You are currently viewing Можно ли натренировать мозг и каковы границы его возможностей?

Можно ли натренировать мозг и каковы границы его возможностей?

Бен Уйтеч получил пять сотрясений мозга, а Джон Келлер в течение 70 дней был в коме. Оба имели огромные проблемы с памятью, но сегодня это уже в прошлом. Оказалось, что тренировка ума — это полезно не только студентам, желающим улучшить результаты в обучении, но также и людям после тяжелых черепно-мозговых травмы.

Смотрели фильм „Сотрясение” с Уиллом Смитом? Это история доктора, который нашел доказательства, отношений удара и черепно-мозговой травмой спортсменов и их последующими заболеваниями. Также Бэн Уйтеч, игрок NLF боролся с травмами головы. Ситуация могла бы закончиться очень плохо, если бы не помощь специалиста, который помог ему натренировать мозг.

1.Память возвращается вновь

Бэн Уйтеч причислен к числу лучших игроков американского футбола. Играл за команды Индианаполис Колтс, и способствовал, в частности, победе в чемпионате Супер Боул в 2007 году.

Следующим шагом в его карьере было быть связано с Цинциннати Бэнглас. Контракт на 9 млн долларов проповедовал успех, но, к сожалению, во время одной из тренировок Уйтеч получил сотрясение мозга и потерял сознание.

Спортсмен попал в больницу, а исследования показали, что он уже имел еще четыре других сотрясения, о которых даже не знал. Это было начало конца карьеры спортсмена – и это именно в тот момент, когда, казалось, он достиг пика.

Жена футболиста устроила на 30-тый день рождения вечеринку-сюрприз. Вечеринка прошла отлично, а после праздника Бен провел 3 дня со своим другом. Уик-энд был очень успешным – по крайней мере, так утверждал его друг, но – к его ужасу – Бэн не был в состоянии сказать на эту тему ничего.

Все проведенные дни, полностью исчезли из его памяти. Это был первый явный сигнал проблемы.

Со временем провалы в памяти становились все более серьезными. Мужчина начал писать письма жене и своим дочерям, желая таким образом сохранить хотя бы крохи остатков памяти.

В конечном счете, из этих записей была создана книга, в которой Бэн изложил свою жизненную философию и все, что он хотел бы передать своим детям – даже, если бы в один прекрасный день он перестал узнавать близких.

Трудно поверить, что сегодня память Бена, совершенно отличная! Как это возможно? Спасением оказались интенсивные иногда сложные, но очень эффективные тренировки. Он четыре раза в неделю, по 2,5 часа, выполнял упражнения на развитие зрительной памяти, под руководством тренера, развивал когнитивные навыки.

Одно из упражнений заключалось, в том, чтобы, запомнить случайные слова и цифры и потом безошибочно воспроизвести их по памяти. Такие упражнения позволяют создавать в мозге, новые нейронные пути и заменить ими те, которые работают неправильно.

В общей сложности тренировка длилась 100 часов на протяжении 20 недель. Совсем не много, если учесть результаты. В тесте, сделанном в начале тренировки, его кратковременная память была совсем ужасна. Долговременная память в то время соответствовала уровню 17-летнего подростка, а это значит, человека, имеющего гораздо меньше воспоминаний, чем 30-летний мужчина.

Как Бэн сказал в одном из интервью что, перед началом тренировки он терялся во фразах, забыв слова. Он не был в состоянии вести нормальные разговоры. А после тренировки этого типа трудности исчезли полностью. Правда, к нему таки и не пришли воспоминания, которые он потерял в результате пережитых потрясений мозга, но, благодаря упражнениям, он перестал терять еще.

Новые фрагменты уже запоминались без проблем и не слетали с памяти даже после длительного времени.

В настоящее время Бэн не спортсмен, но успешно реализует совершенно другую карьеру. Он — певец и как музыкант не только выпускает новые диски, но также гастролирует и получает награды.

2. От комы до полного восстановления

К сожалению, случай Бена не единичный. Многие люди испытывают проблемы с памятью из-за различных травм или как Джон Келлер – подвергаются тяжелым несчастным случаям.

