и не понимая, какой результат они хотят получить. Например, начинают обучение, так как на него была скидка, или за компанию с другом, или потому что модно. В таком случае сложно ожидать успеха: у вас ничего не изменится, если курс не будет пройден, а тогда нет и мотива его проходить.

Опасная иллюзия дистанционного обучения: кажется, что оно практически не занимает времени, хотя на самом деле занимает, и ещё как. И добавив к работе, дому, семье, друзьям, хобби, спорту ещё и учебный курс, мы вдруг понимаем, что в сутки это всё не помещается и придётся от чего-то отказываться. Чаще всего это будет именно курс — особенно если он выбран без особой мотивации на результат.

Несоответствие ожиданий и реальности

Вторая причина — несоответствие ожиданий и реальности.

Рассчитывали с первых уроков получать лайфхаки и уникальные «фишки», а курс начинается с базовой теории для новичков?

Думали, что через пару недель занятий сможете найти работу и брать классные проекты, а оказалось, что для этого надо пройти весь курс и ещё немало попрактиковаться?

Казалось, что достаточно на повышенной скорости бегло просмотреть уроки и это магическим образом превратит вас в специалиста, а вышло так, что на учёбу надо потратить много времени и сил?

Такие несовпадения демотивируют и приводят к отказу от обучения.

Неправильное распределение ресурсов

Третья проблема, из-за которой люди бросают учёбу, — неправильное распределение ресурсов. Дистанционное образование — марафон, а не спринт. В самом начале у вас будут гореть глаза, и несколько недель вы будете с нетерпением ждать новых уроков. Однако после — по совершенно естественным причинам — мотивация падает, интерес уменьшается, появляется соблазн всё бросить или расслабиться и увлечься чем-то новым.

Как стартовать в онлайн-обучении правильно

Главное, не берите на себя слишком много. Не идите учиться из-за скидки или потому что «ученье — свет». Чётко определите свои цели. Почему вы хотите учиться? Что вы от этого получите? Как это поможет вам больше зарабатывать или испытывать меньше стресса?

Когда определились, зачем и чему хотите учиться, убедитесь, что у вас есть на это ресурс. Если у вас на работе намечается крупный проект или в семье вот-вот будет пополнение, возможно, стоит отложить обучение.

Выбирайте удобный для себя формат обучения. Кому-то проще тратить на прохождение курса 10 минут, но каждый день, кому-то — засесть сразу на три часа, но только два раза в неделю. Одни студенты любят учиться, не вставая с кровати; другим проще пойти в кафе или коворкинг. Сделайте процесс максимально приятным и продуктивным именно для себя.

Лучше сразу составьте расписание — будет намного проще учиться, если заранее внести в календарь время на просмотр лекций и выполнение домашних заданий. Помните, что часто на курсе предлагаются дополнительные материалы: книги, фильмы, статьи. Планируйте ресурсы с запасом.

Принимайте решение по курсу осознанно. Нужно проверить, сможет ли программа оправдать ваши ожидания. Узнайте все подробности до оплаты и старта:

  • посмотрите промо от спикера;
  • выясните перечень тем, способы связи с группой и преподавателем;
  • изучите отзывы, карьерные возможности, время, которое рекомендуется тратить на обучение.

Когда начали — не сдавайтесь, берите от курса максимум и идите до конца. Не пренебрегайте дополнительными материалами и возможностями: читайте книги, смотрите фильмы, задавайте вопросы экспертам.

Общайтесь: обязательно познакомьтесь с группой, вступите в чаты и сообщества, участвуйте в митапах с экспертами. Посоветуйтесь с преподавателями, где можно найти подходящее комьюнити, которое даст возможности для качественного нетворкинга и поможет всегда быть в курсе последних новостей. Попробуйте найти практикующего наставника или ментора.

Как можно раньше начинайте практиковаться. Как правило, дистанционное обучение нацелено на приобретение практических навыков. Пользуйтесь этим, попробуйте сразу найти проект, на котором можно тренироваться. Если вы обучаетесь в той же сфере, что и работаете, сделать это будет максимально легко. Если осваиваете что-то новое — поспрашивайте о возможных проектах у друзей, коллег или одногруппников.

Что делать, если вы уже в огне

Вы читаете эту статью, а за спиной уже несколько непросмотренных вебинаров и просроченные домашние задания? Вот небольшой план действий, который поможет быстрее наверстать упущенное:

  • Перестаньте себя винить. Вы не в школе, и на второй год вас не оставят. Взрослый человек имеет право бросить начатое и не испытывать мук совести. Трезво оцените, нужно ли продолжать. Если вы поняли, что курс не подходит, — не нужно мучиться, однозначно решите, что проходить его не будете. Расслабьтесь и проведите время с удовольствием.
  • Сделайте маленький шаг, если вы всё-таки решили продолжать. Не следите за тем, насколько вы отстали от группы, не оценивайте масштаб катастрофы, просто начните прямо сейчас. Сделайте то, что вам по силам, то, что можете. И так по чуть-чуть вы начнёте догонять.
  • Найдите поддержку. Поговорите с кем-то из близких — возможно, вы начнёте учиться вместе. Можно приходить в парк или кафе и сидеть напротив друг друга каждый со своим ноутбуком. Во времена коронавируса такую встречу можно организовать и в Zoom.

Успехов вам, и пусть все цели реализуются!