- Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок в совершенстве владел английским языком, поэтому делегируют обучение чада знающему и опытному педагогу. Но заложить базу, которая поможет быстрому и эффективному освоению предмета, можно и дома. О том, как этого добиться рассказывает специалист по билингвальному развитию детей, преподаватель английского и французского языков, Мария Елисеева.
1. Отбросьте школьные стереотипы
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок свободно говорил по-английски, запомните — школьные методы не работают. Причин множество: устаревшая система преподавания, однотипность в проведении уроков, натаскивание на перевод и заучивание, неумение вызвать заинтересованность учеников.
Последний пункт особенно важен. Именно поэтому я не рекомендую начинать знакомство с английским с заучивания букв. С одной стороны, для малыша это может быть непросто, с другой — достаточно скучно. Сначала — живая речь и понимание, потом чтение.
Еще один момент, о котором обязательно нужно сказать, не просите и, тем более, не заставляйте юного ученика повторять за вами. Это никому не интересно, а школьный метод «попугайчика» говорить по-настоящему не научит. Гораздо эффективнее вызывать ребенка на диалог, стимулировать общение.
2. Сделайте акцент на понимание английской речи
Как и в родном языке, для начала нужно развивать понимание иностранной речи, а потом уже все остальное. Восприятие на слух английских слов и предложений — важный этап в обучении. Это поможет снять страх перед общением в будущем.
3. Используйте на вашем занятии игрушки, а не учебники
Проще всего ребенку изучать что-то новое посредством игры. Разыгрывайте сценки, говорите на английском от лица других персонажей. Например, возьмите кошку и скажите: «Cat. It’s a cat. Nice! A nice cat!» («Кошка. Это кошка. Милая! Милая кошка!)» Это поможет малышу связать понятия с предметом обсуждения.
4. Не надейтесь на мультики
Что может быть удобнее — включить на планшете или в телевизоре мультик, и вот уже ребенок слушает английскую речь и, в понимании многих мам и пап, изучает язык. На самом деле, мультики развлекают, но не обучают.
5. Говорите с ребёнком по мере возможности
Если вы хотите, чтобы ваш малыш говорил на языке, он должен слышать живую речь. Пусть это будут короткие предложения, если вы сами не владеете английским — главное, произносить их регулярно.
6. Начинайте с простого
Не нужно пытаться сразу объять необъятное и рассчитывать на то, что через месяц занятий ваш ребенок заговорит как носитель языка. Увеличивайте длину занятия постепенно: 3 минуты в день по грамотной методике заменят час штудирования учебника!
7. Не учите слова списками (отдельно глаголы, отдельно существительные)
Подбирайте новые определения так, чтобы они взаимодействовали друг с другом, и помогали ребенку сразу же составлять из них предложения. Например, если изучаете тему «домашние животные», включите в список не только названия разных питомцев, но и их признаки — большой, быстрый, дружелюбный, с мягкой шерстью, любит молоко и т.п.
8. Не пугайтесь, если произношение неидеально
Очень часто страх акцента становится тем камнем преткновения, который мешает заговорить на английском. Однако, смелость в общении и понимание гораздо важнее. Далеко не каждому удается натренировать произношение на уровне носителя языка, но на деле это не является барьером для коммуникаций с англоговорящими людьми.
9. Активно используйте мимику, жесты, эмоции
Они облегчают понимание, помогают запомнить новые слова быстрее и основательнее. Если вы хотите сказать, что медведь большой, раскиньте руки и произнесите протяжным голосом: «BIG! The bear is BIG!» («Большой! Медведь большой!»). Это увеличит вовлеченность ребенка в занятие.
10. Не ставьте для себя и ребенка слишком высокую планку
Лучше заниматься всего 5 минут, но в хорошем настроении и каждый день! Это не утомит малыша и сделает изучение языка легким, интересным и эффективным.
Главное, что нужно помнить родителям — занятия английским должны доставлять удовольствием и вам, и ребенку. Играйте, используйте инновационные методики, готовые сценарии и современные книги для изучения иностранного, и обязательно добьетесь успеха!
Берем языка. Как выбрать второй иностранный для ребенка?
- С недавних пор было принято решение включить в обязательные школьные стандарты изучение второго иностранного языка. Раньше такой предмет изучался только в гимназиях. Но теперь с 5 по 9 класс его будет учить каждый школьник. Какой язык предпочесть? Наш эксперт — завуч и педагог по французскому языку московской государственной школы «Класс-Центр» Наталья Оршанская.
Зачем это надо?
