You are currently viewing Психология личности кратко

Психология личности кратко

Существует несколько подходов к определению личности – идиографический и номотетический. Идиографический взгляд предполагает, что каждый человек обладает уникальной психологической структурой и что некоторыми чертами обладает только один человек; и что бывают моменты, когда невозможно сравнивать одного человека с другим. Как правило, исследователи, придерживающиеся данного подхода, для сбора информации используют тематические исследования.

Номотетическая точка зрения, с другой стороны, подчеркивает сопоставимость между людьми. Эта точка зрения утверждает, что черты характера имеют одинаковое психологическое значение у всех. Этот подход имеет тенденцию использовать в качестве инструментария самоинтервью, факторный анализ и т.д. Не следует забывать влияние и взаимодействие природы (биология, генетика и т.д.) и воспитания (окружающая среда, семья) в отношении развития личности.

Теории черт личности предполагают, что личность имеет биологическую основу, тогда как теории государства, такие как теория социального обучения Бандуры (1977), подчеркивают роль воспитания и влияния окружающей среды.

В данной статье мы рассмотрим, как раскрывается психология личности кратко в каждой из нескольких основных теорий современной социологии и психологии.


Теория Зигмунда Фрейда

Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда предполагает, что существует взаимодействие между природой (врожденные инстинкты) и воспитанием (влияние родителей). По его мнению, личность включает в себя несколько факторов:

  • Инстинктивные влечения — еда, секс, агрессия;
  • Бессознательные процессы;
  • Влияние раннего детства (относительно психосексуальных стадий) — особенно родителей.

Развитие личности зависит от взаимодействия инстинктов и окружающей среды в течение первых пяти лет жизни. Родительское поведение имеет решающее значение для нормального и ненормального развития. Проблемы личности и психического здоровья в зрелом возрасте обычно можно проследить до первых пяти лет жизни.

Фрейд утверждал, что люди – в том числе дети – в основном гедонисты — они стремятся искать удовольствия, удовлетворяя желания. Источники удовольствия определяются расположением либидо (жизненной силы). По мере того, как ребенок проходит различные стадии развития, местоположение либидо и, следовательно, источники удовольствия меняются.

Фрейд считал, что личность структурирована на три части: ид, эго и суперэго (также известное как психика), которые развиваются на разных этапах нашей жизни.

Ид – это примитивный и инстинктивный компонент личности. Он состоит из всех унаследованных (то есть биологических) компонентов личности. Эго развивается, чтобы быть посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром (как рефери). Это решающий компонент личности. Эго реалистичными способами удовлетворяет требований Ид, учитывая социальные реальности и нормы, этикет и правила. Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым личность научилась у родителей и других людей. Это что-то вроде совести, которая может наказать Эго, вызвать у него чувство вины.

Теория личности Айзенка

Айзенк предложил другую теорию личности, основанную на биологических факторах, утверждая, что люди наследуют тип нервной системы, который влияет на их способность учиться и адаптироваться к окружающей среде.

В 1940-е годы Айзенк работал в психиатрической больнице Модсли в Лондоне. Его работа заключалась в проведении первоначальной оценки каждого пациента до того, как психиатр диагностировал его психическое расстройство. В этой должности он собрал ряд вопросов о поведении, которые позже применил к 700 солдатам, лечившимся от невротических расстройств в госпитале. Он обнаружил, что ответы солдат, по-видимому, естественным образом связаны друг с другом, что позволяет предположить, что в ответах солдат обнаруживается ряд различных личностных качеств. Он назвал эти черты личности первого порядка.

В основе его исследования лежал метод факторного анализа. Этот метод сводит поведение к ряду факторов, которые можно сгруппировать под отдельными заголовками, называемыми размерами.

Айзенк обнаружил, что поведение солдат может быть представлено двумя измерениями: интроверсия / экстраверсия; Невротизм / стабильность. Айзенк назвал эти черты личности второстепенными.

Каждый аспект личности (экстраверсия, невротизм и психотизм) можно проследить до различных биологических причин. Личность зависит от баланса между процессом возбуждения и торможения вегетативной нервной системы.

  • Экстраверсия / интроверсия

Экстраверты общительны, жаждут волнений и перемен, поэтому им легко надоесть. Они, как правило, беззаботны, оптимистичны и импульсивны. Они с большей вероятностью пойдут на риск и будут любителями острых ощущений. Айзенк утверждает, что это происходит потому, что они наследуют недостаточно возбужденную нервную систему и поэтому ищут стимуляции, чтобы восстановить уровень оптимальной стимуляции.