Ситуация Келлера впрочем, еще более вопиющая.
В 2009 году 33-летний мужчина ехал на мотоцикле без шлема и без защитной одежды. В какой-то момент в него с силой влетел автомобиль, почти подняв мотоциклиста в воздух. Тело мужчины упало над несколькими полосами проезжей части.

Келлер выжил, но его состояние было очень плохое. Переломанный таз, серьезный ушиб головного мозга, отсутствие контакта – врачи не давали ему шансов. Мужчина провел в коме, 70 дней, перенес 14 операций, а на больничной койке он провел почти год.

Нужно было много работать, чтобы, в конце концов, он начал передвигаться самостоятельно и говорить. Это далось ему это с большим трудом, но для семьи, то что он вернулся к реальности, стало большой причиной для радости, а для врачей огромным сюрпризом. Но только его память была в смятении.

Например, если кто-то ему представлялся, после 30 секунд разговора, он забывал, как его зовут.
Келлер не хотел сдаваться. Он занимался по несколько часов в день в тренажерном зале, оценивая каждый, даже минимальный прогресс. Сегодня можно сказать, что тренировка оказался прорывом. Тренинг был очень полезным в восстановлении синапсов головного мозга до нормального уровня.

Достаточно сказать, что спустя еще несколько месяцев мужчина совершенно не походил на человека, который перенес аварию. Что интересно, когнитивное обучение не только улучшило память, но повлияло на улучшение произношения, слуха и даже зрения. Это кажется необычным, но в мозге все эти процессы тесно связаны друг с другом.

Интенсивная работа с мозгом, в этом случае также принесла весьма ощутимые результаты. Можно найти видео, показывающее Келлера в коме и после возвращения к здоровью. Трудно поверить, что этот умный и хорошо выраженным мужчина мог быть когда-то в тяжелом состоянии.

3. Тренировка мозга для студентов и не только

Как Бэн, так и Джон Келлер вложили много труда в то, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Оба решили обучить свой мозг, чтобы изменить качество своей жизни, но то, что стоит также заметить, оба уже ранее занимались спортом и были активны.

Таким образом, можно считать, что основой была уверенность в том, что нет эффекта без работы, а успех требует решимости. Такой подход, безусловно, помог им в ходе упражнений на память.

Приведенные выше примеры показывают, что тренировка мозга возможно даже в экстремальных ситуациях, и, таким образом, с медицинской точки зрения, диагностированных травм. Тем не менее, большинство людей, использующих упражнений – это ученики школы.

Метод был разработан в первую очередь для того, чтобы помочь в развитии познавательных навыков у детей, которые имеют трудности в обучении. Метод позволяет, как бы „запечатать” мозг, благодаря чему новые сведения останутся в памяти, вместо того, чтобы „протекать”.

Результаты исследований говорят, что около 2000 детей показывают, что с помощью такой тренировки ученики справляются с умеренными трудностями в обучении, даже те, у которых был диагностирован, например, СДВГ, дислексией, синдромом дефицита внимания (ADD), или даже расстройства аутистического спектра.

Эффективность тренировки является следствием того факта, что такого рода умственные упражнения укрепляют внимание и память, скорость обработки информации и отношения между отдельными познавательными способностями.

Во время тренировок в мозге образуются новые нервные пути, которые позволяют гибко использовать новые знания. В результате улучшается, например, беглость чтения, концентрациия внимания, а также скорость запоминания.

Тренировка влияет как на сам процесс обучения (ребенок учится быстрее), как и на результаты в науке (информация лучше поняты и остаются в памяти на долго).

Преимущества этого типа тренировок наиболее ценят родители детей школьного возраста, студенты так же чаще всего используют тренировки познавательных навыков.

Да, действительно, ловкость ума можно практиковать в любом возрасте и независимо от состояния здоровья.

А рассказы Бена и Джона представляют собой доказательство того, что тренировка мозга может принести впечатляющие результаты даже в очень сложных ситуациях.


Автор статьи: Александр Нечаев