Таким вопросом практически не задаются родители, в активах которых несколько языков. Но те мамы и папы, которые говорят только на своем родном и английском «со словарем», часто возмущаются, считая, что их детям и одного иностранного языка за глаза хватит. Русский бы как следует выучили сначала…
На самом деле, даже несмотря на большую нагрузку в школе, у изучения еще одного языка гораздо больше плюсов, чем минусов. «Второй, а, может быть, даже третий иностранный язык в школе — это очень хорошо, — убеждена Наталья Оршанская. — Чем большим числом языков владеет ребенок, пусть даже на самом базовом уровне коммуникации, пригодном лишь для разговорного общения, тем больше возможностей и ресурсов для дальнейшего развития он приобретает».
Знание языков не только расширяет границы личного общения, но и дает толчок для познания мира, ведь каждый язык по-своему описывает окружающую действительность. Новый язык дает ребенку ключ к пониманию других национальных характеров и чужой культуры, яснее раскрывает менталитет жителей иных стран.
«Взять, к примеру, мой предмет, — рассказывает Наталья Оршанская. — Во французском языке, например, нет слова „тепло“, а есть только полярные понятия: „жарко“ и „холодно“. И еще есть слово, которое можно перевести как „хорошая погода“. Но все же это не про тепло, ведь хорошая погода для каждого из нас разная. Узнавая такие языковые тонкости, ребенок учится мыслить нестандартно».
Наконец, и это самое важное, изучение языка развивает мозг, улучшая межпредметные связи. Ведь язык связан не только с историей, психологией и культурой, но и с математикой и другими науками. Соответственно, второй иностранный может помочь ребенку лучше учиться по другим предметам.
Почему в 5 классе, а не позже?
Это оптимальный возраст для начала обучения второму иностранному. Ребенок за три предыдущих года уже более-менее освоился с первым неродным языком, может приступить и ко второму.
Если отложить это на 7 класс, когда ребенок войдет в сложный подростковый возраст отрицания, убедить его в нужности изучения второго языка и «включить» его в этот процесс, чтобы был хоть какой-то результат, будет сложно. Да и в этом случае осталось бы слишком мало времени на изучение — за 2 года в школе многого не успеть.
Беспокоиться, что ребенок не успеет освоить язык как следует, не стоит. Главное не это. Учителю важно успеть пробудить интерес к чужому языку и дать основы его изучения. Если это сделать, впоследствии ребенок при желании сам доучит язык.
Дети «языковые» и «неязыковые»
Конечно, есть дети, которым языки даются легко. Это не некий отдельный талант, как считает наш эксперт, а, скорее, общий набор неких признаков мыслительной деятельности, имеющихся у ребенка. Прежде всего к ним относятся развитая логика, хорошая память и звуковое восприятие (а для некоторых языков, таких как, например, китайский, тайский) также очень важен музыкальный слух.
Принято считать, что иностранные языки легче даются гуманитариям, но это далеко не факт. Ведь лингвистика — это тоже отчасти математика, ведь строй любого языка подчиняется своим строгим логическим законам. Однако считать, что юный математик обязательно будет успешен в языках, все же неверно.
Тем не менее научить чужому языку можно любого ребенка — надо только понять, каким образом его лучше осваивать в данном конкретном случае. Ведь убеждение в том, что есть дети, которых учить языкам бесполезно (ну не дано — и все тут!), — это миф.
Хотя, разумеется, одаренность вполне может проявляться и в языковом плане. Кто-то и впрямь постигает эту премудрость играючи (есть дети, которые почти не занимаются, при этом побеждают даже в олимпиадах). Но большинству учеников все же приходится много трудиться, прежде чем удастся хоть немного заговорить на неродном языке.
И все-таки овладеть чужим языком на мало-мальски приличном уровне могут все. Тут дело не столько в таланте, сколько в мотивации. Если у ребенка есть понимание, зачем ему нужен иностранный язык, он обязательно найдет ресурсы, чтобы им овладеть.
Было бы желание!
Поэтому главное, что нужно ставить во главу угла при выборе второго иностранного, — это мотивация. Сначала определитесь, чего больше хотите вы и ваш ребенок, а потом решайте. Не стоит выбирать язык за компанию с подружкой или соседкой по дому или просто потому, что «немецкий» хорошо знает бабушка и, если что, она поможет с «домашкой». Все это не заставит ребенка по-настоящему заинтересоваться новым языком и полюбить его. А без этого учиться бесполезно.
Итак, ищем подходящую мотивацию. Она может быть любой. Например, второй язык можно выбрать исходя из того, чтобы:
1. Не сильно напрягаться. Самое простое и очевидное решение для ребенка, начавшего знакомство с чужой речью с английского языка (основным в большинстве школ), — это выбрать еще один язык из той же группы. Это может быть французский, а также испанский и итальянский языки. Такой выбор позволит ребенку задействовать в изучении не слишком много сил: ведь в языках одной группы много похожих по написанию слов, много общего и в грамматике.