Интроверты находятся на другом конце шкалы, они тихие и сдержанные. Они уже чрезмерно возбуждены и избегают ощущений и раздражений. Интроверты замкнуты, планируют свои действия и контролируют свои эмоции. Они склонны быть серьезными, надежными и пессимистичными.

  • Невротизм / стабильность

Уровень невротизма человека определяется реактивностью его симпатической нервной системы. Нервная система стабильного человека обычно меньше реагирует на стрессовые ситуации, остается спокойной и уравновешенной.

С другой стороны, человек с высоким невротизмом будет гораздо более нестабильным, склонным к чрезмерной реакции на раздражители и может быстро переживать, гнев или страх. Они слишком эмоциональны, и им трудно успокоиться, когда они расстроены.

  • Психотизм / нормальность

Позже Айзенк добавил третью черту (измерение) – психотизм – например, отсутствие сочувствия, жестокость, одиночество, агрессивность и беспокойство. Это связано с высоким уровнем тестостерона. Чем выше уровень тестостерона, тем выше уровень психотизма, а низкий уровень связан с более нормальным сбалансированным поведением.

Теория черт Кеттелла

Кеттелл не согласился с точкой зрения Айзенка о том, что личность можно понять, рассматривая только два или три измерения поведения. Вместо этого он утверждал, что для того, чтобы получить полное представление о чьей-либо личности, необходимо посмотреть на гораздо большее количество черт.

В то время как Айзенк основывал свою теорию на ответах госпитализированных военнослужащих, Кеттелл собирал данные от разных людей с помощью трех разных источников данных.

  • L-данные – это данные о жизни, такие как школьные оценки, прогулы на работе и т.д.
  • Q-данные – это анкета, предназначенная для оценки личности человека (известная как 16PF).
  • T-данные – это данные объективных тестов, разработанных для «проникновения» в конструкцию личности.

Кеттелл проанализировал T-данные и Q-данные, также используя математический метод, называемый факторным анализом, чтобы посмотреть, какие типы поведения обычно группируются у одних и тех же людей. Он выделил 16 личностных черт/факторов, общих для всех людей.

Кеттелл проводил различие между характеристиками источника и поверхности. Поверхностные черты очень очевидны и могут быть легко идентифицированы другими людьми, тогда как исходные черты менее заметны для других людей и, по-видимому, лежат в основе нескольких различных аспектов поведения. Он был убежден, что исходные черты более важны для описания личности, чем поверхностные черты.

Теория черт Олпорта

Теория личности Олпорта подчеркивает уникальность личности и внутренние когнитивные и мотивационные процессы, влияющие на поведение. Например, интеллект, темперамент, привычки, навыки, отношения и черты характера.

Олпорт полагает, что личность биологически определяется при рождении и формируется в результате жизненного опыта человека.

Теория авторитарной личности

Адорно и другие исследователи предположили еще один подход к изучению психологии личности, кратко говоря, основанный на убеждении в том, что предрассудки являются результатом индивидуального типа личности. Они опробовали и разработали анкету, которую назвали шкалой F (F означает фашизм).

Адорно утверждал, что глубоко укоренившиеся личностные черты предрасполагают некоторых людей к высокой чувствительности к тоталитарным и антидемократическим идеям и, следовательно, к их предвзятости.

Доказательства, которые они предоставили в поддержку этого вывода, включали:

  • Тематические исследования, например, нацисты
  • Психометрическое тестирование (использование шкалы F)
  • Клинические интервью выявили ситуативные аспекты их детства, такие как тот факт, что они были воспитаны очень строгими родителями или опекунами, которые были обнаружены среди участников, получивших высокие баллы по шкале F, которые не всегда встречаются в фонах с низкими баллами.

Авторитарные личности, как правило, были:

  • Враждебно относится к тем, кто имеет более низкий статус, но послушен людям с высоким статусом.
  • Довольно жесткие в своих мнениях и убеждениях.
  • Традиционные, отстаивающие традиционные ценности

Адорно пришел к выводу, что люди с авторитарными личностями с большей вероятностью делят людей на группы «мы» и «они», считая свою собственную группу превосходящей. Таким образом, исследование показало, что люди с очень строгим воспитанием критически настроенных и суровых родителей с большей вероятностью разовьются в авторитарной личности.


Эти и многие другие теории психологии личности кратко и более подробно можно изучить, обратившись к оригинальным текстам исследований, хрестоматийным сборникам основных трудов ключевых авторов и обязательно, изучив материалы, в которых представлена четкая и аргументированная критика каждой из теории. Только в полной мере погрузившись в материал и изучив контекст темы, можно составить полное представление о психологии личности на данный момент.