14 июля 2021 года Минобрнауки опубликовало документ «Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования».
Стратегия была разработана с целью достичь «цифровой зрелости» основных экономических отраслей и общественной сферы по указу Президента РФ.
Для чего необходима Стратегия
В 2019 году ВЦИОМ опубликовал результаты опроса и выяснил, что 51% молодежи 18-24 лет и 43% молодых людей в возрасте 25-34 лет желают, чтобы их близкие учились в иностранных вузах.
Это говорит о том, что россияне не верят в качество и востребованность образования в российских вузах. Так, только 32% граждан РФ считают, что научные исследования – перспективная сфера деятельности.
Что касается граждан иностранных государств, то большинство из них считают профессию ученого достаточно востребованной.
Помимо этого, опросы показали, что граждане РФ положительно относятся к НТП, однако имеют смутное представление о достижениях науки и техники.
В результате правительством были поставлены такие задачи:
- повысить удовлетворение общества результатами деятельности научной и образовательной системы;
- обеспечить соответствие данных систем современной цифровизации – тенденции, которая наблюдается сегодня во всем мире.
Цифровая трансформация предполагает развитие цифровых сервисов, улучшение инфраструктуры, а также управление данными и способностями людей, занятых в сфере науки и образования.
Актуальность развития образовательных онлайн-сервисов в последние годы возросла во всем мире, в том числе и в России.
Так, в 2020-2021 годах рынок онлайн-образования вырос на 30-35%, по сравнению с предыдущими годами. Аналитики Skillbox выделили главные проблемы на рынке онлайн-образования РФ.
- Например, наличие образовательных сервисов от крупных компаний – Сбера (СберКласс, СберУниверситет), Mail.ru Group (Учи.ру, Skillbox, Geekbrains) и т. д. – создает трудности для компаний, не входящих в их состав. Крупные же игроки имеют много ресурсов для привлечения опытных преподавателей, что ведет к монополизации рынка и кадровому недостатку.
- Другая проблема – отсутствие единых стандартов образовательных услуг на указанных платформах, что становится причиной разного объема знаний и навыков у студентов, обучающихся в разных онлайн-школах.
Правительство РФ создало автоматизированный сервис аналитики в виде подсистемы портала online.edu.ru, который оптимизирует контент под разные группы студентов и повышает эффективность обучения.
Другой сервис «Поступление в вуз онлайн» позволяет вузам принимать документы через интернет: с 2022 года система будет действовать по всей России.
Несмотря на все это, в России до сих пор много проблем в области цифровой образовательной инфраструктуры.
Множество учителей не используют средства дистанционного обучения, в школах отсутствует отечественное ПО, компьютеры и современная техника, наблюдается низкий уровень информационной безопасности.
Для преодоления этих и многих других проблем и была разработана рассматриваемая Стратегия.
Проекты Стратегии
Стратегия включает в себя 7 проектов.
«Датахаб»
Проект позволяет внедрить возможности продвинутой аналитики, включая машинное обучение, чтобы оптимизировать управление и принятие решений.
«Архитектура цифровой трансформации»
Проект обеспечивает всесторонний подход цифровой трансформации, а также сопровождение по вопросам методики, координации, информации в сфере высшего образования и науки.
Тем самым достигается автоматический мониторинг текущего состояния цифровой зрелости высшего образования, формирование отчетных дашбордов для руководства вузов и Минобрнауки РФ, предоставление доступа общества к публичной части паспорта.
«Цифровой университет»
Цель проекта – разрабатывать и развивать онлайн-сервисы в сфере науки и вузовского образования, охватывающие бизнес-процессы вузов.
Планируется разработка единой экосистемы услуг и сервисов для лиц, занятых в образовательном процессе, внедрение технологий цифрового портфолио и персональных образовательных траекторий, организация сетевого взаимодействия.
«Единая сервисная платформа науки»
Проект направлен на разработку и развитие единой экосистемы сервисов, что позволит проводить исследования и разработки, снизить расходы на издержки, создать единую биржу исследований и инфраструктуры.
Разрозненные информационные системы научных организаций будут объединены.
Также данные организации получат необходимую инфраструктуру для исследований. Представители научного сообщества будут более активно участвовать в исследовательской деятельности.
Предполагается разработка единой сервисной платформы науки с функциями «виртуального ассистента ученого».
«Маркетплейс ПО и оборудования»
Проект нацелен на разработку единой среды для сотрудничества школ и вузов с производителями оборудования и ПО.
Будут разработаны инструменты отслеживания уровня цифровизации образовательных учреждений, соответствия оборудования требованиям современности.
Это необходимо для улучшения имеющейся инфраструктуры, а также для обеспечения технологическим оборудованием отдаленные регионы страны.
Планируется обновить оборудование и ПО на балансе образовательных учреждений, сделать предоставляемые услуги качественными и доступными, обеспечить удобное взаимодействие между образовательными учреждениями и предпринимателями для эффективного рабочего процесса.
«Цифровое образование»
Проект нацелен на развитие цифровых компетенций у учащихся, преподавателей и научных сотрудников.
Будет разработана профессиональная команда управления процессом цифровой трансформации. Это обеспечит высокое качество образовательных услуг и образования.
«Сервис хаб»
Это единая сервисная система для цифровой трансформации бизнес-процессов Минобрнауки РФ и высшего образования в РФ.
Благодаря данной системе будут обеспечены гибкие настройки и управление бизнес-процессами учреждения вне зависимости от того, каково направление его деятельности или какому ведомству оно подчинено.