2. Скорее получить практическую пользу. Известно, что дети, живущие во Владивостоке, сегодня даже не хотят начинать учить относительно лёгкий английский, а сразу стремятся овладеть сложным китайским. Оно и понятно: Китай — рукой подать. Развивать любой бизнес, скорее всего, придётся с партнерами на Востоке. Выбор языка очевиден, если в той или иной стране у ребенка есть родственники, друзья, знакомые. С ними же надо как-то общаться.
3. Имелось соответствие личным интересам. Например, девушкам, увлеченным модой, косметикой, рыцарскими романами, кинематографом Жана-Люка Годара, будет ближе французский язык. Детям, увлеченным музыкой, вокалом, имеет смысл выбрать итальянский — он им сильно пригодится.
Тем, кто без ума от японских комиксов манга, можно попробовать освоить японский, хоть он и очень нам непривычен.
Если ребенок мечтает учиться в другой стране или понимать без перевода, о чем поет любимый певец, или просто хочет общаться в соцсетях с ребятами, живущими за рубежом, то это все тоже отличная мотивация для овладения вторым языком. Родителям стоит только внимательно присмотреться к своим детям.
4. Пойти вслед за учителем. Наконец, очень многое зависит от личности учителя. Если по школе ходит слух, что «немца» на уроках ученики слушают открыв рот или за «француженкой», организовавшей в школе театр, толпами ходят ребята, то к такому учителю и надо идти. Он сможет «зажечь» ребенка, увлечь собой и своим предметом. Также очень важно, чтобы между учителем и учеником произошел контакт, чтобы педагог верил в успех ребенка и мог передать ему эту уверенность. И тогда все получится!
Несгораемый запас удержит на плаву. Иностранные языки помогут в поездках.
- Нет сложных или лёгких языков. Просто один может потребовать больше внимания к его фонетической, звуковой части, а другой — к структурной.
Достаточно 300 слов
Язык — это как спорт. Если раз в жизни научились плавать или хотя бы просто держаться на воде, то уже не утонете. Да, чтобы свободно владеть языком, надо постоянно тренироваться. Но важно создать несгораемый запас, и тогда язык не забудется. При необходимости этот «файл» всегда можно открыть и довести до состояния, когда вы сможете свободно общаться.
Важно понимать: из небольшого количества комбинаций можно строить множество предложений и конструкций. Чтобы понять структуру языка, надо освоить и довести до автоматизма несколько основных грамматических формул. То есть усвоить, как спрягать глаголы, комбинировать слова в предложении, и выучить несколько сот слов, наиболее часто употребляемых.
На самом деле в быту используется всего 300-400 слов — они охватывают 90% устной речи. Так что любой человек, даже с посредственной памятью, может выучить эти 300 слов очень быстро.
Поэтому избавьтесь от комплекса отличника. Не ограничивайте себя дилеммой: либо я говорю идеально, либо молчу. Мы ведь и русский знаем неидеально. Говорить нужно в любом случае, даже если вы знаете всего несколько слов и умеете составлять элементарные фразы и предложения.
Всё понимаю, а сказать не могу
Многие жалуются: всё понимаю, а сказать не могу. В этом случае важно довести базовые структуры, отвечающие за связную речь, до автоматизма. Чтобы, как в спорте, вы не задумывались, какое движение следует выполнить в данный момент. Всё должно происходить на уровне рефлексов.
Чтобы овладеть разговорной речью, надо запоминать не отдельные слова, а структуры, позволяющие создавать словосочетания и предложения. Язык должен восприниматься как некая объёмная структура, пространство, в которое человек входит и чувствует себя в нём комфортно.
Смотрите и читайте
Если же вы нормально говорите, но при этом многого не понимаете, попробуйте смотреть фильмы на иностранном языке, слушать радио. Это поможет привыкнуть к речи, звучанию языка. Он перестанет быть чужим и будет легче восприниматься. Важно снять психологический блок, а это происходит, как только вы перестаёте воспринимать язык просто как набор букв и грамматических правил.
Есть желание овладеть языком на более продвинутом уровне? Читайте. Это даёт структурное восприятие и обогащает словарный запас. Можно начать с адаптированных текстов. Главное, не перетруждать себя, читать каждый день по странице, по абзацу, да хоть по строчке, лишь бы это происходило регулярно. Регулярность важнее времени, затраченного на обучение. Каждый день уделять языку по 5-10 минут эффективнее, чем решить заниматься каждый день по 2 часа и никогда этого не выполнять.
Если у вас есть желание подучить свой английский, порекомендуем этот курс >>>