Бывает, что человек не доводит дела до конца. Начал изучать английский, но бросил. Захотел заняться велоспортом, но дальше пары поездок дело не пошло. Решил поехать отдыхать в другую страну и начал читать обзоры путешественников, но в итоге остался дома.
Как мифический персонаж Сизиф не может закатить камень на гору, так и люди иногда топчутся на месте, при этом обижаясь на невыполнимую задачу, обстоятельства и окружающих, а потом разочаровываются в себе.
Есть разные теории, которые объясняют, почему это происходит. Одну из них предложил американский психолог и психиатр Эрик Берн. Разбираем, как с помощью теории Берна научиться доводить дела до конца.
Из статьи вы узнаете:
- почему люди бросают начатое и всегда ли это плохо;
- как родители приучают ребёнка не завершать начатое;
- существует ли боязнь успеха;
- как научиться доводить дела до логического завершения.
Почему люди бросают дела, не заканчивая их
Эрик Берн считал, что дело в жизненном сценарии. Его формируют родители, а потом сценарий хранится в подсознании и руководит действиями человека. Берн пришёл к такому выводу во время работы над транзактным анализом в 1960–1970 годах. Он подробно описал теорию сценариев в книге «What Do You Say After You Say Hello?».
Согласно теории, сценарии ребёнку могут предложить не только родители, но и общество. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка.
Ситуация, когда человек не доводит дела до конца, — один из самых распространённых негативных сценариев по Берну. Его называют «Сизиф». У этого сценария есть пять вариантов, когда человек:
- бросает всё, за что берётся, практически сразу;
- бросает начатое на половине пути;
- бросает начатое в тот момент, когда уже близок к завершению;
- доводит дело до конца, но вместо развития результата начинает что-то другое;
- доводит дело до конца, некоторое время пользуется результатом, но всё равно бросает его и берётся за новое.
Человек поступает в университет, заканчивает учёбу, получает диплом и ни дня не работает по профессии. Или работает по специальности пару лет, а потом разочаровывается в ней и переключается на другой вид деятельности. Это — четвёртая и пятая вариации «Сизифа».
Люди не всегда бросают дела из-за «Сизифа». Многие дела неплохо начинать с теста. Попробовать новое занятие, чтобы понять, нравится оно вам или нет, — это нормально.
Как формируется сценарий «Сизиф»
Берн считал, что сценарий формируется, когда родители регулярно обрывают деятельность ребёнка и не дают ему завершить начатое.
Представьте, что ребёнок погружён в игру. Он строит из кубиков дом и хочет достроить его до конца. Но посреди процесса появляется строгая мама. Она требует немедленно бросить всё и заняться чем-то другим — пойти поесть или убраться в комнате. Протест и желание закончить игру раздражают её и приводят в гнев.
Так происходит не раз и не два. В голове у ребёнка формируется цепочка заключений: чтобы мама любила и была довольна, нужно бросать все свои дела и подчиняться.
Ещё одна иллюстрация. Ребёнок учится сам себя обслуживать, пытается завязать шнурки и застегнуть пуговицы. Делает это неумело и долго. Мама снова сердится на его медлительность и опять не позволяет завершать начатое. Она завязывает и застёгивает всё сама.
Потом мама принимает за ребёнка все важные решения. Она отменяет его кружки и секции, если видит, что он плохо занимается или чего-то не успевает. Снова и снова действия ребёнка остаются незавершёнными и безрезультатными. Постепенно формируется бессознательный сценарий.
Берн предполагал, что иногда достаточно одного эмоционально окрашенного эпизода, чтобы у ребёнка сформировался сценарий «Сизиф».
Почему действия родителей так важны? Ребёнок зависит от взрослых. У него ещё не развито критическое мышление, поэтому он не может правильно оценить их действия.
Ребёнок не понимает причин, но из-за реакции взрослых чувствует, что доводить то, чем он занимается, до конечного результата — значит злить их.
