You are currently viewing Стратегия цифровой трансформации

Стратегия цифровой трансформации

14 июля 2021 года Минобрнауки опубликовало документ «Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования».

Стратегия была разработана с целью достичь «цифровой зрелости» основных экономических отраслей и общественной сферы по указу Президента РФ.


Для чего необходима Стратегия

В 2019 году ВЦИОМ опубликовал результаты опроса и выяснил, что 51% молодежи 18-24 лет и 43% молодых людей в возрасте 25-34 лет желают, чтобы их близкие учились в иностранных вузах.

Это говорит о том, что россияне не верят в качество и востребованность образования в российских вузах. Так, только 32% граждан РФ считают, что научные исследования – перспективная сфера деятельности.

Что касается граждан иностранных государств, то большинство из них считают профессию ученого достаточно востребованной.

Помимо этого, опросы показали, что граждане РФ положительно относятся к НТП, однако имеют смутное представление о достижениях науки и техники.

В результате правительством были поставлены такие задачи:

  • повысить удовлетворение общества результатами деятельности научной и образовательной системы;
  • обеспечить соответствие данных систем современной цифровизации – тенденции, которая наблюдается сегодня во всем мире.

Цифровая трансформация предполагает развитие цифровых сервисов, улучшение инфраструктуры, а также управление данными и способностями людей, занятых в сфере науки и образования.

Актуальность развития образовательных онлайн-сервисов в последние годы возросла во всем мире, в том числе и в России.

Так, в 2020-2021 годах рынок онлайн-образования вырос на 30-35%, по сравнению с предыдущими годами. Аналитики Skillbox выделили главные проблемы на рынке онлайн-образования РФ.

  • Например, наличие образовательных сервисов от крупных компаний – Сбера (СберКласс, СберУниверситет), Mail.ru Group (Учи.ру, Skillbox, Geekbrains) и т. д. – создает трудности для компаний, не входящих в их состав. Крупные же игроки имеют много ресурсов для привлечения опытных преподавателей, что ведет к монополизации рынка и кадровому недостатку.

  • Другая проблема – отсутствие единых стандартов образовательных услуг на указанных платформах, что становится причиной разного объема знаний и навыков у студентов, обучающихся в разных онлайн-школах.

Правительство РФ создало автоматизированный сервис аналитики в виде подсистемы портала online.edu.ru, который оптимизирует контент под разные группы студентов и повышает эффективность обучения.

Другой сервис «Поступление в вуз онлайн» позволяет вузам принимать документы через интернет: с 2022 года система будет действовать по всей России.

Несмотря на все это, в России до сих пор много проблем в области цифровой образовательной инфраструктуры.

Множество учителей не используют средства дистанционного обучения, в школах отсутствует отечественное ПО, компьютеры и современная техника, наблюдается низкий уровень информационной безопасности.

Для преодоления этих и многих других проблем и была разработана рассматриваемая Стратегия.

Проекты Стратегии

Стратегия включает в себя 7 проектов.

«Датахаб»

Проект позволяет внедрить возможности продвинутой аналитики, включая машинное обучение, чтобы оптимизировать управление и принятие решений.

«Архитектура цифровой трансформации»

Проект обеспечивает всесторонний подход цифровой трансформации, а также сопровождение по вопросам методики, координации, информации в сфере высшего образования и науки.

Тем самым достигается автоматический мониторинг текущего состояния цифровой зрелости высшего образования, формирование отчетных дашбордов для руководства вузов и Минобрнауки РФ, предоставление доступа общества к публичной части паспорта.

«Цифровой университет»

Цель проекта – разрабатывать и развивать онлайн-сервисы в сфере науки и вузовского образования, охватывающие бизнес-процессы вузов.

Планируется разработка единой экосистемы услуг и сервисов для лиц, занятых в образовательном процессе, внедрение технологий цифрового портфолио и персональных образовательных траекторий, организация сетевого взаимодействия.

«Единая сервисная платформа науки»

Проект направлен на разработку и развитие единой экосистемы сервисов, что позволит проводить исследования и разработки, снизить расходы на издержки, создать единую биржу исследований и инфраструктуры.

Разрозненные информационные системы научных организаций будут объединены.

Также данные организации получат необходимую инфраструктуру для исследований. Представители научного сообщества будут более активно участвовать в исследовательской деятельности.

Предполагается разработка единой сервисной платформы науки с функциями «виртуального ассистента ученого».

«Маркетплейс ПО и оборудования»

Проект нацелен на разработку единой среды для сотрудничества школ и вузов с производителями оборудования и ПО.

Будут разработаны инструменты отслеживания уровня цифровизации образовательных учреждений, соответствия оборудования требованиям современности.

Это необходимо для улучшения имеющейся инфраструктуры, а также для обеспечения технологическим оборудованием отдаленные регионы страны.

Планируется обновить оборудование и ПО на балансе образовательных учреждений, сделать предоставляемые услуги качественными и доступными, обеспечить удобное взаимодействие между образовательными учреждениями и предпринимателями для эффективного рабочего процесса.

«Цифровое образование»

Проект нацелен на развитие цифровых компетенций у учащихся, преподавателей и научных сотрудников.

Будет разработана профессиональная команда управления процессом цифровой трансформации. Это обеспечит высокое качество образовательных услуг и образования.

«Сервис хаб»

Это единая сервисная система для цифровой трансформации бизнес-процессов Минобрнауки РФ и высшего образования в РФ.

Благодаря данной системе будут обеспечены гибкие настройки и управление бизнес-процессами учреждения вне зависимости от того, каково направление его деятельности или какому ведомству оно подчинено.