Школа – один из самых важных социальных институтов. Как утверждают исследователи, всегда им был, есть и еще долгое время будет. Школа по своему функционалу никогда не была только «образовательным учреждением».
Воспитательная система, выстроенная в каждой школе, лицеи, гимназии включает в себя не только усваивание знаний и программы, но и социализацию учеников, формирование мировоззрения, базовых установок личностей, развитие талантов и способностей учащихся, посредством учебных занятий, внеурочной деятельности.
Именно это и подразумевается под понятием «воспитательная работа в школе». И именно поэтому так важно уделять пристальное внимание организации этой работы.
Почти каждая средняя общеобразовательная российская школа предлагает своим ученикам какой-либо вид внеклассной деятельности, такой как музыка, клубы по интересам и спорт. Эти мероприятия предлагают учащимся возможность познать ценности командной работы, индивидуальной и групповой ответственности, физической силы и выносливости, конкуренции, разнообразия, а также чувства культуры и общности.
Внеучебные мероприятия предоставляют практическую возможность для закрепления уроков, извлеченных в классе, предлагая учащимся возможность применить академические навыки в реальном контексте и, таким образом, считаются частью всестороннего образования.
Недавние исследования показывают, что участие во внеклассных мероприятиях может усилить у учащихся чувство вовлеченности или привязанности к своей школе и, таким образом, снизить вероятность неуспеваемости и социального дистанцирования от сверстников, общества.
Если действительно участие во внеклассных мероприятиях может привести к успеху в школе, то доступность этих занятий для учащихся любого происхождения становится важным вопросом в организации воспитательной работы.
Связано ли участие во внеклассных мероприятиях с успеваемостью учащихся в школе?
Традиционно показатели успешного участия в школе включают постоянную посещаемость, академические достижения и стремление к продолжению образования после окончания средней общеобразовательной школы. Национальное лонгитюдное исследование в области образования (NELS), организованное среди учащихся старших классов средней школы в 1992 году наглядно доказало, что участие школьников во внеурочной деятельности положительно связано с каждым из показателей успешности среди выпускников.
В течение первого семестра старшего года участники сообщали о более высокой посещаемости, чем их одноклассники, не участвовавшие в программе — половина из них не пропускала занятия без уважительной причины, а половина никогда не пропускала занятия.
Учащиеся, которые участвовали во внеклассной деятельности, были более склонны, чем неучастники, стремиться к высшему образованию: две трети участников ожидали получить как минимум степень бакалавра, в то время как около половины неучастников не ожидали этого.
Помимо исследовательских утверждений о том, что существует взаимосвязь между участием во внеклассных мероприятиях и успехами в школе, большинство преподавателей и работников образовательной сферы также убеждены, что степень или интенсивность участия во внеурочной деятельности тесно связаны с положительной динамикой успеваемости.
Доступность для всех обучающихся
Воспитательная работа в школах реализуется по нескольким направлениям. Это воспитание познавательных интересов, художественно-эстетическое воспитание, нравственное воспитание, экологическое воспитание, физико-оздоровительное воспитание, трудовое воспитание и патриотическое воспитание, которое включает в себя героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание и гражданское воспитание.
Реализация этих направлений происходит посредством проведения классных часов, тематических мероприятий в актовом и спортивном залах школы, проведение тематических недель, декад, и, само собой, в процессе бесперебойной организации внеурочных кружков и клубов при школах.
На данный момент в каждом регионе, даже далеко отдаленном от центральной части России, ученикам государственных школ доступны основные внеклассные мероприятия, включая спорт, исполнительское искусство, юнармейские отряды, кружки рукоделия, конструирования, моделирования, юмористические клубы стендаперов и КВН и прочее.
Однако нужно отметить опасения, связанные с ограниченными ресурсами в школах, которые создают препятствия и делают ограниченно доступными внеклассные занятия (отсутствие свободных аудиторий, свободного времени у специалистов, преподавателей, ресурсов для обеспечения бесперебойного функционирования занятий на протяжении всего учебного года).
Большинство подобных внеклассных занятий проводятся работниками школы по сугубо собственной инициативе, за минимальную ставку или вовсе бесплатно.
Городское пространство организовано так, что школьники могут найти альтернативу в клубах, Домах Культуры, городских спортивных залах и кружках (как на платной, так и на безвозмездной основе). Однако вариативность путей в сельской малонаселенной местности гораздо меньше, что ограничивает возможности детей в развитии своих способностей.
Это снова подтверждает необходимость обратить пристальное внимание на организацию внеклассной деятельности в учебных учреждениях. Воспитательная работа в школе, особенно сельской, должна стать одним из приоритетов финансирования и вопросов распределения кадров.
Кто пользуется дополнительными занятиями?
Многочисленные исследования также подтверждают, что около четырех из каждых пяти учащихся участвуют по крайней мере в одном внешкольном мероприятии. Хотя ряд внеклассных мероприятий доступен почти всем учащимся, студенты заметно различаются в выборе занятий.
Спорт (индивидуальный или командный), обыкновенно, имеет самое широкое распространение, вторым по популярности внеклассным занятием являются исполнительские искусства, затем — академические клубы.
Юнармейские отряды и члены студенческого самоуправления, которые по определению имеют более ограниченное членство, чем другие виды деятельности, очевидно и привлекают меньшее количество учащихся.
Некоторые исследователи предполагают, что социальный контекст школы также может иметь положительное или отрицательное влияние на поведение учеников, в зависимости от того, находится ли отдельный ученик в относительном меньшинстве или в большинстве в школе.
Плюсы активного участия в воспитательных мероприятиях образовательных учреждений
Дополнительные занятия, такие как спорт, уроки рисования или уроки музыки – это не просто развлечение и возможность для школьников подружиться, найти единомышленников; это также прекрасная возможность интегрироваться в общественную среду.
Внеклассные занятия могут помочь сохранить воспоминания, которые останутся у человека на всю жизнь. Перечислим ряд причин, по которым важно поощрять интерес учеников к внеурочной деятельности (как родителям, так и работникам школы):
- Дополнительные занятия дают обучающимся возможность познакомиться с новыми интересами, которых нет в обычной школьной программе. Например, некоторые кружки помогают детям развивать и практиковать критическое мышление и принятие решений, развивают эмоциональный интеллект, способности к легкой коммуникации; учат различным путям решения конфликта; стратегическому мышлению; помогают приобрести навыки командной работы.
- Они помогают обеспечивать больше физической активности школьника, чем в течение школьного дня и дома.
- Внеклассные занятия доставляют удовольствие и развлекают обучающихся, что помогает им сохранять мотивацию, позитивный взгляд на жизнь.
Несколько выводов
Развивая таким образом свои социально-эмоциональные навыки, школьники лучше подготовлены к решению проблем детства / юности и чаще добиваются успеха в жизни. Старшеклассникам также может потребоваться резюме или портфолио внеурочной деятельности, чтобы повысить свои шансы на поступление в университет и получение стипендии.
В идеально функционирующей образовательной системе ученик – это активный участник воспитательного процесса. Именно поэтому весь процесс воспитания должен быть ориентирован на него на всех уровнях (в классах, в секциях и кружках, в школе).
Под ориентацией на ученика подразумевается учет его личных потребностей, интересов и особенностей. Работники школы должны понимать, что воспитательная работа в школах строится на принципах диалога и сотрудничества, поддержки нового, только входящего в активную социальную среду субъекта.
На сегодняшний день, в мире, который утратил нравственные ориентиры, особенно важно обращать внимание на роль школы и ее воспитательных инструментов.