Любовь мамы — это условие для выживания, а её недовольство — угроза жизни. Бессознательное здесь решает главную биологическую задачу — выжить любым способом. А затем всю последующую жизнь отыгрывает сценарий «Сизиф».
Какой вариант сценария раскроется, зависит от обстоятельств. Дело не в отсутствии самодисциплины и мотивации: у человека, живущего по сценарию «Сизиф», может быть и то, и другое.
Но бессознательное либо отключает их, либо запускает мощное внутреннее сопротивление. Чтобы преодолеть его, человеку нужно колоссальное количество энергии. Результат — усталость, бессилие, опустошённость и апатия.
Почти всегда родители, которые сформировали у ребёнка сценарий «Сизиф», сами отыгрывают сценарий неуспешного человека. Берн утверждал: когда такие родители разговаривают с ребёнком, контекст их слов противоречит тексту.
На словах родители добиваются того, чтобы ребёнок был успешным. Но подлинный, неосознанный смысл их действий — другой. Родители стремятся к тому, чтобы ребёнок не превзошёл их самих. Ребёнок бессознательно фиксирует это и принимает решение не быть успешным, чтобы мама и папа не перестали любить.
Есть ещё один механизм, формирующий сценарий «Сизиф», — это бессознательный страх успеха. Иногда страх достижений намного сильнее желания что-либо сделать — и поэтому человек решает не делать ничего.
Берн уточнял, что почти всегда в «Сизифе» есть перфекционизм. Ничто так не способствует укреплению сценария, как убеждённость в том, что работа должна быть сделана идеально.
Не получается идеально — значит, надо бросить или вообще не начинать. А поскольку совершенству не бывает предела, всегда будет к чему придраться.
Как научиться доводить начатое до завершения
Эрик Берн считал — выйти из сценария «Сизиф» могут помочь три вещи: работа с психологом, разрешения себе и ритуалы.
Работа с психологом или психотерапевтом развивает психологическую грамотность и добавляет осознанности. Можно пройти терапию в групповом или индивидуальном формате: специалист поможет принять сценарий и выйти из него. Так можно научиться доводить дела до конца.
Разрешение себе помогает осознанно действовать по новому сценарию, а не погружаться в старый. Разрешите себе:
Завершать дела. Помните, что незавершённое дело считается неначатым.
Отдыхать. Делайте творческие паузы и отдыхайте, когда возникает кризис. Возьмите на вооружение принцип Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра».
Быть успешным. Родителям стоит говорить детям: «Я разрешаю тебе быть успешным, разрешаю тебе быть богатым, разрешаю тебе быть счастливым». Если таких разрешений в детстве не звучало, скорректируйте бессознательное и дайте разрешение самому себе. Скажите: «Я разрешаю себе быть успешным и богатым. Я больше не боюсь, что родители перестанут меня любить, если я стану успешным человеком».
Делать что-то неидеально. Будет достаточно приемлемого уровня качества. Старайтесь выполнять идеально и для своего удовольствия только некоторые задачи в исключительных случаях. Отдавайте себе отчёт в том, что идеал недостижим. Чем проще и понятнее установка, тем быстрее она войдёт в бессознательное. Поэтому полезно взять на вооружение такой принцип: «Немножко — это лучше, чем ничего».
Делать что-то последовательно. Учитесь есть слона по частям: составлять планы и совершать маленькие шаги в направлении цели. В этом поможет разрешение делать только одно дело в единицу времени — например, уделить час английскому языку и не отвлекаться ни на что больше.
Ритуалы, помогающие завершить начатое, тоже способствуют изменению сценария. Например, можно что-нибудь на себя надеть и не снимать, пока дело не будет закончено. Либо всегда отмечать завершённое действие — праздновать и хвалить себя за любые проекты, даже если они незначительные.
К ритуалам можно добавить аффирмации, то есть положительные суждения. Осознайте негативные установки вроде «я не справлюсь» и переформулируйте их в позитивные вроде «у меня всё получится». Запишите аффирмации на листок и повесьте на видное место, например на холодильник, и каждый день читайте их вслух.
По материалам Skillbox