You are currently viewing Современная система образования в России

Современная система образования в России

Что такое образование и какую роль оно выполняет в жизни абсолютно каждого человека?

Для того, чтобы лучше разобраться в современной системе образования обратимся к теории. Итак, образование-система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности.


Современные системы образования в любой стране призваны реализовывать главные задачи социально-экономического и культурного развития общества, ведь такие социальные институты, как школы, ВУЗы, готовят молодого человека к активной и грамотной деятельности в разных сферах жизни и общества, таких как: экономика, культура, политика. Поэтому роль школы в образовании каждого современного человека очень важна. Так, согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного образования, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

Система образования в России со времен распада СССР понесла множество изменений, однако все еще находится в стадии формирования.

В настоящее время многие люди очень часто критикуют стороны учебного процесса в школах и ВУЗах (например, плюсы и минусы ЕГЭ), но не надо забывать о том, что все познается в сравнении. В данной статье попытаемся выяснить, есть ли плюсы у современной системы образования в России.


Итак, структура современной системы образования многое наследовала еще со времен Советского Союза. Каждый ребенок, вступая в эту систему, должен пройти несколько этапов:

  1. Детские сады или другие частные дошкольные заведения.
  2. Начальная школа (1-4 классы).
  3. Средняя школа (5-9 классы).
  4. Высшая школа (10-11 классы).
  5. Средние профессиональные или высшие учебные заведения.
  6. Послевузовское образование (курсы повышения квалификации, аспирантура и т. д).

Сами учреждения, входящие в эти 6 звеньев, бывают 3 типов:

  1. Государственные.
  2. Муниципальные.
  3. Частные.

В настоящее время получение образования в школе проходит в соответствии с ФГОС (единым государственным стандартом). Однако современные учебные заведения сочетают в себе несколько типов обучения, таких как:

  1. Государственное.
  2. Самообразование.
  3. Дополнительное.

Также изменились и формы изучения материала. Они стали более гибкими и удобными для каждого человека:

  1. В стенах учебного заведения (очная, заочная, очно-заочная).
  2. Внутрисемейное, самообразование.
  3. Экстернат.

Последнее введение, которое позволяет получение домашнего образования, а также сдача предметов экстерном,- очень большой плюс. Они позволяют детям с хроническими заболеваниями обучаться по общей программе в комфортных для них условиях, а достаточно сильным ученикам продвигаться вперед быстрее других.

Но это не единственный плюс современной системы образования в России. В настоящее время образование включает в себя не только получение знаний, но и предоставление возможности применить это все на практике.

Если выпускник времен СССР мог похвастаться широкими теоретическими знаниями по изучаемым предметам, то современный подросток еще со школы окунается в практику благодаря новой системе образования и различным учреждениям внешкольного образования.

О вопросах профессиональной ориентации школьники и их родители могут всерьез задуматься уже с 7 класса, когда специализированные центры проводят тематические занятия. Внеклассные мероприятия, благодаря которым дети решают реальные жизненные вопросы современности, помогают искать применение полученных знаний и приобретать важный жизненный опыт.

Во время обучения в ВУЗах студенты параллельно могут работать, учась применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Технический прогресс с большой скоростью входит в систему современного образования в России, и в этом моменте есть множество плюсов:

  1. Интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материалов для обучения в интернете делают процесс учебы более ярким, разнообразным, а также более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала.
  2. Использование электронных дневников, с помощью которых родители постоянно могут контролировать оценки своих детей и иметь быструю прямую связь с учителем.
  3. Участие школьников в различных олимпиадах, онлайн конкурсах, не выходя из дома.
  4. Возможность получения образования заочно по интернету.

Но российская система образования хороша не только тем, что идет в ногу со временем и постоянно технически развивается, но и тем, что главной задачей остается получение живого общения преподавателя с учениками, студентами, в процессе которого учитель передает свой жизненный опыт, моральные установки и качества, которые в будущем положительно повлияют на детей. Так же учитель вдохновляет ребенка на самостоятельное познание мира.

В своем «Письме к учителю сына» Авраам Линкольн просил: «Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма».

Сохранение единой современной образовательной системы в России, пусть и не во всем совершенной, определяет равные требования к педагогам, заставляет получать всесторонние знания, развивать логическое и творческое мышление. Благодаря обязательному изучению грамматики родного языка, литературы, физики, математики и других предметов ученики могут смотреть на мир с разных точек зрения, позже объединить их в единое представление о мире.

Классные дежурства, выполнение общественных поручений – также являются стороной современной образовательной системы в России. Ведь благодаря именно такой практике подростки не вырастают индивидуалистами, а очень четко осознают, что они являются частью жизни общества, и определенную часть своего времени и сил можно и нужно тратить на других людей во благо всему обществу в целом.

Сегодня принято критиковать единый государственный экзамен, который ввели под влиянием западной образовательной системы. Многие влиятельные педагоги утверждают, что подготовка к ЕГЭ ведет к обесцениванию устных ответов, определенному натаскиванию, а плохие оценки, полученные в процессе экзаменов, приводят к глубоким стрессам у школьников, что впоследствии негативно сказывается на психике ребенка.

Однако современное правительство в настоящее время не готово отказываться от единого государственного экзамена, ведь оно позволяет достаточно успешно бороться с коррупцией в сфере образования, а достойную альтернативу ему пока что не придумали.

Современную систему образования в России, бесспорно, нельзя назвать совершенной. В ней есть множество как крупных, так и мелких недостатков, над которыми необходимо очень тщательно поработать. Ниже представлены некоторые из них:

  1. Ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах.
  2. Низкая значимость золотой медали, что снижает мотивацию к учебе.
  3. Отсутствие синхронизации знаний по изучаемым предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира.
  4. Отсутствие таких предметов, которые направляют на воспитание подростков как будущих жен и мужей, родителей.
  5. Большая загруженность детей, в результате чего они теряют интерес к учебе, у них мало свободного времени для занятий хобби, полноценного живого общения с родителями, сверстниками.

Недостатки в разработке современной системы образования в России можно называть долго. Но родители и педагоги должны запомнить одно: в любых условиях огромную роль играет не только обучение ребенка, но и воспитание в нем моральных человеческих качеств. Ведь так необходимо вырастить волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир намного лучше! Зная недочеты, мы обязаны обращать на них внимание и стараться восполнять их личным участием в жизни каждого ребенка.